Дело № 2 «а»-1720/2021
25RS0007-01-2021-002899-89
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 сентября 2021 года г. Артем Приморского края
Артемовский городской суд Приморского края в составе:
судьи Гладских Д.Ю.,
при секретаре Алтуниной Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Шараповой Ларисы Львовны и Аюбова Рустамжона Исраиловича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю и Слюсаревой Н.Н. о признании решения незаконным и возложении обязанности,
установил:
Шарапова Л.Л. и Аюбов Р.И. обратились в суд с исковыми требованиями к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Слюсаревой Н.Н., должностному лицу Артемовского межмуниципального отдела Управления Росреестра по <адрес>, о признании решения незаконным и возложении обязанности.
В обосновании требований указали, что по договору подряда на выполнение кадастровых работ кадастровым инженером Шараповой Л.Л. <дата> был изготовлен технический план в связи с созданием жилого здания (индивидуального жилого дома) на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, <данные изъяты> участок <номер>.
Собственником участка является Аюбов Р.И., который в установленном законом порядке, получил разрешительные документы на строительство объекта индивидуального жилищного строительства и выстроил его в соответствии с градостроительными регламентами и разрешительными документами.
Заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта -недвижимости и государственной регистрации прав с приложением изготовленного технического плана было отправлено Администрацией Артемовского городского округа в Управление Росреестра по <адрес> и зарегистрировано последним от 13.12.<данные изъяты>
После рассмотрения представленных документов Регистратором было направлено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от <дата> <данные изъяты> сроком до <дата>.
В уведомлении указаны основания - п.7 ч.1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ <дата> «О государственной регистрации недвижимости»: «форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации» и следующие причины приостановления...: «Полное вхождение объект капитального строительства (ОКС) в земельный участок. Образующийся ОКС расположен в границах <данные изъяты>, который не указан в ТП. Выявлено наложение земельных участков <данные изъяты>
Факт создания и направления уведомления считают незаконным действием должностного лица по следующим причинам:
Пересечение границ (частичное наложение) земельного участка <данные изъяты> сельскохозяйственного использования, площадью более <данные изъяты> с границами участков <данные изъяты> года. По юридическому определению (ст. 61 Закона о регистрации) это - реестровая ошибка, воспроизведённая более 10 лет назад в межевом плане, возникшая в результате ошибочного определения координат поворотных точек границ участка. Внесение регистрирующим органом сведений о местоположении границ земельных участков с пересечением границ запрещено законом (п. 20, ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации), и должно своевременно предотвращаться регистрирующим органом. При обнаружении допущения такой реестровой ошибки, её исправление в срочном порядке должно инициироваться регистрирующим органом, а при необходимости им же исправляться.
Ссылаясь на положения статьи 61 Закона о регистрации полагают, что регистрирующий орган, зная о наличии данной реестровой ошибки, много лет проявляет незаконное бездействие, не предпринимая предписанных мер, тем самым продлевая существование реестровой ошибки в отношении целой группы земельных участков. Как видно из данной ситуации, регистрирующий орган ожидает случая поставить в безвыходное положение индивидуального застройщика и незаконными средствами понудить его устранить своё упущение, возложив на застройщика обязанность по устранению данной реестровой ошибки.
Следуя той же цели, должностное лицо Слюсарева Н.Н. незаконно препятствует регистрации прав Аюбова Р.И. на выстроенный дом, вынуждая его принять собственные меры по устранению реестровой ошибки. Для этой цели изготовлен документ - извещение о приостановлении, который не основывается на требованиях законодательства и не содержит законных оснований для приостановления регистрации здания и прав, не смотря на то, что ссылается на статью Закона.
Указанная основная причина приостановления - «Выявлено наложение земельных участков <данные изъяты> - незаконна, потому, что не исправима техническим планом.
Технический план по образованию здания - это документ, который содержит исключительно сведения об объекте капитального строительства и его характеристики с целью внесения сведений о нём в единый государственный реестр недвижимости (ст. 24 «Требования к техническому плану» Закона о регистрации). Назначение, форма и содержание технического плана не предусматривают внесение сведений о местоположении границ каких-либо земельных участков, как и исправление реестровой ошибки в местоположении их границ. Регистратор своими действиями понуждает Аюбова Р.И. (или кадастрового инженера) произвести дополнительные работы, требующие материальные и временные затраты в отношении другого объекта - земельного участка <данные изъяты> не являющегося предметом договора и объектом кадастровых работ.
Требование о внесении в технический план сведений о земельном участке <данные изъяты>, собственник которого не имеет отношения к строительству и праву на выстроенное здание, не выполнимо с точки зрения законодательства, не соответствует Положениям статьи 24 Закона о регистрации и Требованиям к оформлению технического плана, которые не допускают размещение объекта индивидуального жилищного строительства на двух земельных участках. Технический план подготавливается на основании декларации, которая составляется индивидуальным застройщиком - собственником земельного участка и является его неотъемлемой частью (ч. 11.1 ст. 24 Закона о регистрации).
Регистратор умышленно игнорирует положение части 7.2. ст. 61 Закона о регистрации, которая устанавливает возможным регистрацию здания в указанной ситуации.
С учетом уточнений административные истцы просили признать незаконными действия должностного лица Артёмовского межмуниципального отдела Управления Росреестра по <адрес> Слюсаревой Натальи Николаевны; признать незаконным и отменить уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав от <дата> КУВД-<данные изъяты>; обязать Управления Росреестра по <адрес> произвести постановку на государственный кадастровый учет здангия и регистрацию прав на него Аюбова Р.И.; признать незаконным бездействие Управления Росреестра по <адрес>; обязать Управление Росреестра по <адрес> принять меры по устранению реестровой ошибки в определении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в соответствии с требованиями законодательства.
В судебном заседании административные истцы Шарапова Л.Л. и Аюбов Р.И. доводы иска поддержали, на требованиях настаивали.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и ответчик Слюсарева Н.Н., извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Предоставлен отзыв, в соответствии с которым <данные изъяты> в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> обратился представитель по доверенности администрации Артемовского городского округа с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на здание, расположенное по адрес: <адрес>, СНТ «<данные изъяты> <адрес>.
21.01.2020 в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о государственной регистрации права собственности Аюбова Р.И. на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> на основании договора купли-продажи от <дата>.
Согласно части 11 статьи 24 Закона № 218-ФЗ, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешения на строительство и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости.
Согласно, представленному техническому плану, подготовленному на основании декларации, здание, расположено на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>
Вместе с тем, согласно техническому плану созданное здание расположено, в том числе, и в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, который не указан в техническом плане.
Кроме того, выявлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
<дата> в сведения Единого государственного реестра недвижимости внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>
<дата> в сведения Единого государственного реестра недвижимости внесена запись о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени ФИО6» (<данные изъяты> земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>
Также согласно части 4 статьи 61 Закона № 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
Таким образом, исправление реестровой ошибки возможно на основании заявления заинтересованного лица на основании судебного акта об исправлении реестровой ошибки.
Учитывая изложенное, при наличии вышеуказанных обстоятельств основания для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на здание, расположенное по адрес: <адрес>, <данные изъяты> <адрес>, отсутствуют.
В связи с чем, <дата> в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ государственным регистратором принято решение о приостановлении осуществления учетно-регистрационных действий в отношении созданного здания.
Поскольку причины, препятствующие проведению государственной регистрации в установленный срок не были устранены, <дата> Управлением отказано в осуществлении государственной регистрации.
Просили в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица администрации Артемовского городского округа в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени ФИО6» ФИО7 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления, предоставили отзыв, в соответствии с которым на основании государственного акта на право постоянного (бессрочного) пользования землей от <дата> серии А-I <номер>, постановлением главы администрации <адрес> края от <дата> <номер> за Государственным научным учреждением Дальневосточной опытной станцией «Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства имени ФИО6» Российской академии сельскохозяйственных наук закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>
<дата> Государственное научное учреждение Дальневосточная опытная станция «Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства имени ФИО6» Российской академии сельскохозяйственных наук, прекратило свое существование в качестве самостоятельного юридического лица и было реорганизовано путем его присоединения к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства имени ФИО6» в качестве филиала.
Согласно выписке из ЕГРН Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, - <данные изъяты>, категория <данные изъяты> 3 582 285 кв.м, на который в едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности Российской Федерации от <дата> <номер>, закреплен за Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени ФИО6» на праве бессрочного (постоянного) пользования от <дата> <номер>.
Кадастровый номер земельному участку <данные изъяты> присвоен <дата>.
Истец Аюбов Р.И. является собственником земельного участка относительно ориентира, расположенного в границах участка с почтовым адресом ориентира: <адрес>, с<данные изъяты> <номер> с кадастровым номером <данные изъяты>, о чем представлена выписка из ЕГРН.
Кадастровый номер земельному участку <данные изъяты> присвоен <дата>.
Граница земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> пересекает границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> который закреплен за Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени ФИО6», о чем прямо указано в разделе «Особые отметки» выписки из ЕГРН об объекте недвижимости от <дата>.
