Гр.дело № 2а-2549/17
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
23 августа 2017 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Смирновой Ю.А., при секретаре Бимбаевой О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Далбаева Михаила Владимировича к Улан-Удэнскому городскому Совету депутатов о признании незаконными решений «О формировании Избирательной комиссии города Улан-Удэ», «Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ»
УСТАНОВИЛ:
Далбаев М.В. обратился в суд с административным иском к Улан-Удэнскому городскому Совету депутатов, в котором просил признать незаконными решения, принятые 16.03.2017 на 29 сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов, а именно, решение №312-29 «О формировании Избирательной комиссии города Улан-Удэ» и решение №307-29 «Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ».
В обоснование иска указывал, что в нарушение ч.8 и ч.9 ст.24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» №67-ФЗ состав Избирательной комиссии г.Улан-Удэ сформирован из числа 4 членов по предложению политических партий, 5 членов – по предложению Избирательной комиссии РБ и 1 члена – по предложению Избирательной комиссии г.Улан-Удэ предыдущего состава. Полагает, что рейтинговым голосованием Рабочей группы по приему и проверке документов незаконно отклонены 5 кандидатов, в числе которых находился кандидат по предложению ВПП «Партия Роста». Незаконным считает и принятие кандидатуры от Избирательной комиссии г.Улан-Удэ предыдущего состава – У. Кроме того, указывает, что при рассмотрении кандидатов отсутствовали необходимые документы, которые должны представляться, в частности, заявления самих кандидатов о согласии на включение их в состав комиссии. Также, считает, что решение «Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ» принято Улан-Удэнским городским Советом депутатов в отсутствие соответствующих правомочий и в нарушение ст.ст. 41, 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ, поскольку учредителем МУ Комитет по управлению имуществом Администрации г.Улан-Удэ является Администрация г.Улан-Удэ и только она правомочна определять цели, условия и порядок деятельности МУ, утверждать его Устав. По мнению административного истца, оспариваемым решением МУ КУиЗ незаконно наделено правом распоряжения и приватизации муниципальным имуществом.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ», Избирательная комиссия Республики Бурятия.
В судебном заседании истец Далбаев В.М. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что решения, принятые 16.03.2017 на 29 сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов, а именно, решение №312-29 «О формировании Избирательной комиссии города Улан-Удэ» и решение №307-29 «Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ» являются незаконными. Так, в нарушение ч.8 и ч.9 ст.24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» №67-ФЗ состав Избирательной комиссии г.Улан-Удэ сформирован из числа 4 членов по предложению политических партий, 5 членов – по предложению Избирательной комиссии РБ и 1 члена – по предложению Избирательной комиссии г.Улан-Удэ предыдущего состава. Полагает, что рейтинговым голосованием Рабочей группы по приему и проверке документов незаконно отклонены 5 кандидатов, в числе которых находился кандидат по предложению ВПП «Партия Роста». Незаконным считает и принятие кандидатуры от Избирательной комиссии г.Улан-Удэ предыдущего состава – У. Кроме того, указывает, что при рассмотрении кандидатов отсутствовали необходимые документы, которые должны представляться, в частности, заявления самих кандидатов о согласии на включение их в состав комиссии. Ссылаясь на показания депутата Улан-Удэнского городского Совета депутатов К.., пояснил, что при принятии оспариваемого решения отсутствовали документы по кандидатам, о чем К. было заявлено и предложено отложить рассмотрение данного вопроса, однако, в нарушение требований законодательства, Избирательная комиссия г.Улан-Удэ была сформирована с незаконным составом. Указал, что данным решением нарушаются его избирательные права и охраняемые законом интересы, поскольку незаконно сформированная комиссия неправомочна принимать участие в проведении выборов различного уровня. Также, пояснил, что решение «Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ» принято Улан-Удэнским городским Советом депутатов в отсутствие соответствующих правомочий и в нарушение ст.ст. 41, 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ, поскольку учредителем МУ Комитет по управлению имуществом Администрации г.Улан-Удэ является Администрация г.Улан-Удэ и только она правомочна определять цели, условия и порядок деятельности МУ, утверждать его Устав. По его мнению, оспариваемым решением МУ КУИиЗ незаконно наделено правом распоряжения и приватизации муниципальным имуществом. Принятие указанного решения нарушает его имущественные права, право на местное самоуправление, поскольку он поставлен на очередь для предоставления ему земельного участка и незаконное наделение МУ КУИиЗ широкими полномочиями нарушает его права.
Представители Улан-Удэнского городского Совета депутатов Цыдыпова Т.А., Сороковиков И.С., действующие на основании доверенностей, исковые требования Далбаева М.В. не признали. Цыдыпова Т.А. суду пояснила, что оспариваемые решения приняты в соответствии с законодательством, в пределах полномочий Улан-Удэнского городского Совета депутатов. Так, Избирательная комиссия г.Улан-Удэ сформирована в соответствии с положениями ст.24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ, процедура принятия решения и его опубликования не нарушена. Все необходимые документы по кандидатам, в том числе, их заявления, были представлены. Действующее законодательство не предусматривает представление депутатам самих документов и заявлений кандидатов при проведении процедуры принятия решения. Оспариваемое решение «Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ» принято во исполнение ч.3 ст.41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ. Кроме того, указала, что принятые решения каких-либо прав и законных интересов административного истца не нарушают.
Представитель заинтересованного лица Главы Республики Бурятия Вершнин П.А., действующий на основании доверенности, административный иск Далбаева М.В. не признал, поддержал позицию представителей Улан-Удэнского городского Совета депутатов.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Республики Бурятия Акчурин А.Р. также исковые требования Далбаева М.В. не признал, пояснил, что рейтинговым голосованием Рабочей группы Избирательной комиссии РБ отобраны 5 кандидатов для включения в состав Избирательной комиссии г.Улан-Удэ. Необходимые документы с личными заявлениями кандидатов направлены в Улан-Удэнский городской Совет депутатов для формирования Избирательной комиссии г.Улан-Удэ.
Представитель МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ» Тулохонов О.А., действующий на основании доверенности, требования Далбаева М.В. не признал, пояснил о наличии у Улан-Удэнского городского Совета депутатов правомочий по утверждению Положения о КУИиЗ.
Заинтересованные лица Мархаев В.М., Дорош С.Д. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены. Дорош С.Д. в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы, либо на них незаконно возложена какая – либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
16.03.2017 на 29 сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов принято решение №312-29 «О формировании Избирательной комиссии города Улан-Удэ».
В соответствии с ч.7 ст.24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а формирование избирательной комиссии поселения - также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии.
П.1 ст.18 Устава городского округа «город Улан-Удэ» формирование Избирательной комиссии г.Улан-Удэ также отнесено к компетенции городского Совета.
Порядок подготовки, принятия и вступления в силу решений Улан-Удэнского городского Совета депутатов определен главой 5 Регламента городского Совета.
В соответствии со ст.28 Регламента решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов городского Совета, если иное не установлено федеральным законодательством или Уставом города.
Согласно ст.17 Устава городского округа «город Улан-Удэ» в состав Улан-Удэнского городского Совета депутатов входит 30 депутатов.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, в частности, представленным протоколом 29 сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 16.03.2017, что за принятие оспариваемого решения проголосовали: 21 депутат «за», 3- «против», 1 – «воздержался».
Также, материалами дела подтверждено, что 24 марта 2017 решение от 16.03.2017 №312-29 «О формировании Избирательной комиссии города Улан-Удэ» опубликовано в официальном периодическом печатном издании Муниципальном вестнике города Улан-Удэ №10/2.
Тем самым, суд признает, что порядок принятия и опубликования решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов соответствует действующим нормативным актам.
Проверяя доводы административного истца Далбаева М.В. о нарушении обжалуемым решением норм Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.8 ст. 24 Закона №67-ФЗ представительный орган муниципального образования обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона;
в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Согласно ч.9.3 ст.24 Закона в случае, если указанных в пунктах 8, 9 или 9.1 настоящей статьи поступивших предложений не достаточно для реализации соответственно пунктов 8, 9 или 9.1 настоящей статьи, назначение оставшихся членов комиссии осуществляется на основе предложений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 22.12.2016 №288-27 «О приеме предложений по составу Избирательной комиссии города Улан-Удэ» установлены сроки и порядок приема предложений. Прием предложений осуществлялся в период с 13 января 2017 г. по 13 февраля 2017 г.
В установленные сроки в Улан-Удэнский городской Совет депутатов поступило 10 предложений о назначении членами Комиссии с правом решающего голоса, а именно: 4 предложения от политических партий, 5 предложений от Избирательной комиссии РБ, 1 предложение от Избирательной комиссии г.Улан-Удэ предыдущего состава. Тем самым, поскольку от политических партий поступило 4 предложения, на одно оставшееся место могли претендовать все иные субъекты права выдвижения. В установленный срок поступило 1 предложение от Избирательной комиссии г.Улан-Удэ предыдущего состава о назначении члена Комиссии с правом решающего голоса.
Указанные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела постановлением Избирательной комиссии РБ №4/47-6 от 02.02.2017 «О предложении для назначения членами Избирательной комиссии города Улан-Удэ с правом решающего голоса», в соответствии с которым, постановлено внести предложения по кандидатурам для назначения членами Избирательной комиссии города – ... Согласно приложению к сопроводительному письму, направлены документы, предусмотренные Методическими рекомендациями о порядке формирования территориальных избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденными Постановлением ЦИК России от 17.02.2010 №192/1337-5.
