Решение по делу № 16-6140/2020 от 19.08.2020

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                                № 16-6140/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 сентября 2020 года                                                                           город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу защитника К., действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>», на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области от 2 декабря 2019 года № , решение судьи Автозаводского районного суда                     г. Тольятти Самарской области от 14 февраля 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> (далее - <данные изъяты>», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области от 2 декабря 2019 года № 63/7-6843-19-ОБ/12-16822-И/53-414, оставленным без изменения решением судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от                  14 февраля 2020 года, <данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник К. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, состоявшиеся в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

Ш., уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче защитником общества К. жалобы на указанные выше акты, в установленный срок возражения на нее не представил.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В силу требований статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Согласно статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором; в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором; по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

Частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 данной статьи и статьей 5.27.1 названного Кодекса.

Основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемых актах выводы о том, что 7 октября 2019 года торговый представитель готовой продукции Ш. за невнесение денежных средств на расчетный счет общества, был отстранен от работы без начисления заработной платы за период отстранения.

Должностным лицом Государственной инспекции труда в Самарской области сделан вывод о том, что отстранение от работы Ш применено к нему неправомерно в связи с несоблюдением требований статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, по основанию, не предусмотренном законом.

Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 15 ноября 2019 года № , послужили основанием для составления 15 ноября 2019 года в отношении общества протокола                 № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его постановлением должностного лица Государственной инспекции труда в Самарской области от 2 декабря 2019 года № к административной ответственности, установленной данной нормой.

Судья Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области с выводами должностного лица и принятым им решением согласился.

Вместе с тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со статьей 381 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьями 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации определены полномочия и права государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Анализ положений указанных норм позволяет сделать вывод о том, что, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.

Согласно материалам дела, приказом директора общества от 7 октября 2019 года № 0710-1/19 за нарушение трудовых обязанностей Ш был отстранен от работы без выплаты заработной платы за период отстранения.

В связи с рассмотрением Государственной инспекцией труда в Самарской области обращения Ш. о нарушении его трудовых прав от 10 октября 2019 г. на основании распоряжения руководителя указанного органа от 14 октября 2019 года № в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка.

Из представленных обществом в результате проверки документов следует, что приказ от 7 октября 2019 года № 0710-1/19 не исполнялся, Ш с ним не был ознакомлен, по факту неисполнения трудовых обязанностей обществом проведено служебное расследование, по результатам которого составлен акт от 7 октября 2019 года о наличии у Ш признаков опьянения, что послужило основанием для отстранения Ш. от работы на основании приказа от 7 октября 2019 года     № На рабочем месте Ш. не появился, причины своего отсутствия не объяснил, что послужило одним из оснований для прекращения с ним трудового договора (приказ от 18 октября 2019 года            № 1810-1/19).

Спор относительно правомерности отстранения от работы и невыплаты заработной платы в силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению комиссией по рассмотрению трудовых споров либо судом в рамках гражданского судопроизводства.

Материалы дела свидетельствуют о наличии между работодателем и работником Ш разногласий по поводу отстранения его от работы, невыплаты заработной платы, что послужило основанием в последующем его увольнением. Соответствующие разногласия содержат перечисленные в статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации признаки и являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в порядке статьи 382 названного Кодекса.

При этом решением Октябрьского районного суда г. Самары от 2 июня 2020 года № признано незаконным вынесенное по результатам указанной проверки предписание Государственной инспекции труда в Самарской области от 15 ноября 2019 года № об устранении нарушения требований трудового законодательства, о начислении и выплате Ш. заработной платы за период отстранения от работы. В данном решении в числе прочего суд отметил, что возникшие между Ш. и работодателем разногласия по поводу его увольнения подлежат разрешению в порядке индивидуального трудового спора.

Кроме того, решением Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2020 года № 2-178/2020 в удовлетворении искового заявления Ш. к ООО <данные изъяты>» о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула было отказано. Предметом судебной проверки по гражданскому делу также являлся приказ от 7 октября 2019 года об отстранении от работы и невыплате заработной платы за период отстранения, что послужило в дальнейшем одним из оснований увольнения Ш

При таких обстоятельствах вывод должностного лица и судьи районного суда о совершении обществом вмененного административного правонарушения обоснованным признать нельзя.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области от 2 декабря 2019 года № , решение судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 14 февраля 2020 года, вынесенные в отношении ООО <данные изъяты>» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

жалобу защитника К. удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области от 2 декабря 2019 года № решение судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 14 февраля 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья                                                                                             Л.А. Трескунова

16-6140/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменен
Ответчики
ООО Мясокомбинат "ЛАДА"
Другие
Кобзарев Михаил Сергеевич
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Статьи

5.27

Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
22.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее