Административное дело № 2а-1096/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира Московской области
Каширский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Булычевой С.Н.,
при секретаре судебного заседания Ефимычевой Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области к Звереву <данные изъяты> о взыскании недоимки по земельному налогу и пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № 8 по Тульской области обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Звереву Е.В. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени, мотивируя исковые требования тем, что в Межрайонную ИФНС России № 8 по Тульской области поступили сведения о принадлежности Звереву Е.В. на праве собственности следующего имущества:
1) земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>
2) земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
3) земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
На основании ст. 396 НК РФ налоговым органом был исчислен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ. в размере 903 руб. 00 коп., за ДД.ММ.ГГГГ. в размере 6387 руб. 00 коп. Административным истцом на основании ст. 52 НК РФ были направлены налоговые уведомления об уплате земельного налога № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ. Административный ответчик начисленные налоги за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. не оплатил, в связи с чем, согласно ст. 69 НК РФ были направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму недоимки по земельному налогу 903 руб. 00 коп., начисленные согласно ст. 75 НК РФ пени по земельному налогу в сумме 190 руб. 82 коп., № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму недоимки по земельному налогу 6387 руб. 00 коп. и начисленные согласно ст. 75 НК РФ пени по земельному налогу в сумме 146 руб. 90 коп.
Межрайонная ИФНС России № 8 по Тульской области обращалась в суд с заявлением на выдачу судебного приказа о взыскании недоимки по земельному налогу, пени. Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 68 мировым судьей судебного участка № 196 Каширского судебного района Московской области РФ отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
На основании вышеизложенного административный истец просит суд взыскать со Зверева Е.В. в пользу Межрайонной ИФНС № 8 по Тульской области недоимку по земельному налогу в размере 7 290 руб. 00 коп. и пени по земельному налогу в сумме 337 руб. 72 коп., а всего 7627 руб. 72 коп.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области и административный ответчик Зверев Е.В. в судебное заседание не явились. Административный истец о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Судебная повестка с извещением о времени и месте слушания дела, направленная административному ответчику по месту его регистрации, подтвержденному ОВМ ОМВД России по городскому округу Кашира, возвращена в адрес суда с отметкой почтовой связи «истек срок хранения».
Пунктом 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
При таких обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, суд находит административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
На основании пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (п. 1 ст. 388 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с ч. 1 ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. До ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, обязаны были уплатить земельный налог не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно частям 1, 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ, конкретизировано в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
Из представленных материалов дела следует, что Зверев Е.В. в ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником следующих земельных участков:
1) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
2) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
3) с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>
На основании ст. 31, п. 3 ст. 396 НК РФ Межрайонная ИФНС России № 8 по Тульской области начислила Звереву Е.В. земельный налог на вышеуказанное недвижимое имущество за ДД.ММ.ГГГГ в размере 903 руб. 00 коп., за ДД.ММ.ГГГГ. в размере 6387 руб. 00 коп. Административным истцом на основании ст. 52 НК РФ административному ответчику были направлены налоговые уведомления об уплате земельного налога № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10, 14-15).
В установленный законом срок обязанность по уплате налога налогоплательщиком не была исполнена, в связи с чем на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонная ИФНС России № 8 по Тульской области в адрес Зверева Е.В. ДД.ММ.ГГГГ направила требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму недоимки по земельному налогу 903 руб. 00 коп. и пени по земельному налогу на сумму 190 руб. 82 коп., а ДД.ММ.ГГГГ направила требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму недоимки по земельному налогу 6387 руб. 00 коп. и пени по земельному налогу на сумму 146 руб. 90 коп. (л.д. 11-13, 16-18).
Требования Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области административным ответчиком в добровольном порядке исполнены не были, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 68 мирового судьи судебного участка № 196 Каширского судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки по земельному налогу и пени со Зверева Е.В. отказано (л.д. 20).
Межрайонная ИФНС России № 8 по Тульской области обратилась с настоящим административным иском к Звереву Е.В. ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный срок, предусмотренный п. 3 ст. 48 НК РФ.
На основании изложенного, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не была исполнена обязанность по уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в установленный законом, в связи с чем взыскивает с него в пользу Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области недоимку по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ. в размере 903 руб. 00 коп., за ДД.ММ.ГГГГ в размере 6387 руб. 00 коп. и пени, начисленные на указанную недоимку за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9,99 руб. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 146,90 руб. согласно представленному административным истцом расчету.
Также административным истцом заявлены исковые требования о взыскании с административного ответчика пени, начисленных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Суд приходит к выводу, что требования в данной части удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; в частности, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 указанной статьи); по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ в связи с прекращением обязанности налогоплательщика по уплате соответствующего налога налоговый орган утрачивает возможность принудительного взыскания сумм налогов.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с 29.12.2017, установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Как указывалось выше, Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области заявлены требования о взыскании с административного ответчика недоимки по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ. Земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщик обязан был уплатить не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Началом срока образования недоимки по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, то есть ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислены на недоимку, образовавшуюся за предшествующий налоговый период, и которая имела место по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Недоимка по земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, и задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, в силу прямого указания закона – ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 года N 436-ФЗ - является безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом; последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 КАС РФ).
На основании изложенного, суд удовлетворяет административные исковые требования частично.
Поскольку на основании п. 19 ст. 333.36 НК РФ административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления в суд, то на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета городского округа Кашира подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400,00 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области к Звереву <данные изъяты> о взыскании недоимки по налогу и пени удовлетворить частично.
Взыскать со Зверева <данные изъяты> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области недоимку по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ. в размере 903 руб. 00 коп., недоимку по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 6387 руб. 00 коп. и пени, начисленные на указанную недоимку за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9,99 руб. и со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 146,90 руб., а всего 7446 (семь тысяч четыреста сорок шесть) рублей 89 копеек.
Взыскать со Зверева <данные изъяты> в доход бюджета городского округа Кашира государственную пошлину в размере 400 (четырехсот) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Каширский городской суд Московской области в течение месяца со дня его вынесения.
Федеральный судья С.Н. Булычева