Дело № 2а - 9242/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 октября 2016 года г. Челябинск
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего В.А. Юсупова,
при секретаре Л.Ф. Зиннатовой,
с участием представителя административного истца ФИО, представителей административных ответчиков ФИО, ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО к Управлению ФНС России по Челябинской области о признании незаконным решения Управления ФНС России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, обязании Межрайонной инспекции ФНС России № по Челябинской области установить размер земельного налога за период 2012 г., 2013 г., январь 2014 г., исходя из кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Ожерельев В.П. обратился в суд с административным иском к Управлению ФНС России по Челябинской области о признании незаконным решения Управления ФНС России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, обязании Межрайонной инспекции ФНС России № по Челябинской области установить размер земельного налога за период 2012 г., 2013 г., январь 2014 г., исходя из кадастровой стоимости, ссылаясь на те обстоятельства, что оспариваемым решением ответчика ему предъявлен к уплате налог в завышенном размере, что нарушает его права.
В судебное заседание административный истец не явился, его представитель ФИО настаивал на удовлетворении требований.
Представитель УФНС России по Челябинской области ФИО, представитель Межрайонной ИФНС России № по Челябинской области в судебном заседании возражали по административному иску.
По решению суда дело слушалось в отсутствие административного истца, извещенного о времени и месте слушания дела надлежащим образом, с участием его представителя.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; в соответствии с п. 1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Как видно из материалов дела, Ожерельевым В.П. было получено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате земельного налога в сумме <данные изъяты> за период: 2012 г., 2013 г., 2014 г., исчисленного на основании кадастровой стоимости <данные изъяты> за земельный участок площадью 55474 кв.м.с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Не согласившись с суммой земельного налога, ДД.ММ.ГГГГ Ожерельев В.П. обратился в МИФНС России № по Челябинской области с соответствующей жалобой, по результатам рассмотрения которой ответчик произвел перерасчет земельного налога за 2014 год с ДД.ММ.ГГГГ и указал, что суммы исчисленного земельного налога с физических лиц за 2012 и 2013 годы перерасчету не подлежат.
ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику было направлено уточненное налоговое уведомление №, согласно которому с учетом ранее уплаченных сумм ему следует не позднее ДД.ММ.ГГГГ уплатить земельный налог за налоговый период 20121 – 2014 годы в сумме <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец направил жалобу в УФНС России по Челябинской области, в удовлетворении которой ему было отказано решением заместителя руководителя УФНС России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
В силу ст. 227 КАС РФ для удовлетворения административного иска необходимо соблюдение одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону либо иному нормативно-правовому акту, нарушение прав и свобод административного истца.
В административном исковом заявлении административный истец сослался на то обстоятельство, что решением Советского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ установлена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка равной рыночной в размере <данные изъяты>.
Решение Советского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса).
Часть 1 статьи 390 Налогового кодекса устанавливает, что налоговая база для земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.Взыскание налога не на основе соответствующей действительности стоимости объекта налогообложения ведет либо к ущемлению прав владельца (при завышении стоимости имущества как налогооблагаемой базы), либо к нарушению публичных интересов (при занижении стоимости имущества как налогооблагаемой базы).
Кадастровая стоимость земельного участка как налогооблагаемая база для земельного налога определяется в соответствии с нормами земельного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных упомянутым Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускается определение кадастровой стоимости земельного участка не только в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и путем установления рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно статье 3 Закона об оценочной деятельности (в редакции 2013 года) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В статье 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции 2013 года) установлено, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции 2013 года).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Указанным постановлением разъясняется, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При таких обстоятельствах вступивший в законную силу судебный акт, согласно которому установлена кадастровая стоимость земельного участка, является достаточным основанием для того, чтобы налоговый орган исчислял земельный налог в соответствии с той кадастровой стоимостью земельного участка, которая была определена вступившим в законную силу судебным актом относительно той части налогового периода, которая следует за вступлением в законную силу судебного акта и внесением кадастровой стоимости в государственный кадастр, и не может применяться в отношении той части налогового периода, которая предшествовала вступлению в законную силу судебного акта.
Таким образом, административный иск Ожерельева В.П. о признании незаконным решения Управления ФНС России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ и о возложении на Межрайонную ИФНС России № по Челябинской области обязанности установить размер земельного налога за период 2012 г., 2013 г., январь 2014 г., исходя из кадастровой стоимости, не основан на законе и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 111, 175 - 180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Центральный районный суд г. Челябинска
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО к Управлению ФНС России по Челябинской области о признании незаконным решения Управления ФНС России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, обязании Межрайонной инспекции ФНС России № по Челябинской области установить размер земельного налога за период 2012 г., 2013 г., январь 2014 г., исходя из кадастровой стоимости, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: п/п В.А. ЮСУПОВ.
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
Судья Центрального районного
суда г. Челябинска: В.А. ЮСУПОВ.
Секретарь Л.Ф. Зиннатова
Решение вступило в законную силу ____________________________ 201 __ г.
Судья Центрального районного
суда г. Челябинска: В.А. ЮСУПОВ.
Секретарь