Решение по делу № 2-899/2022 (2-8086/2021;) от 09.09.2021

                                                               РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                          12 июля 2022 года

                                                              г.Красногорск

                                                              дело №2-899/22

Красногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Зотовой С.В.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ООО «Свой дом» об обязании произвести перерасчет,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к ООО «Свой дом», в котором с учетом уточнений просила обязать ответчика произвести перерасчет платы за коммунальные услуги: содержание и текущий ремонт за период с апреля 2016 года по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 202 394,69 руб., взносы на капитальный ремонт за период с июля 2020 года по май 2022 года на сумму 27020,04 руб., обращение с ТКО за период с июля 2020 года по май 2022 года на сумму 20 793,84 руб., взыскании компенсации морального вреда в размере 15 000 руб.

В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником <адрес>, расположенной в многоквартирном <адрес> бульвар в <адрес>, управление которым осуществлялось ответчиком. Вместе с тем, в спорный период ответчик ненадлежащим образом исполнял обязанность по обслуживанию указанного многоквартирного жилого дома, в результате которых истцу оказываются услуги по содержанию и ремонту и жизнеобеспечения ненадлежащего качества. Учитывая, что в досудебном порядке ответчиком не был произведен перерасчет платы за ЖКУ, истец с целью защиты нарушенных прав, как потребителя обратился в суд с указанным иском.

В судебное заседание истец ФИО2 не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, ранее представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика ООО «Свой дом» заявленные требования не признал, возражая против их удовлетворения, указывал, что предоставленные истцу в спорный период коммунальные услуги являются надлежащего качества, а также ответчик, как управляющая организация не оказывает услуг по капитальному ремонту и вывозу мусора, поскольку данные услуги оказывают региональные операторы.

В судебное заседание представитель третьего лица ООО «МосОблЕИРЦ» не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, его неявка не препятствует рассмотрению спора по существу.

Ознакомившись с доводами сторон, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд считает иск не подлежащим удовлетворению, учитывая следующее.

В силу ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

В силу ч.1 ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.

В соответствии со ст.210 ГК РФ, ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания принадлежащего ему помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В силу п.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая в соответствии с п.п. 1, 2 ст.154 ЖК РФ включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за коммунальные услуги и вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Согласно п.2 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

В силу п.6.2. ст.155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового марка автомобиля в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно ч.8 ст.156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

В соответствии с ч.11 ст.156 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязаны уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за содержание жилого помещения над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.

Согласно ч.1 ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

Из материалов дела следует, что ФИО2 является собственником <адрес>, расположенной в многоквартирном <адрес> бульвар в <адрес>.

Судом установлено, что управление указанным многоквартирным домом осуществляется ответчиком ООО «Свой дом», которое оказывает услуги по управлению и предоставлению коммунальных услуг жителям многоквартирного жилого дома.

Как следует из искового заявления основанием обращения ФИО2 с указанными требованиями послужил факт отображения в платежных документах задолженности по услугам: содержание жилищного фонда, взносов на капитальный ремонт и обращение с ТКО.

Из единого платежного документа жилищно-коммунальных и иных услуг за май 2022 года усматривается, что размер задолженности истца по услугам: содержание жилищного фонда составляет 44 263,43 руб., взносов на капитальный ремонт – 39 732,29 руб., обращение с ТКО – 14 669,38 руб.

Истец полагает, что ответчиком за весь период управления указанные услуги оказываются ненадлежащим образом, поскольку, несмотря на неоднократные обращения о надлежащем выполнении своих обязанностей по содержанию многоквартирного дома ответчик от них уклоняется.

В соответствии с ч.4 ст.157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В исполнение указанных требований, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, которыми определены основания и порядок такого изменения.

Пункт 6 вышеназванных Правил предусматривает, что в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая организация, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений.

Согласно пункту 7 Правил, собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N354 также утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Согласно пункту 150 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) "с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей".

По смыслу указанных правовых норм основанием для осуществления перерасчета начисленных платежей по оказанию услуги содержание жилищного фонда осуществляется исключительно при установлении факта ненадлежащего оказания управляющей организацией указанных услуг.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В рассматриваемом случае суд принимает во внимание факт неоднократного обращения истца к ответчику с заявками об осуществлении работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в котором распложена квартира истца, однако находит, что данное обстоятельство не может служить основанием для перерасчета указанной услуги. Тем более, что в ходе рассмотрения спора установлено, что ответчик исполнял поданные истцом заявки по мере возможности.

