Дело № 2-383/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июня 2017 года г. Емва
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мишиной О.Н.,
при секретаре Обухович Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Лысенко Ольги Всеволодовны к УПФР в Княжпогостском районе Республики Коми (межрайонное) о включении курсов повышения квалификации в стаж работы в местностях, приравненной к районам Крайнего Севера,
УСТАНОВИЛ:
Лысенко О.В. обратилась в суд с иском к УПФР в Княжпогостском районе Республики Коми (межрайонное) о включении курсов повышения квалификации в стаж работы, с 07 апреля 1998 года по 18 июня 1998 года, с 21 января 2003 года по 19 февраля 2003 года, с 20 марта 2007 года по 06 апреля 2007 года, с 23 сентября 2012 года по 21 октября 2012 года.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 18 ноября 2016 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии, в удовлетворении которого было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы. Истец не согласна с указанным отказом, считает, что периоды прохождения курсов повышения квалификации должны быть включены в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.
Лысенко О.В. в дальнейшем уточнила заявленные требования, просила включить спорные периоды в стаж работы в местностях, приравненной к районам Крайнего Севера.
Лысенко О.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Княжпогостском районе Республики Коми (межрайонное) – Станко О.П. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что при включении спорных периодов в стаж работы в местностях, приравненной к районам Крайнего Севера, на момент её обращения она не имела право на назначение пенсии, данное право наступит при достижении 45 лет.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствии истца.
Суд, выслушав представителя ответчика, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Положениями ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г. лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16-18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Истец, полагая о наличии необходимого стажа работы, 18 ноября 2016 года обратилась с заявлением к ответчику о назначении ей трудовой пенсии по старости досрочно, согласно подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Решением ответчика от 29 декабря 2016 года № 435271 в назначении досрочной трудовой пенсии отказано, ответчиком не принято к зачету в стаж работы в местностях, приравненной к районам Крайнего Севера периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Как усматривается из материалов дела, что стаж Лысенко О.В. составляет: страховой стаж – 23 года 03 мес. 03 дня, стаж работы с тяжелыми условиями труда (список 2) – 12 лет 10 мес. 05 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 19 лет 03 мес. 29 дней.
В стаж работы в местностях, приравненной к районам Крайнего Севера не включены спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности. В силу п. 2 ч. 1 ст. 72 указанного Федерального закона медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (пп. 8 п. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (ч. ч. 1, 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включались периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 этого же Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
По смыслу Конвенции Международной организации Труда от 24.06.1974 № 140 «Об оплачиваемых учебных отпусках», ратификация которой состоялась 27.05.2014, период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений.
Согласно приведенной Конвенции, термин «оплачиваемый учебный отпуск» означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Согласно ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются, сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы в местностях, приравненной к районам Крайнего Севера.
Таким образом, требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Иных требований по делу не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лысенко О. В. к УПФР в Княжпогостском районе Республики Коми (межрайонное) о включении курсов повышения квалификации в стаж работы в местностях, приравненной к районам Крайнего Севера удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Княжпогостском районе Республики Коми (межрайонное) включить периоды прохождения курсов повышения квалификации с 07 апреля 1998 года по 18 июня 1998 года, с 21 января 2003 года по 19 февраля 2003 года, с 20 марта 2007 года по 06 апреля 2007 года, с 23 сентября 2012 года по 21 октября 2012 года в стаж работы в местностях, приравненной к районам Крайнего Севера,
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Княжпогостском районе Республики Коми (межрайонное) государственную пошлину в доход государства в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения – 20 июня 2017 года, путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья О.Н. Мишина