Дело №2-811/2022
44RS0002-01-2022-000283-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 апреля 2022 года г. Кострома
Ленинский районный суд города Костромы в составе председательствующего Балаевой Н.С., при секретаре Гусейновой З.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суслиной С. Н. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Суслина С.Н. обратилась в суд с указанным выше исковым заявлением. В обоснование заявления указала, что dd/mm/yy она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, но в назначении пенсии ей было отказано. Данное решение ответчика считает незаконным, необоснованным и нарушающим её права на пенсионное обеспечение, гарантированное ст. 7, 39 Конституции РФ.
Истец просит обязать ответчика включить в стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения период работы в должности медицинской сестры детского ортопедического отделения ОГБУЗ «Костромской областной госпиталь для ветеранов войн» с dd/mm/yy по dd/mm/yy год в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев за 1 год работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, с dd/mm/yy.
В судебном заседании истец Суслина С.Н., ее представитель Кузьмичева С.Е. поддержали исковые требования. Истец Суслина С.Г. суду пояснила, что работала в ОГБУЗ «Костромской госпиталь для ветеранов войн» в детско-ортопедическом отделении. В отделении было не менее восьми медсестер, два поста. В функциональные обязанности её как постовой медсестры входили подготовка больного к операции, обслуживание после операции, перевязки, наложение и снятие гипсов, обработка ран, ушивание раны. Полагает, что выполняла функциональные обязанности медсестры перевязочной. В операциях участия не принимала. В детско-ортопедическом отделении имелась перевязочная. В судебном заседании просила назначить пенсию с dd/mm/yy.
Представитель ответчика Красотина А.А. с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии.
Представитель третьего лица ОГБУЗ «Костромской областной госпиталь для ветеранов войн» Лаврова Н.Э. в судебном заседании возражений по делу не имела.
Суд, заслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с dd/mm/yy
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в соответствии с которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "н" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 г. N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список от 22 сентября 1999 г. N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список от 6 сентября 1991 г. N 464).
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Согласно п. 1 Списка от 6 сентября 1991 г. N 464 право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 предусмотрено исчисление сроков выслуги производится (один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев): врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно - медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения от 29 октября 2002 г. N 781).
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения от 29 октября 2002 г. N 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (пп. "б").
Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев.
В пункте 1 данного Перечня в числе наименований структурных подразделений указаны отделения, в том числе ортопедическое, хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 Списка, а в числе наименований должностей - операционные медицинские сестры, включая старших; медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным тебуеркулезом. Должность медицинской сестры в приведенном Перечне не поименована.
Выделение законодателем определенных категорий медицинских работников и предоставление им возможности более раннего ухода на пенсию в связи с исчислением их специального стажа в льготном порядке обусловлено осуществлением ими деятельности, сопряженной с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером их профессиональной деятельности, осуществляемой на постоянной основе.
К таким медицинским работникам законодатель операционных медицинских сестер, включая старших; акушерок, включая старших; медицинских сестер перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом. Перечень должностей является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
dd/mm/yy Суслина С.Н., в возрасте 50 лет, обратилась в ГУ– Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ответчика № от dd/mm/yy, Суслиной С.Н. отказано в зачете в специальный стаж в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (по Списку и Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от dd/mm/yy №) следующих периодов: период работы в 1-ой городской больнице г. Костромы в должности медицинского статиста в поликлинике взрослых № с dd/mm/yy по dd/mm/yy; периода работы в ОГБУЗ «Костромской госпиталь для ветеранов войн» в должности медицинской сестры детского ортопедического отделения с dd/mm/yy по dd/mm/yy в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 6 месяцев) и периоды отвлечения.
Истец, обращаясь в суд с данным иском, не согласна с решением ответчика в части отказа во включении в стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периода работы в должности медицинской сестры детского ортопедического отделения ОГБУЗ «Костромской областной госпиталь для ветеранов войн» с dd/mm/yy по dd/mm/yy год в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев за 1 год работы.
Суд, оценив доводы сторон и представленные доказательства, приходит к выводу, что спорный период работы истца не подлежит включению в стаж в льготном исчислении в соответствии действующим законодательством, поскольку истица работала в должности медицинской сестры детско-ортопедического отделения госпиталя. Работа в указанной должности не относится к указанному выше Перечню и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения от 29 октября 2002 г. N 781.
Представленные истцом доказательства этих выводов не опровергают. Из объяснений истицы, из показаний свидетеля Гурьева В.Б., допрошенного в судебном заседании, операционных журналов за 1999 год и иных письменных доказательств, в том числе представленных ОГБУЗ «Костромской госпиталь для ветеранов войн», не следует, что истец являлась медсестрой операционной либо медсестрой перевязочной детского-ортопедического отделения госпиталя. Судом установлено, что Суслина С.Н. в операционную не допускалась, а в детском-ортопедическом отделении имелась перевязочная. Постовые медсестры, к которым относилась и Суслина, перевязку пациентов осуществляли по необходимости, то есть тогда, когда отсутствовала медсестра перевязочной.
Как видно из материалов пенсионного дела, спорный период работы мог быть засчитан в льготном исчислении в соответствии с ранее действовавшим Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464. Однако, ответчиком определен 30-летний стаж истицы на дату 30 ноября 2020 года в соответствии с действующим законодательством, то есть по наиболее выгодному для истца порядку исчисления стажа. При оценке пенсионных прав истицы по ранее действующему законодательству, стаж истицы на указанную дату и указанной продолжительностью, обозначенной в решении пенсионного органа, не выработан, поскольку трудовая деятельность истицы в иные периоды в соответствии с действующим на тот момент законодательством не подлежала включению в стаж по охране здоровья населения, в частности это период работы истицы в Заволжском доме-интернате для престарелых и инвалидов с dd/mm/yy по dd/mm/yy и с dd/mm/yy по dd/mm/yy
При оценке пенсионных прав за конкретные периоды необходимо руководствоваться пенсионным законодательством либо ныне действующим, либо действовавшим в период выполнения работы. Одновременное применение к периодам, предусмотренным пп. «н» п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, разных списков должностей и учреждений либо нормативных правовых актов о порядке исчисления стажа, не предусмотрено.
Возможность выбора наиболее выгодного варианта исчисления специального стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения не нарушает конституционное право гражданина на пенсионное обеспечение, в том числе право на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав.
В силу ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Специальный стаж Суслиной С.Н., дающий право на назначение досрочное страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, на дату обращения с заявлением о назначении пенсии выработан. Однако с учетом переходных положений закона в связи с повышением пенсионного возраста, в случае истицы страховая пенсия по старости может назначаться не ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
При таких обстоятельствах исковые требования в части возложения обязанности на ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворению не подлежат с учетом переходных положений закона о повышении пенсионного возраста, поскольку сроки, предусмотренные приложением 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях, ни на момент обращения истицы в пенсионный орган dd/mm/yy, в дату, указанной истицей в судебном заседании, - dd/mm/yy не наступили.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Суслиной С. Н. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области о включении в стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периода работы, в льготном исчислении, о назначении страховой пенсии по старости - отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.С. Балаева
Мотивированное решение изготовлено dd/mm/yy.