Решение по делу № 2а-190/2021 от 10.02.2021

Дело № 2а-190/2021            

74RS0019-01-2021-000131-33

                                                  

Р Е Ш Е Н И Е

        И м е н е м      Р о с с и й с к о й       Ф е д е р а ц и и

28 апреля 2021 года       г.Касли

Каслинский городской суд Челябинской области, в составе:

председательствующего судьи Тропыневой Н.М.,

при секретаре Заколяпиной Н.С.,

с участием Каслинского городского прокурора Преображенской К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Каслинского муниципального района Челябинской области к Каслинской городской прокуратуре Челябинской области о признании представления незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Каслинского муниципального района Челябинской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Каслинской городской прокуратуре Челябинской области о признании представления незаконным, свое заявление мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Каслинского муниципального района через канцелярию администрации Каслинского муниципального района поступило представление Каслинского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ исх. об устранении нарушения земельного законодательства. В представлении Каслинского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ исх. отражено, что должностное лицо администрации Каслинского муниципального района - заместитель главы Каслинского муниципального района ННВ незаконно отказал заявителю МАС в предоставлении ему земельного участка без проведения торгов. Выводы, отраженные в представление Каслинского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ исх. о незаконности отказа заявителю МАС в предоставлении ему земельного участка без проведения торгов, являются необоснованными и незаконными. Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района заявителю МАС было отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером . Не согласившись с принятым решением МАС обратился в администрацию Каслинского муниципального района с жалобой от ДД.ММ.ГГГГ (вх. в администрацию Каслинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ ) на решение Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Жалоба была передана на рассмотрение заместителю главы Каслинского муниципального района ННВ Жалоба МАС рассмотрена в соответствии с главой 2.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в соответствии с ч.7 ст.112 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при рассмотрении жалобы должностное лицо принимает одно из следующих решений: жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами; в удовлетворении жалобы отказывается. Какие-либо решения, согласно ч.7 ст.11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ, о предоставлении муниципальной услуги (в данном случае о предоставлении или отказе в предоставлении земельного участка) органом или должностным лицом органа, рассматривающего жалобу, на действия уполномоченного органа, не принимаются (не предусмотрено законом). Соответственно, должностным лицом администрации Каслинского муниципального района - заместителем главы Каслинского муниципального района ННВ, рассматривающим жалобу, решение об отказе в предоставлении земельного участка не принималось, а только сообщалось о допущении технической ошибки при рассмотрении заявления Комитетом. В самом ответе содержится лишь информация по испрашиваемым земельным участкам. Каслинская городская прокуратура даже не учла нормы Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предусматривающие порядок рассмотрения жалобы. Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района с силу Положения о Комитете является уполномоченным органом на принятия решений о предоставлении (отказе в предоставлении) сформированных земельных участков, находящихся в муниципальной или не разграниченной государственной собственности, в собственность заявителей. Никакое иное лицо данными полномочиями не обладает, в том числе, не обладает полномочиями и должностное лицо администрации Каслинского муниципального района - заместитель главы Каслинского муниципального района ННВ, как в силу закона, так и в силу трудовых обязанностей. Согласно правовой позиции Верховного по ст.19.9 КоАП РФ являются должностные лица органов, уполномоченных рассматривать заявления о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных или лесных участков либо водных объектов. Каслинская городская прокуратура даже не учла данный факт - не определила уполномоченное должностное лицо, на которого возложены полномочия по принятию решения о предоставлении земельного участка, не определила лицо, обеспечивающего опубликование извещение о предоставлении земельного участка, лица, уполномоченного на заключение договора купли-продажи земельного участка, что и привело к принятию незаконного решения, а возлагает ответственность на лицо, рассмотревшее жалобу на решения КУИЗО. Каслинская городская прокуратура лишь указала, кто рассмотрел жалобу в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» тот и является уполномоченным лицом на предоставлении земельный участков - позиция неординарная. Земельный участок с кадастровым номером постановлением администрации Тюбукского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст.39.15 ЗК РФ был предварительно согласован третьим лицам (заявителю), который в свою очередь провел кадастровые работы по образованию земельного участка и постановке его на кадастровый учет. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 ЗК РФ. Согласно п.22 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В случае если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении. Принято решение о предварительном согласовании его предоставления и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо. Согласно Федеральному закону от 25 октября 2001 года №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка земельный участок передается в собственность органом, принявшим данное решение, а не иным органом местного самоуправления. К тому же, отсутствие государственной регистрации права на земельный участок не свидетельствует, что администрация Тюбукского сельского поселения не приняла решение о передачи земельного участка в собственность заявителю. Каслинская городская прокуратура не запросила в администрации Тюбукского сельского поселения сведения о передачи земельного участка с кадастровым номером в собственность заявителя, а лишь сослалась на то, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка действует два года и. считают, что заявитель, даже при проведении кадастровых работ по образованию земельного участка и постановке его на кадастровый учет (реализация своего права), теряет право на данный земельный участок по истечении двух лет с момента принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка земельный участок ни кто не отменял, не признавал незаконным. К тому же, если администрация Тюбукского сельского поселения приняла решения о предоставлении в соответствии со ст.39.17 ЗК РФ земельного участка в собственность заявителя, то принятие решения Председателем Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района о предоставлении земельного участка третьему лицу выразится в превышении должностных полномочий, за что предусмотрена уголовная ответственность. На основании изложенного, истец просит признать представление Каслинского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ исх. об устранении нарушений земельного законодательства, незаконным. Возложить на Каслинского городского прокурора обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истца.

