РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2019 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи К.А. Деминой,
при секретаре О.С. Тимофеевой
с участием:
помощника прокурора Советского района г. Томска Еловиковой М.И., удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело №2-1189/2019
по иску Пумпур Т.Э., Старцева А.В., Пумпур Т.Г., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ...
к администрации Города Томска
о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу,
УСТАНОВИЛ:
Пумпур Т.Э., Старцев А.В. Пумпур Т.Г., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ..., обратились в суд с иском к администрации Города Томска о предоставлении им по договору социального найма другого благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 47,2 кв.м., состоящего не менее чем из трех комнат, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, а также просили взыскать 300 рублей в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины, 8 000 рублей в счет возмещения судебных расходов по оплате услуг представителя.
В обоснование требований указано, что Пумпур Т.Э. по договору социального найма является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 47,2 кв.м. В данном жилом помещении она проживает вместе с дочерью Пумпур Т.Г., несовершеннолетним внуком ... и сыном Старцевым А.В. Указанный дом в установленном порядке признан аварийным, постановлено в срок не позднее 31.12.2018 года принять меры к отселению физических лиц, проживающих в нем на условиях социального найма. Распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска от 17.05.2017 года № Пумпур Т.Э. включена в единый список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также в отдельный список граждан, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания. Между тем, до настоящего времени переселение из аварийного жилья не произведено. Согласно статье 89 Жилищного кодекса РФ, истцам должно быть предоставлено равнозначное по общей площади благоустроенное жилье в пределах населенного пункта г.Томск (л.д.3-6).
В отзыве на исковое заявление администрация Города Томска считала исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, указав, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, однако, истцы малоимущими не признавались. Аварийный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в резервный перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках муниципальной программы «Расселение аварийного жилья и создание маневренного жилищного фонда» на 2017-2020 годы», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 09.11.2016 года № 1174, в связи с чем, граждане будут расселены в порядке очередности.
В судебное заседании истцы, ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Представитель ответчика в отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Согласно статье 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Конституции РФ никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно статье 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 названного Кодекса).
Статьей 89 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 551-О-О, в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции РФ (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 376-О-П, от 3 ноября 2009 г. N 1367-О-О и N 1368-О-О, от 1 декабря 2009 г. N 1548-О-О, от 23 марта 2010 г. N 330-О-О и N 331-О-О, от 19 октября 2010 г. N 1328-О-О).
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает обязательного включения их в какую-либо очередь.
В соответствии с требованиями статьи 57 Жилищного кодекса РФ, право на внеочередное предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, связан с невозможностью использования жилого помещения по назначению, что обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. При этом целью в данном случае является не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Из изложенного следует, что жилое помещение, предоставляемое гражданам взамен аварийного, не должно быть меньше занимаемого ранее ни по числу комнат, ни по площади, причем как общей, так и жилой. Предоставление жилого помещения, аналогичного ранее занимаемому, как по жилой, так и по общей площади, с одной стороны, не влечет улучшения жилищных условий граждан по количественным показателям, а с другой, не допускает возможность нарушения компенсационного характера предоставления.
Из материалов дела следует, что истцы проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Согласно сообщению объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от 25.02.2005 года №354, решением жилищной комиссии от 22.05.2005 года Пумпур Т.Э. признана нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д.17).
ДД.ММ.ГГГГ УМП «...» с Пумпур Т.Э. был заключен договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда № о предоставлении Пумпур Т.Э. жилого помещения, состоящего из трех комнат, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 12-16).
Согласно справке паспортного стола ООО «...» от 12.03.2019 года, нанимателем <адрес>, в настоящее время является Пумпур Т.Э., с которой в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают: .... (внук), Пумпур Т.Г. (дочь), Старцев А.В. (сын). (л.д.20).
Из технического паспорта с поэтажным планом расположения помещения следует, что жилое помещение, в котором проживают истцы - <адрес> доме по <адрес>, представляет собой отдельную квартиру, состоящую из трех комнат, общей площадью 47,2 кв.м. (л.д.21-23).
Выпиской из Реестра муниципальной собственности от 27.02.2019 года №2281 (л.д.27), Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24-25) подтверждается, что общая площадь <адрес> доме по <адрес>, составляет 47,2 кв.м.