При этом суд также отмечает, что факт привлечения ответчика в 2016 году к административной ответственности за нарушение требований жилищного законодательства при осуществлении деятельности по управлению вышеуказанным многоквартирным домом не может свидетельствовать о наличии указанных нарушений в настоящее время.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований в части перерасчета платы по услуге содержание жилищного фонда за период с апреля 2016 года по ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая требования в части осуществления перерасчета размера взносов на капитальный ремонт, суд приходит к следующему.

На основании ч.1 ст.169 ЖК РФ собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.3 ст.158 ЖК РФ обязанности по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

Таким образом, собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, обязан нести расходы по содержанию общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения соответствующей платы.

Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено понятие капитального ремонта многоквартирного дома - это проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

На основании ст.182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета (ч. 1).

Региональный оператор в целях обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов (п. 2 ч. 2).

На основании Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N1188/58 «Об утверждении региональной программы <адрес> «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2014 - 2038 годы» исполнителем программы по капитальному ремонту является Министерство строительного комплекса <адрес>, некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов».

Кроме того, указанным Постановлением многоквартирный жилой дома, в котором расположена квартира истца включен в региональную программу по проведению капитального ремонта.

Таким образом, при установлении необходимости проведения капитального ремонта многоквартирного дома, собственники приватизированных жилых помещений обязаны провести капитальный ремонт дома либо самостоятельно с покрытием необходимых расходов за свой счет, либо по своей воле и в своем интересе могут реализовать соответствующее право требования к государству или муниципальному образованию.

При этом бремя содержания имущества возложено на собственника, в связи с чем при наличии оснований к проведению капитального ремонта собственникам приватизированных жилых помещений необходимо выразить свою волю, а также оплачивать в установленном размере средства для капитализации средств с целью его последующего проведения.

В силу ч.8.1 ст.156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В настоящее время на территории <адрес> ежемесячный минимальный взнос на капитальный ремонт составляет 9,07 руб. за один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.

Судом установлено, что Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ прекратил договорные отношения со всеми платежными агентами на территории <адрес>. Полномочия по начислению, сбору и обработке взносов передаются единому платежному агенту ООО «МосОблЕИРЦ».

Платежный документ на оплату взносов может выставляться отдельным документом в случае, если управляющая компания не имеет договорных отношений с ООО «МосОблЕИРЦ». Если управляющая компания имеет договорные отношения ООО «МосОблЕИРЦ», то строка взноса на капитальный ремонт будет включена в единый платежный документ.

Таким образом, учитывая, что сбор за капитальный ремонт осуществляет Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов <адрес>, при этом обязанность по его уплате установлена на собственника жилого помещения в силу закона, а также его отображение в ЕПД осуществляется в связи с тем, что управляющая компания имеет договорные отношения ООО «МосОблЕИРЦ», суд не находит оснований для удовлетворения требований в части перерасчета услуги «взнос на капитальный ремонт».

В рассматриваемом случае, суд также не находит оснований для удовлетворения требований в части перерасчета услуги по обращению с ТКО в силу следующего.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 148(34) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N354 (далее - Правила N354) размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

В пункте 148(24) Правил N354 предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

В силу пункта 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

В соответствии с пунктом 148(44) Правил N 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.

Из приведенных норм следует, что перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом VIII Правил N354.

Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Правила N354 не содержат.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по осуществлению перерасчета платы за коммунальные услуги: содержание и текущий ремонт за период с апреля 2016 года по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 202 394,69 руб., взносы на капитальный ремонт за период с июля 2020 года по май 2022 года на сумму 27020,04 руб., обращение с ТКО за период с июля 2020 года по май 2022 года на сумму 20 793,84 руб., поскольку в ходе рассмотрения спора установлено отсутствие оснований, применяемым в Правилах для проведения соответствующего перерасчета.

Отказывая в удовлетворении требований в части осуществления перерасчета, суд также не находит оснований для компенсации морального вреда, поскольку действиями ответчика не нарушены права истца как потребителя коммунальных услуг.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к ООО «Свой дом» об обязании произвести перерасчет, компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд <адрес> в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Федеральный судья:

2-899/2022 (2-8086/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Шинкевич Наталья Вячеславовна
Ответчики
ООО "Свой дом"
Другие
ООО "МособлЕрц"
Суд
Красногорский городской суд Московской области
Судья
Зотова Светлана Владимировна
Дело на странице суда
krasnogorsk.mo.sudrf.ru
09.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.09.2021Передача материалов судье
10.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2021Подготовка дела (собеседование)
24.11.2021Подготовка дела (собеседование)
24.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2022Судебное заседание
14.04.2022Судебное заседание
12.07.2022Судебное заседание
12.07.2022Судебное заседание
12.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее