Дело № 2а-190/2021
74RS0019-01-2021-000131-33
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
28 апреля 2021 года г.Касли
Каслинский городской суд Челябинской области, в составе:
председательствующего судьи Тропыневой Н.М.,
при секретаре Заколяпиной Н.С.,
с участием Каслинского городского прокурора Преображенской К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Каслинского муниципального района Челябинской области к Каслинской городской прокуратуре Челябинской области о признании представления незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Каслинского муниципального района Челябинской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Каслинской городской прокуратуре Челябинской области о признании представления незаконным, свое заявление мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Каслинского муниципального района через канцелярию администрации Каслинского муниципального района поступило представление Каслинского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ об устранении нарушения земельного законодательства. В представлении Каслинского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ отражено, что должностное лицо администрации Каслинского муниципального района - заместитель главы Каслинского муниципального района ННВ незаконно отказал заявителю МАС в предоставлении ему земельного участка без проведения торгов. Выводы, отраженные в представление Каслинского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ о незаконности отказа заявителю МАС в предоставлении ему земельного участка без проведения торгов, являются необоснованными и незаконными. Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района заявителю МАС было отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером №. Не согласившись с принятым решением МАС обратился в администрацию Каслинского муниципального района с жалобой от ДД.ММ.ГГГГ (вх. в администрацию Каслинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ №) на решение Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Жалоба была передана на рассмотрение заместителю главы Каслинского муниципального района ННВ Жалоба МАС рассмотрена в соответствии с главой 2.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в соответствии с ч.7 ст.112 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при рассмотрении жалобы должностное лицо принимает одно из следующих решений: жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами; в удовлетворении жалобы отказывается. Какие-либо решения, согласно ч.7 ст.11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ, о предоставлении муниципальной услуги (в данном случае о предоставлении или отказе в предоставлении земельного участка) органом или должностным лицом органа, рассматривающего жалобу, на действия уполномоченного органа, не принимаются (не предусмотрено законом). Соответственно, должностным лицом администрации Каслинского муниципального района - заместителем главы Каслинского муниципального района ННВ, рассматривающим жалобу, решение об отказе в предоставлении земельного участка не принималось, а только сообщалось о допущении технической ошибки при рассмотрении заявления Комитетом. В самом ответе содержится лишь информация по испрашиваемым земельным участкам. Каслинская городская прокуратура даже не учла нормы Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предусматривающие порядок рассмотрения жалобы. Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района с силу Положения о Комитете является уполномоченным органом на принятия решений о предоставлении (отказе в предоставлении) сформированных земельных участков, находящихся в муниципальной или не разграниченной государственной собственности, в собственность заявителей. Никакое иное лицо данными полномочиями не обладает, в том числе, не обладает полномочиями и должностное лицо администрации Каслинского муниципального района - заместитель главы Каслинского муниципального района ННВ, как в силу закона, так и в силу трудовых обязанностей. Согласно правовой позиции Верховного по ст.19.9 КоАП РФ являются должностные лица органов, уполномоченных рассматривать заявления о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных или лесных участков либо водных объектов. Каслинская городская прокуратура даже не учла данный факт - не определила уполномоченное должностное лицо, на которого возложены полномочия по принятию решения о предоставлении земельного участка, не определила лицо, обеспечивающего опубликование извещение о предоставлении земельного участка, лица, уполномоченного на заключение договора купли-продажи земельного участка, что и привело к принятию незаконного решения, а возлагает ответственность на лицо, рассмотревшее жалобу на решения КУИЗО. Каслинская городская прокуратура лишь указала, кто рассмотрел жалобу в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» тот и является уполномоченным лицом на предоставлении земельный участков - позиция неординарная. Земельный участок с кадастровым номером № постановлением администрации Тюбукского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № на основании ст.39.15 ЗК РФ был предварительно согласован третьим лицам (заявителю), который в свою очередь провел кадастровые работы по образованию земельного участка и постановке его на кадастровый учет. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 ЗК РФ. Согласно п.22 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В случае если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении. Принято решение о предварительном согласовании его предоставления и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо. Согласно Федеральному закону от 25 октября 2001 года №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка земельный участок передается в собственность органом, принявшим данное решение, а не иным органом местного самоуправления. К тому же, отсутствие государственной регистрации права на земельный участок не свидетельствует, что администрация Тюбукского сельского поселения не приняла решение о передачи земельного участка в собственность заявителю. Каслинская городская прокуратура не запросила в администрации Тюбукского сельского поселения сведения о передачи земельного участка с кадастровым номером № в собственность заявителя, а лишь сослалась на то, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка действует два года и. считают, что заявитель, даже при проведении кадастровых работ по образованию земельного участка и постановке его на кадастровый учет (реализация своего права), теряет право на данный земельный участок по истечении двух лет с момента принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка земельный участок ни кто не отменял, не признавал незаконным. К тому же, если администрация Тюбукского сельского поселения приняла решения о предоставлении в соответствии со ст.39.17 ЗК РФ земельного участка в собственность заявителя, то принятие решения Председателем Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района о предоставлении земельного участка третьему лицу выразится в превышении должностных полномочий, за что предусмотрена уголовная ответственность. На основании изложенного, истец просит признать представление Каслинского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ об устранении нарушений земельного законодательства, незаконным. Возложить на Каслинского городского прокурора обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истца.
