Решение по делу № 2а-205/2018 от 09.01.2018

Дело №2а-205/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Рязань                                 07 февраля 2018 года

Рязанский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Арсеньевой О.В.,

при секретаре Боченковой А.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Рязанского района Рязанской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ к Министерству природопользования Рязанской области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Рязанского района Рязанской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ обратился с административным исковым заявлением к Министерству природопользования Рязанской области о понуждении к совершению действий.

В обоснование административных исковых требований административный истец указал, что прокуратурой Рязанского района была проведена проверка соблюдения условий пользования участками береговой полосы в границах водоохранных зон. Проверкой было установлено, что на территории Рязанского района расположено озеро Старая Тишь. Министерство природопользования Рязанской области обязано принять меры к установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта – озеро Старая Тишь, расположенного на территории Рязанского муниципального района, как на картографических материалах, так и непосредственно на местности посредством размещения специальных информационных знаков. Однако в нарушение требований действующего законодательства границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос данного водного объекта не установлены. Отсутствие установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта способствует нарушению режима использования земельных участков в таких зонах и незаконному их использованию в целях осуществления хозяйственной деятельности, предоставлению их в собственность, создается угроза для сохранения водных биологических объектов и среды их обитания.

На основании изложенного, административный истец просит суд признать бездействие Министерства природопользования Рязанской области незаконным, обязать административного ответчика установить границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта – озеро Старая Тишь, расположенного на территории Рязанского района Рязанской области, и направить сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водного объекта в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр, установить административному ответчику срок для совершения указанных действий – 2 года со дня вступления в законную силу решения суда.

Определением суда от 23 января 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Отдел водных ресурсов по Рязанской области Московско-Окского бассейнового водного управления.

В ходе рассмотрения дела административный истец на основании ст. 46 КАС РФ заявленные требования уточнил, окончательно просит суд признать незаконным бездействие Министерства природопользования Рязанской области, выразившееся в не принятии мер по охране водного объекта – озеро Старая Тишь, расположенного на территории Рязанского района Рязанской области; обязать Министерство природопользования Рязанской области определить ширину водоохраной зоны и ширину прибрежной защитной полосы водного объекта – озеро Старая Тишь, описать границу водоохраной зоны и границу прибрежной защитной полосы водного объекта – озеро Старая Тишь, их координаты и опорные точки, а также отобразить указанные границы на картографических материалах, предоставить в установленном порядке сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – озеро Старая Тишь, включающие картографические материалы, в Отдел водных ресурсов по Рязанской области Московско-Окского бассейнового водного управления, предоставить сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – озеро Старая Тишь, их координаты и опорные точки в уполномоченный орган для регистрации в Единый государственный реестр недвижимости; в соответствии со ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установить Министерству природопользования Рязанской области срок для исполнения решения суда не позднее 48 месяцев со дня вступления решения суда по делу в законную силу.

Заместитель прокурора Рязанского района Рязанской области Веселов М.В. в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры Рязанского района.

Представитель административного ответчика: Министерства природопользования Рязанской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия. В письменных возражениях просил в удовлетворении административного искового заявления отказать, указав, что в 2017 году Министерству предоставлены субвенции на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в объеме 10,3 млн. руб. Финансирование соответствующих мероприятий из областного бюджета законодательством не предусмотрено. Очередность проведения работ по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос в отношении конкретного водного объекта действующим законодательством не предусмотрена, не установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта – оз. Старая Тишь не является незаконным бездействием Министерства, поскольку во исполнение действующего законодательства Министерством ведется работа по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории Рязанской области.

Представитель заинтересованного лица: отдела водных ресурсов по Рязанской области Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён своевременно и надлежащим образом, представил в суд письменное заявление за №31 от 30 января 2018 года, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против заявленных прокурором Рязанского района Рязанской области административных исковых требований, поскольку в 2017 году работы по определению водохранных зон и прибрежных защитных полос осуществлены в отношении ряда водных объектов (рек) общей протяженностью 789,09 км, в том числе в пределах Рязанского муниципального района Рязанской области. В Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2017 году по Рязанской области, указанный водный объект не включен. В 2018 году работа будет продолжена в пределах лимитов выделяемых Федеральным агентством водных ресурсов бюджетных ассигнований в отношении водных объектов, указанных в Перечне мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2018 году по Рязанской области. Перечень согласован с Отделом в рамках мероприятий по формированию бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов.

Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Исследовав материалы дела, в том числе представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

В силу части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных данным Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что на территории Рязанского района в бассейне реки Ока расположено озеро Старая Тишь площадью 54 га.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ч. 1,2 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч.1 Положения о министерстве природопользования Рязанской области, утверждённого Постановлением Правительства Рязанской области от 05.10.2010 №240 Министерство природопользования Рязанской области является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Согласно Положению к основным задачам Министерства относится, в частности, осуществление отдельных полномочий Российской Федерации, переданных Рязанской области в области водных отношений.

В силу ч. 1, 2 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Частью 18 названной статьи предусмотрено, что установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 настоящего Кодекса.

Согласно п.11 ст.25 ВК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относятся, в том числе, осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. б п.3 Правил охраны поверхностных водных объектов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 №79, мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года N 17 "Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" (далее - Правила) определен порядок установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

Согласно указанным Правилам с целью информирования граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон для каждого водного объекта определяется ширина водоохранной зоны в соответствии со статьей 65 ВК РФ, описывается ее граница с указанием координат и опорных точек, при этом граница водоохранной зоны устанавливается непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков; граница водоохранных зон отображается на картографических материалах (пункты 2 и 4 Правил).

Согласно п. 3 Правил установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов РФ - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, за исключением водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.4 Правил в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:

а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;

б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;

в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;

г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

Согласно требованиям п., п. 5, 5(1) указанных Правил сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в месячный срок в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра".

Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии со ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований или возражений.

Материалы дела не содержат сведений об установлении границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос озера Старая Тишь в соответствии с вышеуказанными Правилами.

Данное обстоятельство представителями административного ответчика и заинтересованного лица не оспаривается.

Отсутствие установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта способствует нарушению режима использования земельных участков в таких зонах и незаконному их использованию в целях осуществления хозяйственной деятельности, предоставлению их в собственность, создается угроза для сохранения водных биологических объектов и среды их обитания.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Министерство природопользования Рязанской области допустило незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер к установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта – озеро Старая Тишь, расположенного на территории Рязанского района Рязанской области, в связи с чем административные требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Обсуждая вопрос о сроке, в течение которого административным ответчиком подлежат исполнению заявленные требования прокурора Рязанского района Рязанской области, суд исходит из норм ч.2 ст.178 КАС РФ, существа административного искового заявления, позиции сторон по делу, и полагает целесообразным установить срок для их исполнения – не позднее 48 месяцев со дня вступления решения суда по делу в законную силу.

При этом судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением данного административного дела в виде государственной пошлины, подлежат возмещению за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета на основании ч.3 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку обе стороны по делу освобождены от её уплаты в силу положений подп.9 ч.1 ст.333.36, подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Рязанского района Рязанской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к Министерству природопользования Рязанской области о признании бездействия незаконным удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природопользования Рязанской области, выразившееся в не принятии мер по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта – озеро Старая Тишь, расположенного на территории Рязанского района Рязанской области.

Обязать Министерство природопользования Рязанской области определить ширину водоохраной зоны и ширину прибрежной защитной полосы водного объекта – озеро Старая Тишь, описать границу водоохраной зоны и границу прибрежной защитной полосы водного объекта – озеро Старая Тишь, их координаты и опорные точки, а также отобразить указанные границы на картографических материалах, предоставить в установленном порядке сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – озеро Старая Тишь, включающие картографические материалы, в Отдел водных ресурсов по Рязанской области Московско-Окского бассейнового водного управления, предоставить сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – озеро Старая Тишь, их координаты и опорные точки в уполномоченный орган для регистрации в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии со ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установить Министерству природопользования Рязанской области срок для исполнения решения суда не позднее 48 (сорока восьми) месяцев со дня вступления решения суда по делу в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Рязанский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья. Подпись.

Копия верна: судья: О.В.Арсеньева.

        

2а-205/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Рязанского района
Ответчики
Министерство природопользования Рязанской области
Другие
Отдел водных ресурсов по Рязанской области Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов
Отдел водных ресурсов по Рязанской области Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных
Суд
Рязанский районный суд Рязанской области
Дело на сайте суда
riazansky.riz.sudrf.ru
09.01.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
09.01.2018[Адм.] Передача материалов судье
11.01.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.01.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
07.02.2018[Адм.] Судебное заседание
07.02.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Регистрация административного искового заявления
13.04.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.04.2020Предварительное судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Дело оформлено
13.04.2020Дело передано в архив
07.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее