Решение от 11.06.2024 по делу № 2-1595/2024 от 21.05.2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июня 2024 г.                                                                 г.Щекино Тульской области

Щекинский межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего Петрова В.С.,

при секретаре Буровиковой И.В.,

    с участием процессуального истца - помощника прокурора г.Щекино Тульской области Нурматовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1595/2024 (УИД 71RS0023-01-2024-002146-10) по иску прокурора г.Щекино Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО г.Советск Щекинского района об оспаривании бездействия по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи,

у с т а н о в и л:

прокурор г.Щекино Тульской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации МО г.Советск Щекинского района об оспаривании бездействия по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи и просит суд обязать администрацию МО г.Советск Щекинского района обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет недвижимого имущества - участка дороги, расположенного между домами по <адрес> и по <адрес> в <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г.Щекино Тульской области проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации о муниципальной собственности.

В ходе проверки установлено, что участок дороги, расположенный между домами по <адрес> и по <адрес> в <адрес>, является бесхозяйным недвижимым имуществом и в соответствии со ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит принятию на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится, который является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, и обязан это делать.

Однако администрация МО г.Советск Щекинского района как орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, обязанность по обращению в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет указанного объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества не исполняет. Не поставлен этот объект и на кадастровый учет.

По истечении установленного срока со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора г.Щекино Тульской области Нурматова М.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации МО г.Советск Щекинского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, дело рассмотрено судом в его отсутствие.

    Выслушав объяснения явившегося в судебное заседание лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

        В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Из представленных письменных материалов судом установлено, что прокуратурой г.Щекино Тульской области проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации о муниципальной собственности.

В ходе проверки установлено, что участок дороги, расположенный между домами по <адрес> и по <адрес> в <адрес>, является бесхозяйным недвижимым имуществом.

Доказательств принадлежности этого объекта какому - либо публично - правовому образованию, иному собственнику нет, право собственности на него не зарегистрировано.

Таким образом, собственник указанного сооружения неизвестен, этот объект является бесхозяйной недвижимой вещью.

    В силу ст.ст.209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.

В соответствии со ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п.1).

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п.3).

Этот орган является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного и подачи в суд заявления о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, и обязан это делать.

В силу п.101 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно - кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В соответствии с п.5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение к приказу Росреестра от 15 марта 2023 г. № П/0086) принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления, представленного органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации исполнительными органами городов федерального значения Москвы, Санкт - Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов и муниципальных образований, либо лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов, в отношении бесхозяйных линейных объектов, эксплуатацию которых они обязаны осуществлять в случаях, предусмотренных п.5 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п.1 ст.3).

Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6 ст.3).

Согласно п.1 ч.1 ст.50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных этим Федеральным законом вопросов местного значения.

Однако администрация МО г.Советск Щекинского района как орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, обязанность по обращению в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет указанного объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества не исполняет. Не поставлен этот объект и на кадастровый учет.

Приведенные обстоятельства никем не оспаривались.

Наличие на территории МО г.Советск Щекинского района бесхозяйного участка дороги приводит к отсутствию его надлежащего содержания, своевременного обслуживания и ремонта, что может повлечь возникновение аварийных ситуаций и создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.

Обращение этого объекта в муниципальную собственность позволило бы привести его в надлежащее состояние за счет средств местного бюджета и выделенных муниципальному образованию целевых субсидий из бюджетов других уровней.

Предъявление прокурором рассматриваемых требований в порядке ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц как связанное с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса является правомерным, поскольку допущенные нарушения являются существенными и общественно значимыми.

В силу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации суд считает необходимым осуществить защиту прав неопределенного круга лиц и обязать администрацию МО г.Советск Щекинского района обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет недвижимого имущества - участка дороги, расположенного между домами по <адрес> и по <адрес> в <адрес>.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░><░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░

2-1595/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор г. Щекино, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
администрация МО г. Советск Щекинского района
Суд
Щекинский районный суд Тульской области
Судья
Петров Владимир Сергеевич
Дело на сайте суда
schekinsky.tula.sudrf.ru
21.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2024Передача материалов судье
21.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2024Подготовка дела (собеседование)
11.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.06.2024Судебное заседание
11.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее