Судья Бацунин Е.Г. дело № 33а-10000/2021
24RS0046-01-2021-003897-97
3.048
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 августа 2021 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Корниенко А.Н.,
судей Парфеня Т.В., Данцевой Т.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Боевой Н.О.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Парфеня Т.В.
административное дело по административному иску СРИ к призывной комиссии Свердловского района г. Красноярска, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края», Военному комиссариату Свердловского района г. Красноярска и г. Дивногорска Красноярского края о признании незаконным решения призывной комиссии,
по апелляционной жалобе СРИ,
на решение суда Свердловского районного суда г. Красноярска от 14 мая 2021 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Выслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
СРИ обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии Свердловского района г. Красноярска и г. Дивногорск Красноярского края, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края», Военному комиссариату Свердловского района г. Красноярска и г. Дивногорска Красноярского края о признании незаконным решения призывной комиссии.
Требования мотивированы тем, что истец состоит на учете в военном комиссариате Свердловского района г. Красноярска и г. Дивногорска. Решением призывной комиссии от 01.04.2021 года истец призван на военную службу, ему выдана повестка на 15.04.2021 года на отправку к месту прохождения военной службы. Полагает, что при проведении медицинское освидетельствование были допущены нарушения, а именно: призывная комиссия работала не в полном составе, предусмотренном действующим законодательством, решение принято не большинством голосов, персональный состав комиссии оглашен не был, у него не были уточнены сведения о составе семьи, материальном положении, жилищных условиях, о размере заработка его и членов его семьи, о его образовании, наличии военно – учетной специальности, наличии судимости и другие необходимые сведения.
Просил признать решение Призывной комиссии Свердловского района г. Красноярска и г. Дивногорск Красноярского края от 01.04.2021 года незаконным и отменить.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе СРИ просил отменить решение, приводя доводы аналогичные содержанию искового заявления. Выражая несогласие с выводами суда, указывает, что решение призывной комиссии принималось не полным и соответственно незаконным составом. В заседании призывной комиссии 01.04.2021 года принимали участие только четыре члена комиссии из семи, персональный состав комиссии не был оглашен.
Определив возможность в силу ст.150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, проверив материалы дела и решение суда по правилам ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями). если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям ч.2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденном Указом Президента РФ от 07.12.2012 года № 1609 военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации. Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов. Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям (далее - отделы (муниципальные), подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения. Военные комиссариаты не имеют филиалов и представительств.
Согласно ч.1 и ч. 2 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
По правилам ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий. При этом одновременно с отменой решения нижестоящей призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает одно из решений, указанных в пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пп. «а» п.1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно п. 7 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 01.04.2021 года СРИ, 1999 года рождения, прошел медицинское освидетельствование в военном комиссариате Свердловского района г.Красноярска, после чего врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, дано заключение о годности его к военной службе по категории А-1, решением призывной комиссии от 01.04.2021 года СРИ призван на военную службу.
Установленные судом первой инстанции обстоятельства подтверждаются копией учетной карты призывника, выпиской из протокола заседания призывной комиссии Свердловского района г. Красноярска от 01.04.2021 года.
Разрешая административные исковые требования, суд исходил из того, что решение от 01.04.2021 года о призыве СРИ на военную службу и заключение о его годности к военной службе приняты уполномоченным органам в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, порядок проведения медицинского освидетельствования по призыву на военную службу соблюден и выполнен в полном объеме в установленные сроки, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания решения призывной комиссии незаконным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям закона, обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования доказательств.
Не находят своего подтверждения доводы истца о неполномочном составе призывной комиссии принявшей оспариваемое решение.
Согласно пункту 2 Положения «О военных комиссариатах», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 года N 1609, военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Распоряжения Губернатора Красноярского края «Об организации призыва граждан 1994-2003 годов рождения на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу в апреле-июле 2021 года», представленным административным по запросу судебной коллегии, и принятой судом апелляционной инстанции в качестве доказательства на основании ч. 2 ст. 308 КАС РФ, созданы призывные комиссии и утверждены их составы, в том числе и в Свердловском районе г. Красноярска. В соответствии с приложением № 2 к распоряжению Губернатора Красноярского края от 26.03.2021 № 136-рг в состав призывной комиссии для осуществления призыва граждан 1994-2003 годов рождения на военную службу и направления на альтернативную гражданскую службу в апреле – июле 2021 года в Свердловском районе г. Красноярска вошли заместитель главы города – руководитель департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска (председатель комиссии), военный комиссар Свердловского района города Красноярска и города Дивногорск Красноярского края (заместитель председателя комиссии), секретарь комиссии, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, два представителя органа внутренних дел, представитель органа управления образованием, представитель органа службы занятости населения.
Опровергая доводы СРИ о том, что административным ответчиком был нарушен порядок принятия решения о призыве на военную службу при неполном составе призывной комиссии, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в учетной карте призывника содержатся подписи всех членов призывной комиссии: председателя, заместителя председателя, секретаря, врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, представителя органа внутренних дел, представителя органа управления образования, представителя органа службы занятости населения.
В соответствии с пунктом 6 Приложения N 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не прибывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663" (в ред. приказа Министра обороны РФ от 29.06.2012 N 1661), председатель призывной комиссии доводит до призывника персональный состав призывной комиссии; заместитель председателя призывной комиссии - военный комиссар докладывает членам призывной комиссии обоснованные предложения по решениям в отношении граждан, проходящих призывную комиссию, в отношении граждан, призываемых на военную службу, вносит в призывную комиссию предложения о предназначении их по видам, родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам для подготовки и прохождения военной службы по соответствующим военно-учетным специальностям; члены призывной комиссии уточняют у гражданина состав семьи, материальное положение, жилищные условия, его заработок и заработок членов его семьи, образование, наличие военно-учетной специальности, наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений и другие сведения, необходимые для принятия соответствующего решения, определенного Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Решение призывной комиссии принимается большинством голосов, о чем производится запись в протоколе заседания призывной комиссии. Гражданин обязан лично присутствовать на заседании призывной комиссии. Принятое в отношении его решение объявляется ему председателем призывной комиссии. По требованию гражданина (его законного представителя) ему выдается выписка из протокола заседания призывной комиссии, в которой вынесено указанное решение.
Между тем, информация о членах призывной комиссии размещена и находится в свободном доступе (в том числе на официальном интернет – портале правовой информации Красноярского края), таким образом, до призывников персональный состав призывной комиссии доведен.
Решение о призыве СРИ на военную службу и заключение о его годности к военной службе приняты уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства, порядок проведения медицинского освидетельствования по призыву на военную службу соблюден и выполнен в полном объеме, в установленные сроки, решение принято членами призывной комиссии единогласно. Вопреки доводам апелляционной жалобы, из представленной аудиозаписи следует, что членами комиссии административному истцу заданы вопросы относительно его образования, желаемого места прохождения службы.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что итоговое решение по делу основано на правильно установленных судом юридически значимых обстоятельствах, постановлено в соответствии с положениями ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», Положения «О военных комиссариатах», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от <дата> N 1609 и ч.2 ст. 227 КАС РФ, согласно которым при соответствии оспариваемых действий требованиям нормативно-правовых актов и отсутствии нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 14 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу СРИ - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: А.Н. Корниенко
Судьи: Т.Н. Данцева
Т.В. Парфеня