Дело № 2а-711/2022 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Кунгур Пермского края 16 марта 2022 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Третьяковой М.В.,
при секретаре Хасимовой Э.И.,
с участием представителя административного истца – Абрамовой Н.Н.,
административного ответчика – Мамаевой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края к судебному приставу-исполнителю ОСП по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому краю, УФССП России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Кунгурского муниципального округа Пермского края обратилась в суд с иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому краю от 03.12.2021 по исполнительному производству №-ИП.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 23.07.2021 года Кунгурским городским судом вынесено решение по делу № 2-1636/2021 о возложении обязанности на администрацию города Кунгура Пермского края предоставить в границах муниципального образования «Кунгурский муниципальный округ» Кузьминых Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения, за счет средств выделенных бюджетом Пермского края, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, благоустроенное, применительно к условиям Кунгурского муниципального округа, отвечающее санитарным и техническим требованиям, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м., жилой площадью не менее 14 кв.м. На основании выданного Кунгурским городским судом Пермского края исполнительного листа судебным приставом-исполнителем ОСП по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому 15.12.2021 возбуждено исполнительное производство №-ИП. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено администрацией 16.12.2021. В соответствии с пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. Пунктом 3 постановления установлено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и представления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор неимущественного характера 50000 руб. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
20.12.2021 администрацией представлена информация судебному приставу-исполнителю о наличии непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, в силу которых невозможно добровольное исполнение исполнительного документа, а также о том, что в соответствии с п. 2.6 порядка предоставления и расходовании субвенций, предоставляемых из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края на организацию осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями дете2й-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 12.07.2017 № 665-п перечисление субвенций бюджетам муниципальных образований осуществляется Министерством в соответствии с графиком перечисления субвенций, являющимся неотъемлемой частью соглашения и составленным в соответствии со сроками исполнения обязательств в рамках заключенных муниципальных контрактов и плана-графика закупок муниципальных образований на соответствующий год, а также о мерах, принятых администрацией города Кунгура Пермского края для исполнения решения суда. В соответствии с действующим законодательством, при приобретении жилого помещения в собственность муниципального образования с целью его дальнейшего предоставления по договору найма специализированного жилого помещения в собственность муниципального образования с целью его дальнейшего предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, необходимо соблюсти процедуру, предусмотренную Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данная процедура предусматривает проведение уполномоченным органом электронного аукциона по приобретению жилого помещения.
12.01.2022г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Исполнение судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфика данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
Указанная специфика состоит в том, что администрация города Кунгура Пермского края обязана предоставить Кузьминых Е.Н. на территории Кунгурского муниципального округа Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, за счет средств выделенных бюджетом Пермского края, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, благоустроенное, применительно к условиям города Кунгура Пермского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м., жилой площадью не менее 14 кв.м.
Во исполнение возложенных отдельных государственных полномочий в целях исполнения судебного решения Управлением жилищной политики администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края в 2020 года объявлено 94 электронных аукционов, из них 86 аукциона признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок, по результатам электронных аукционов заключено 8 муниципальных контрактов на сумму 9503,33 тыс.руб. на 8 жилых помещений для детей-сирот, которые были предоставлены лицам из числа детей-сирот, по которым имелись ранее вынесенные судебные решения и ранее возбужденные исполнительные производства, чем по делу Кузьминых Е.Н.
Информация по проведению электронных аукционов размещена в Единой информационной системе в сфере закупок – http://zakupki.gov.ru.
В рамках выделенных субвенций на 2021, 2022 годы администрацией Кунгурского муниципального округа Пермского края (администрацией города Кунгура) осуществлены мероприятия по подготовке и проведению аукционов на приобретение 34 жилых помещений для детей-сирот в домах блокированной застройки, заключены муниципальные контракты от 23.10.2020, от 30.04.2021, от 13.12.2021, от 28.12.2021 на общую сумму 23344860 руб. Приемка результатов по муниципальным контрактам запланировано до 01.07.2022, до 01.09.2022. После приемки жилых помещений будет произведено оформление объектов муниципальную собственность, закрепление за жилыми помещениями статуса специализированного жилищного фонда, предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицами из их числа. Также в течение 2021 года администрацией Кунгурского муниципального округа Пермского края постоянно проводились аукционы по приобретению жилых помещений на вторичном рынке жилья. Заявок по большинству извещений не поступало. Всего по результатам открытых аукционов в электронной форме приобретено четыре жилых помещения для указанной категории граждан. Данные жилые помещения предоставлены лицам из числа детей-сирот, в отношении которых имеются судебные решения и исполнительные производства, возбужденные ранее, чем по делу Кузьминых Е.Н.
В соответствии с п. 3.7. Порядка формирования муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 12.07.2017 № 665-п «Об утверждении порядков по финансовому обеспечению и осуществлению органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» стоимость закупки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, цена жилого помещения, приобретаемого в муниципальную собственность для формирования специализированного жилищного фонда не может превышать суммы, рассчитанной исходя из 33 квадратных метров площади жилого помещения и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским и муниципальным округам) Пермского края.
Кроме того, согласно вышеуказанному постановлению, многоквартирный дом, в котором расположено жилое помещение, должен иметь физический износ основных конструктивных элементов не более 30%. Общее количество жилым помещений в многоквартирном доме, включенных и планируемых к включению в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и лиц из их числа, не может превышать 25% от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
При наличии большого количества требований к жилым помещениям, приобретаемым для детей-сирот и лиц из их числа, поиск и приобретение соответствующего жилого помещения является длительной процедурой, что делает невозможным исполнение требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок. Исполнение судебного решения возможно не раньше проведения администрацией указанных выше мероприятий. На исполнении в администрации находится еще 41 не оконченное к настоящему времени исполнительное производство, возбужденных по 51 решению, вынесенные ранее, чем по делу Кузьминых Е.Н.