В судебном заседании представитель административного истца - администрации Каслинского муниципального района Беляева Е.Н. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам указанным в иске, просила их удовлетворить. Дополнила, что в возражении Каслинского городского прокурора указано, что в соответствии с земельным законодательством принимается решение об отказе в предоставлении земельного участка, в соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ и ст.39.16 ЗК РФ. Как следует из ответа, то на основании этой статьи было отказано в предоставлении земельного участка. Кроме того, представителем прокуратуры отмечено, что согласно информации администрации лицо, которое осуществляет эту деятельность, не обращалось. Информация была запрошена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ответом администрации Тюбукского сельского поселения №, представление было вынесено ранее, и информация эта ранее не была запрошена в администрации Тюбукского сельского поселения. Считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В судебном заседании представитель административного ответчика - Прокуратуры Челябинской области Преображенская К.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, указав, что представление в отношении главы Каслинского муниципального района мотивировано, законно и обоснованно. Представила отзыв по существу заявленных требований.
В судебном заседании представитель административного ответчика - прокурор Каслинской городской прокуратуры Челябинской области Преображенская К.А. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, указав, что представление в отношении главы Каслинского муниципального района мотивировано, законно и обоснованно. Представила отзыв по существу заявленных требований.
В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица - Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных правах.
В соответствии с положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявленный административный иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Так, согласно п.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ МАС обратился в главе Каслинского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № для индивидуального жилищного строительства.
По результатам рассмотрения заявления, поступившего в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, принято решения от ДД.ММ.ГГГГ за №, что согласно п.24 ст.39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственный или муниципальной собственности, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В данном случае испрашиваемый земельный участок не поставлен на кадастровый учет. В связи с чем, предложено обратиться в отдел архитектуры и градостроительства управления строительства и инфраструктуры администрации Каслинского муниципального района, с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с кадастровым номером 74:09:0909001:1693.
ДД.ММ.ГГГГ МАС обратился в администрацию Каслинского муниципального района с жалобой на решение Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №
По результатам рассмотрения жалобы МАС, администрацией Каслинского муниципального района принято решение от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которого, по сведениям Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района земельный участок с кадастровым номером № постановлением администрации Тюбукского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № на основании ст.39.15 ЗК РФ был предварительно согласован третьим лицам (заявителю), который в свою очередь провел кадастровые работы по образовании земельного участка и постановке его на кадастровый учет. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленной ст.39.17 ЗК РФ. Согласно п.22 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо. Таким образом, уполномоченный орган не может обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельных участков и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» согласно ст.39.28 ЗК РФ, так как имеются все основания для принятия решения об отказе в предоставлении Вам земельных участков в соответствии со ст.39.16 ЗК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Каслинским городским прокурором в адрес главы Каслинского муниципального района внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ №, с требованиями рассмотреть представление, с участием представителя городской прокуратуры, незамедлительно принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих; провести служебную проверку, по результатам которой решить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц администрации. В обоснование представления со ссылкой на ч.14 ст.39.15 ЗК РФ срок действия решения о предварительном согласовании представления земельного участка составляет два года, поскольку срок действия решения о предварительном согласовании земельного участка на момент обращения заявителя истек, уполномоченным органом не могло быть принято решение об отказе в его предоставлении по основанию, предусмотренному п.22 ст.39.16 ЗК РФ.
В силу ч.1 ст.21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с п.3 ст.22 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Закона №2202-1 вносит представление об устранении нарушений закона.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (п.1 ст.24 Закона №2202-1 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.
В соответствии с ч.1 ст.34 и ч.1 ст.43 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к нормативным правовым актам органов местного самоуправления относятся нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления, имеющие нормативный характер.
Таким образом, Федеральным законом №131-ФЗ за местной администрацией, главой муниципального образования, закреплено право принимать, в том числе и нормативные правовые акты. Право принятия таких актов по конкретным вопросам закреплено в ряде федеральных законов.
Согласно ст.124 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В соответствии с ч.2 ст.125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу ч.2 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.27 ч.1 ст.39 Устава Каслинского муниципального района <адрес> администрация муниципального района осуществляет предоставление земельных участков, которые находится в собственности Каслинского муниципального района и (или) в ведении, в соответствии с решениями Собрания депутатов определяющими процедуры и критерии предоставления таких участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Согласно п.2 ст.37 Устава Каслинского муниципального района <адрес> администрацией руководит глава Каслинского муниципального района.
Таким образом, поскольку нарушения земельного законодательства при предоставлении МАС земельного участка допущены должностными лицами администрации и ее структурного подразделения, представление Каслинского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ вынесено главе Каслинского муниципального района.
Кроме того, установлено, что согласно сведениями Единого государственного реестра недвижимости земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый №, то есть на момент обращения МАС границы испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства были установлены. В связи с чем, орган местного самоуправления не мог принять решение об отказе в его предоставлении по основанию, предусмотренному п.24 ст.39.16 ЗК РФ, а также, установлено, что лицо, которому ДД.ММ.ГГГГ осуществлено предварительное согласование испрашиваемого земельного участка, за его предоставлением в орган местного самоуправления поселения не обращалось в установленный законом срок.
Указанные в представлении Каслинского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ нарушения выявлены в ходе проведения надзорных мероприятий Каслинской городской прокуратурой.
При внесении оспариваемого представления прокурор действовал в соответствии с предоставленными полномочиями. Представление внесено надлежащему должностному лицу органа местного самоуправления - главе администрации Каслинского муниципального района.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что требования администрации Каслинского муниципального района Челябинской области к Каслинской городской прокуратуре Челябинской области о признании представления незаконным, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.180, 272, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления администрации Каслинского муниципального района Челябинской области к Каслинской городской прокуратуре Челябинской области о признании представления незаконным, - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение одного месяца, с момента его вынесения в окончательной форме, через Каслинский городской суд Челябинской области.
Председательствующий судья: Тропынева Н.М.