В судебном заседании представитель административного истца - администрации Каслинского муниципального района Беляева Е.Н. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам указанным в иске, просила их удовлетворить. Дополнила, что в возражении Каслинского городского прокурора указано, что в соответствии с земельным законодательством принимается решение об отказе в предоставлении земельного участка, в соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ и ст.39.16 ЗК РФ. Как следует из ответа, то на основании этой статьи было отказано в предоставлении земельного участка. Кроме того, представителем прокуратуры отмечено, что согласно информации администрации лицо, которое осуществляет эту деятельность, не обращалось. Информация была запрошена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ответом администрации Тюбукского сельского поселения , представление было вынесено ранее, и информация эта ранее не была запрошена в администрации Тюбукского сельского поселения. Считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В судебном заседании представитель административного ответчика - Прокуратуры Челябинской области Преображенская К.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, указав, что представление в отношении главы Каслинского муниципального района мотивировано, законно и обоснованно. Представила отзыв по существу заявленных требований.

В судебном заседании представитель административного ответчика - прокурор Каслинской городской прокуратуры Челябинской области Преображенская К.А. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, указав, что представление в отношении главы Каслинского муниципального района мотивировано, законно и обоснованно. Представила отзыв по существу заявленных требований.

В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица - Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных правах.

В соответствии с положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявленный административный иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Так, согласно п.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ МАС обратился в главе Каслинского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером для индивидуального жилищного строительства.

По результатам рассмотрения заявления, поступившего в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, принято решения от ДД.ММ.ГГГГ за , что согласно п.24 ст.39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственный или муниципальной собственности, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В данном случае испрашиваемый земельный участок не поставлен на кадастровый учет. В связи с чем, предложено обратиться в отдел архитектуры и градостроительства управления строительства и инфраструктуры администрации Каслинского муниципального района, с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с кадастровым номером 74:09:0909001:1693.

ДД.ММ.ГГГГ МАС обратился в администрацию Каслинского муниципального района с жалобой на решение Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ

По результатам рассмотрения жалобы МАС, администрацией Каслинского муниципального района принято решение от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которого, по сведениям Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района земельный участок с кадастровым номером постановлением администрации Тюбукского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст.39.15 ЗК РФ был предварительно согласован третьим лицам (заявителю), который в свою очередь провел кадастровые работы по образовании земельного участка и постановке его на кадастровый учет. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленной ст.39.17 ЗК РФ. Согласно п.22 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо. Таким образом, уполномоченный орган не может обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельных участков и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» согласно ст.39.28 ЗК РФ, так как имеются все основания для принятия решения об отказе в предоставлении Вам земельных участков в соответствии со ст.39.16 ЗК РФ.          