Кроме того, в материалах дела имеется решение Избирательной комиссии города Улан-Удэ №01-07/05 от 19.01.2017 «О выдвижении кандидатуры для назначения членом Избирательной комиссии города Улан-Удэ с правом решающего голоса состава 2017-2022 годов», согласно которому рекомендована кандидатура У. При этом, в сопроводительном письме, адресованном в Улан-Удэнским городской Совет депутатов, вопреки доводам административного истца, содержится подтверждение получения документов кандидатов для формирования нового состава Избирательной комиссии города Улан-Удэ, в частности, и письменное согласие гражданина на его назначение в состав избирательной комиссии.
Судом по ходатайству административного истца Далбаева М.В. допрошен в качестве свидетеля депутат Улан-Удэнского городского Совета депутатов К. согласно пояснениям которого, какие-либо документы по кандидатам в члены Избирательной комиссии г.Улан-Удэ при обсуждении решения депутатам не представлялись.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не свидетельствуют о том, что данные документы не представлялись в Улан-Удэнский городской Совет депутатов при направлении списком кандидатур, что подтверждено описанными выше документами.
Тем самым, доводы Далбаева М.В. о нарушении оспариваемым решением норм действующего законодательства, признаются необоснованными.
Кроме того, суд не усматривает нарушений прав Далбаева М.В.
В соответствии со ст.24 Закона №67-ФЗ к субъектам права выдвижения кандидатур для назначения членом избирательной комиссии муниципального образования относятся политические партии, выдвинувшие списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Народного Хурала РБ, иные общественные объединения, собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательная комиссия муниципального образования предыдущего состава, избирательная комиссия субъекта РФ.
Анализ приведенной нормы свидетельствует о том, что решение представительного органа муниципального образования может быть обжаловано собранием избирателей, охраняемые законом интересы которых затрагиваются указанным решением, а не отдельным избирателем индивидуально, поскольку отдельные избиратели не наделены правом выдвижения кандидатов в состав избирательной комиссии муниципального образования.
Разрешая требования Далбаева М.В. о признании незаконным решения №307-29 «Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ», суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что согласно распоряжению Администрации г.Улан-Удэ от 08.02.2017 №77-р «О проекте решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов «Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ» руководителем Администрации г.Улан-Удэ Аюшеевым А.Д. дано поручение председателю КУИиЗ Кузовлевой А.А. внести указанный проект на рассмотрение Улан-Удэнского городского Совета депутатов.
01.03.2017 в Улан-Удэнский городской Совет депутатов поступил указанный проект решения с указанием Кузовлевой А.А. докладчиком по проекту, сопроводительное письмо подписано руководителем Администрации г.Улан-Удэ Аюшеевым А.Д.
В соответствии со ст.28 Регламента городского Совета решения принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов. Согласно ст.17 Устава города в состав городского Совета входит 30 депутатов.
Протоколом 29 сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 16.03.2017 подтверждено, что за принятие оспариваемого решения проголосовали: 22 депутата «за», 1- «против», 2 – «воздержался».
Также, материалами дела подтверждено, что 24 марта 2017 решение от 16.03.2017 №307-29 «Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ» опубликовано в официальном периодическом печатном издании Муниципальном вестнике города Улан-Удэ №10/2.
Доводы административного истца Далбаева М.В. о том, что Улан-Удэнский городской Совет депутатов не правомочен утверждать Положение о МУ КУИиЗ, поскольку не является его учредителем, суд находит необоснованными ввиду того, что на момент утверждения Положения МУ КУИиЗ уже учрежден, как поясняет и сам истец, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Кроме того, суд не усматривает принятым оспариваемым решением нарушений прав Далбаева М.В.
Доводы Далбаева М.В. в указанной части о том, что он состоит на очереди для предоставления земельного участка, правового значения не имеют, поскольку Положение о КУИиЗ содержит правовые нормы, регулирующие порядок организации работы МУ КУИиЗ и его должностных лиц, цели и задачи, функции, права и обязанности.
Права административного истца Далбаева М.В. на местное самоуправление принятым решением не затрагиваются и не нарушаются, ввиду чего его требования в указанной части также подлежат оставлению без удовлетворения.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, учитывая приведенные нормы права, суд отказывает в удовлетворении административного иска Далбаева М.В. в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Далбаева Михаила Владимировича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Улан-Удэ.
Решение в окончательной форме изготовлено 28.08.2017.
Судья Ю.А. Смирнова