Кузьминых Е.Н. жилое помещение будет предоставлено по результатам проведения вышеуказанных процедур после исполнения требований по ранее возбужденным исполнительным производствам.
Реальная возможность приобретения жилого помещения с использованием установленных законом процедур, к моменту истечения установленного судебным приставом-исполнителем срока, отсутствовала.
Сам по себе процесс приобретения жилого помещения в муниципальную собственность для предоставления Кузьминых Е.Н. по договору найма специализированного жилого помещения, не может находиться вне процедуры исполнения решения и не может являться основанием для взыскания исполнительского сбора. Администрация Кунгурского муниципального округа Пермского края полагает, что ввиду того, что срок, установленный для добровольного исполнения (пять дней), является явно недостаточным, то причина неисполнения решения суда в указанный срок является уважительной. Администрация Кунгурского муниципального округа Пермского края полагает, что при наличии вышеприведенных оснований, при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательства, принятия всех мер для надлежащего исполнения обязательств, подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора.
Определением Кунгурского городского суда Пермского края от 17.02.2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Кузьминых Екатерина Николаевна.
Представитель административного истца Абрамова Н.Н. в судебном заседании на требованиях настаивал, по доводом изложенным в административном иске, просила удовлетворить в полном объеме. Административный ответчик судебный пристав-исполнитель – Мамаева А.П. в судебном заседании с требованиями не согласна, считает постановление о взыскании исполнительского сбора законным и обоснованным, поскольку должником решение суда не исполняется, с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, а также об отложении исполнительных действий, либо приостановлении исполнительного производства не обращался, представила письменные возражения.
Представитель административного ответчика УФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя.
Заинтересованное лицо Кузьминых Е.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив и оценив, представленные доказательства, считает административный иск обоснованным, подлежащим удовлетворению.
В силу п.2 ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу, судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Пункт 3 вышеуказанной нормы ГПК РФ гласит, что неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную Федеральным законом.
Статьей 401 ГК РФ предусмотрены основания ответственности за нарушение обязательства, согласно которых, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве» (далее Закон 229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Вступившие в законную силу акты федеральных судов, согласно частям 1, 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Судом установлено:
Решением Кунгурского городского суда Пермского края № 2-1636/2021 от 23.07.2021 года на администрацию города Кунгура Пермского края возложена обязанность предоставить Кузьминых Екатерине Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в границах муниципального образования «Кунгурский муниципальный округ» Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, за счет средств, выделенных бюджетом Пермского края, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, благоустроенное, применительно к условиям Кунгурского муниципального округа, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м., жилой площадью не менее 14 кв.м.(л.д.16-19).
Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 22.11.2021 г. решение Кунгурского городского суда Пермского края от 23.07.2021 года оставлено без изменения (л.д.20-22).
Решение вступило в законную силу 22.11.2020 года.
На основании исполнительного листа, выданного Кунгурским городским судом Пермского края, 15.12.2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому краю в отношении администрации г. Кунгура Пермского края вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП, которым должнику установлен пятидневный срок для исполнения решения суда в добровольном порядке (л.д.23,39).
20.12.2021 года администрацией Кунгурского муниципального округа Пермского края в ОСП по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому краю была предоставлена информация о невозможности исполнения требований в срок, установленный для добровольного исполнения, с указанием соответствующих причин (л.д.24-25,40-41).
12.01.2022 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации Кунгурского муниципального округа исполнительского сбора в размере 50000 рублей (л.д.26,44).
Из административного искового заявления следует, что администрацией предпринимаются все меры для надлежащего исполнения обязательств.
Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволяет суду сделать вывод о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда от 04.12.2019 года было невозможно вследствие обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела, могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
Указанная специфика состоит в том, что администрация Кунгурского муниципального округа Пермского края является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе РФ и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.
Распределение муниципальных бюджетных средств, в связи с проведением закупок, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Реальная возможность исполнения возложенных на администрацию г.Кунгура обязанностей с использованием установленных законом процедур (аукциона) к моменту истечения указанного срока отсутствовала.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенной в Постановлении от 30.07.2001г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера.
То есть, возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Исполнение решения Кунгурского городского суда Пермского края от 23.07.2021г., носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательных действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления.
С учетом этого, по мнению суда, срок для добровольного исполнения пять дней, установленный судебным приставом-исполнителем, является явно недостаточным.
В связи с чем, суд считает уважительной причину неисполнения указанного решения суда в установленный пятидневный срок.
Кроме этого, суд учитывает представление должником судебному приставу-исполнителю соответствующей информации и проведение им необходимых мероприятий по исполнению решения суда.
В рассматриваемом случае в действиях должника отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Принимая во внимание приведенные выше нормы, и учитывая обстоятельства дела, суд на основании указанных доказательств, приходит к выводу об освобождении администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Освободить администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому краю от 12.01.2022 года по исполнительному производству №-ИП.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: (подпись) М.В.Третьякова
Копия верна.Судья:
Подлинное решение подшито в дело № 2а-711/2022 (59RS0027-01-2022-000444-31). Дело находится в Кунгурском городском суде Пермского края.