В связи с нарушением имущественных прав Российской Федерации ДВ ОС филиалом ВИР направлено письмо от <дата> в Артемовский межведомственный отдел Управления Росреестра по <адрес> о проведении внеплановой проверки в отношении третьих лиц об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения.
Артемовским межведомственным отделом Управления Росреестра по <адрес> 27 и <дата> проведено административное обследование земельных участков, чьи границы налагаются на Объект, в том числе и в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Из письма Росреестра от <дата> следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> не имеет ограждений, границы на местности не установлены.
В соответствии со ст. 61 Федеральным законом от <дата> № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ошибки бывают технические и реестровые.
Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
Воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом является реестровой ошибкой.
В данном случае произошло наложение земельных участков вследствие ошибки, содержащейся в межевом плане, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, что подтверждается схемой объекта недвижимости на земельном участке.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от <дата> N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Спорные отношения между сторонами по делу возникли в связи с тем, что при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка истца, местоположение смежной границы с земельным участком ДВ ОС филиала ВИР, согласовано не было.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Образующийся объект капитального строительства истца расположен в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, что нарушает имущественные права собственника указанного участка.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от <дата> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для их осуществления, на предмет наличия или отсутствия установленных Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в ее осуществлении.
В силу части 1.2 статьи 19 Закона N 218-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома при отсутствии предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии построенных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на такие объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом и прилагаемые к нему документы (в том числе уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, представленный застройщиком технический план, а в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора, также заключенное между правообладателями такого земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом) посредством отправления в электронной форме, о чем уведомляет застройщика способом, указанным им в уведомлении об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. В случае ненаправления в установленный срок такими органом государственной власти или органом местного самоуправления указанного заявления застройщик вправе направить указанное заявление в орган регистрации прав самостоятельно.
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости.
Из положений пункта 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что при строительстве, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства выдача разрешения на строительство не требуется.
В силу части 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Из материалов дела следует, что истец Аюбов Р.И. по договору купли-продажи от <дата> является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: относительно ориентира, расположенного в границах участка с почтовым адресом ориентира: <адрес>, <данные изъяты> <номер>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата>.
На указанном земельном участке истцом возведено здание, назначение жилое.
<дата> в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> обратился представитель по доверенности администрации Артемовского городского округа с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на здание, расположенное по адрес: <адрес>, <данные изъяты> <адрес>.
Согласно уведомлению от <дата> государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении объекта капитального строительства (ОКС) приостановлены.
Как следует из оспариваемого уведомления, причинами приостановления послужили расположения ОКС в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, который не указан в техническом плане, а также выявлено наложение земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты>.
Согласно указанной выписке из ЕГРН от <дата> граница земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 25:27:030203:106.
В ходе проводимой прокуратурой <адрес> проверки также установлено, что на границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> налагаются границы, в том числе и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (представление от <дата>).
Из положений пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ следует, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Поскольку в техническом плане, представленном на государственную регистрацию прав отсутствуют сведения о расположении объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, содержание указанного технического плана не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В связи с чем, ответчиком государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении объекта капитального строительства истца приостановлены обоснованно.
Разрешая доводы иска о реестровой ошибке, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В соответствии с частью 4 указанной статьи реестровая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.
В судебном заседании также установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> является Российская Федерация. Земельный участок закреплен за Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени ФИО6» на праве бессрочного (постоянного) пользования.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <дата> N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в вопросе нахождения границы земельного участка и разрешении спора о принадлежности той или иной части земельного участка. При этом решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку в рамках заявленного требования об установлении границ земельного участка, подлежит установлению смежная граница между земельными участками, надлежащим ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Законом N 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав может самостоятельно устранить реестровую ошибку (часть 7 статьи 61 данного Закона), однако указанные действия могут быть произведены только в случае наличия необходимых документов, как в данном случае решения суда по спору между смежными землепользователями.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что со стороны ответчика не усматривается незаконности действий (бездействия), в свою очередь истцами выбран ненадлежащий способ защиты - обжалование действий Управления Росреестра, а не требование, в результате которого будет установлено наличие реестровой ошибки и произведено ее исправление путем установления границ земельного участка.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, при этом возлагая на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Из анализа данного положения следует, что для принятия судом решения о признании представления незаконным необходимо наличие двух условий – не соответствие этого решения закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Поскольку указанная совокупность условий по делу не установлена, суд не находит основания для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьей 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Шараповой Ларисы Львовны и Аюбова Рустамжона Исраиловича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Слюсаревой Н.Н. о признании решения незаконным и возложении обязанности – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Артемовский городской суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья Д.Ю. Гладских