Как следует из письма Администрации Ленинского района г. Томска от 29.02.2016 года №, заключением межведомственной комиссии №1640 от 27.10.2015 года многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.11).
Постановлением администрации Города Томска от 06.11.2015 года №1061 «О реализации решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и внесении изменений в отдельные постановления администрации Города Томска», многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. На администрацию Ленинского района г.Томска возложена обязанность принять меры к отселению жильцов дома в срок не позднее 31.12.2018 года (л.д.7-9).
Как следует из сообщения заместителя главы администрации Ленинского района г. Томска от 18.05.2017 года №267/04, ответа на судебный запрос от администрации Ленинского района г.Томска от 26.03.2019 года №01-18/845-ж, распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска 17.05.2017 года №804, Пумпур Т.Э. с составом семьи ... Пумпур Т.Г., Старцев А.В., были признаны малоимущими гражданами и включены в единый список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании пункта З части 1 статьи 51 ЖК РФ, а также в отдельный список граждан, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, на основании части 6 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №; учетный номер в едином списке учета - №; в отдельном списке граждан, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат - № (л.д.10, 64).
Согласно Уведомлениям филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Томской области от 27.03.2019 года, отсутствуют сведения о наличии прав на недвижимое имущество в г.Томске у ... Пумпур Т.Г., Старцев А.В., Пумпур Т.Э. (л.д.60-63).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истцам должно быть во внеочередном порядке по договору социального найма предоставлено благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», общей площадью не менее 47,2 кв.м., состоящее не менее чем из 3 комнат.
Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Статьей 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, отнесены, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителей.
Согласно части 1 статьи 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей.
В соответствии со статьей 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Расходы, понесенные Пумпур Т.Э. по оплате услуг юриста, подтверждаются договором на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между Пумпур Т.Э. (заказчик) и ООО «...» в лице директора К. (исполнитель), по условиям которого исполнитель подготовил заказчику исковое заявление о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания, запросы документов, необходимых для искового заявления. Стоимость услуг определена сторонами в сумме 8 000 рублей (л.д. 35-36).
Оплата стоимости услуг юриста в сумме 8 000 рублей подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от 12.02.2019 года (37).
Таким образом, факт несения расходов на представителя и их размер истцом подтверждены.
Данные расходы связаны с рассмотренным делом и являются необходимыми, поскольку они понесены истцом для защиты своего нарушенного права.
Независимо от способа определения размера вознаграждения и условий его выплаты суд, взыскивая фактически понесенные судебные расходы, оценивает их разумные пределы.
При решении вопроса о взыскании расходов на оплату услуг юриста, суд при определении подлежащей возмещению суммы исходит из сложности рассматриваемого спора и фактической проделанной работе юриста (составление искового заявления, направление запросов).
Принимая во внимание представленные документы в совокупности, а также учитывая сложность дела, объем выполненной представителем истца работы, затраченное на подготовку материалов время, количество фактически совершенных представителем истца процессуальных действий (составление искового заявления, направление запросов), суд считает разумным и соотносимым с объемом защищаемого права возмещение расходов на оплату юриста, в сумме 2 000 рублей.
Поскольку при обращении с иском Пумпур Т.Э. была уплачена государственная пошлина в сумме 300 рублей (чек-ордер от 14.12.2018 года), следовательно, с ответчика подлежат взысканию в пользу Пумпур Т.Э. 300 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины по иску.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 98, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пумпур Т.Э., Старцева А.В., Пумпур Т.Г., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ..., к администрации Города Томска удовлетворить.
Обязать администрацию Города Томска предоставить вне очереди Пумпур Т.Э., Старцеву А.В. Пумпур Т.Г., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ... по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, находящееся на территории Муниципального образования «Город Томск», общей площадью не менее 47,2 кв.м., состоящее не менее чем из трех комнат.
Взыскать с Администрации Города Томска в пользу Пумпур Т.Э. 2 000 рублей в счет возмещения судебных расходов по оплате услуг представителя, 300 рублей в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлине по иску. В остальной части в удовлетворении заявления о возмещении судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Демина