Как следует из материалов дела и установлено судом, Каслинским городским прокурором в адрес главы Каслинского муниципального района внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ , с требованиями рассмотреть представление, с участием представителя городской прокуратуры, незамедлительно принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих; провести служебную проверку, по результатам которой решить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц администрации. В обоснование представления со ссылкой на ч.14 ст.39.15 ЗК РФ срок действия решения о предварительном согласовании представления земельного участка составляет два года, поскольку срок действия решения о предварительном согласовании земельного участка на момент обращения заявителя истек, уполномоченным органом не могло быть принято решение об отказе в его предоставлении по основанию, предусмотренному п.22 ст.39.16 ЗК РФ.

В силу ч.1 ст.21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с п.3 ст.22 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Закона №2202-1 вносит представление об устранении нарушений закона.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (п.1 ст.24 Закона №2202-1 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

В соответствии со ст.28 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

В соответствии с ч.1 ст.34 и ч.1 ст.43 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к нормативным правовым актам органов местного самоуправления относятся нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления, имеющие нормативный характер.

Таким образом, Федеральным законом №131-ФЗ за местной администрацией, главой муниципального образования, закреплено право принимать, в том числе и нормативные правовые акты. Право принятия таких актов по конкретным вопросам закреплено в ряде федеральных законов.

Согласно ст.124 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В соответствии с ч.2 ст.125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу ч.2 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.

В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.27 ч.1 ст.39 Устава Каслинского муниципального района <адрес> администрация муниципального района осуществляет предоставление земельных участков, которые находится в собственности Каслинского муниципального района и (или) в ведении, в соответствии с решениями Собрания депутатов определяющими процедуры и критерии предоставления таких участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

Согласно п.2 ст.37 Устава Каслинского муниципального района <адрес> администрацией руководит глава Каслинского муниципального района.

Таким образом, поскольку нарушения земельного законодательства при предоставлении МАС земельного участка допущены должностными лицами администрации и ее структурного подразделения, представление Каслинского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ вынесено главе Каслинского муниципального района.

Кроме того, установлено, что согласно сведениями Единого государственного реестра недвижимости земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый , то есть на момент обращения МАС границы испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства были установлены. В связи с чем, орган местного самоуправления не мог принять решение об отказе в его предоставлении по основанию, предусмотренному п.24 ст.39.16 ЗК РФ, а также, установлено, что лицо, которому ДД.ММ.ГГГГ осуществлено предварительное согласование испрашиваемого земельного участка, за его предоставлением в орган местного самоуправления поселения не обращалось в установленный законом срок.

Указанные в представлении Каслинского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ нарушения выявлены в ходе проведения надзорных мероприятий Каслинской городской прокуратурой.

При внесении оспариваемого представления прокурор действовал в соответствии с предоставленными полномочиями. Представление внесено надлежащему должностному лицу органа местного самоуправления - главе администрации Каслинского муниципального района.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что требования администрации Каслинского муниципального района Челябинской области к Каслинской городской прокуратуре Челябинской области о признании представления незаконным, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.180, 272, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления администрации Каслинского муниципального района Челябинской области к Каслинской городской прокуратуре Челябинской области о признании представления незаконным, - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение одного месяца, с момента его вынесения в окончательной форме, через Каслинский городской суд Челябинской области.

Председательствующий судья: Тропынева Н.М.

2а-190/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Каслинского муниципального района
Ответчики
Каслинская городская прокуратура
Прокуратура Челябинской области
Другие
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района
Суд
Каслинский городской суд Челябинской области
Судья
Тропынева Надежда Михайловна
Дело на странице суда
kasli.chel.sudrf.ru
10.02.2021Регистрация административного искового заявления
10.02.2021Передача материалов судье
12.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2021Судебное заседание
26.04.2021Судебное заседание
28.04.2021Судебное заседание
28.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее