Решение по делу № 2а-123/2018 от 18.01.2018

Дело ФИО9

Решение

Именем Российской Федерации

г.Шали 15 марта 2018 года

Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе председательствующего судьи Ибрагимова Х.И., при секретаре Хусеиновой З.Р., с участием представителя административного ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе <адрес> и Грозненском муниципальном районе ФИО1 Республики Хажихановой Х.Л., представителя заинтересованного лица - межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по ФИО1 А.Х.,

рассмотрев административное исковое заявление Татаева ФИО11 о признании незаконными действий, признании незаконными постановлений о взыскании страховых взносов,

УСТАНОВИЛ:

Татаев С.М. обратился в Шалинский городской суд ФИО1 Республики с административным исковым заявлением к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе <адрес> и Грозненском муниципальном районе ФИО1 Республики о признании незаконными постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов.

Заявленные требования мотивированы следующим. ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован в МРИ ФНС ФИО1 Республики в качестве индивидуального предпринимателя. По состоянию здоровья в июне 2014 года ИП официально было прекращено. С декабря 2015 года с его пенсии удерживаются денежные средства на основании постановления ССП <адрес> ФИО1 Республики. Он обратился в ССП <адрес> ФИО1 Республики выяснить причину удержания денежных средств с его пенсии. По его просьбе ему выдали копии документов, из чего стало известно, что в связи с неисполнением обязанностей по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Управлением ПФР в его адрес были направлены требования от 11.12.2013г. об уплате недоимки по страховым взносам в виде фиксированного платежа и пеней, которые он не получал. Поскольку требования не были исполнены, 06.03.2014г. Управление ПФР приняло в отношении него постановление о взыскании страховых взносов пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) в общей сумме взыскания задолженности 15000,7 рублей. А также направлено постановление от 01.03.2014г. о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) в общей сумме 17577,37 рублей. На основании данных постановлений судебным приставом - исполнителем ССП <адрес> 08.05.2014г. возбуждено исполнительное производство о взыскании с него задолженности.

Административный истец полагает, что вышеназванные ненормативные акты подлежат отмене, поскольку ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе <адрес> и Грозненском муниципальном районе ФИО1 Республики нарушена процедура бесспорного взыскания задолженности по страховым взносам за 2013г., 2014г., выразившаяся в несоблюдении положений Закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ, согласно которому орган контроля за уплатой страховых взносов обязан подтвердить факт и дату получения требования об уплате задолженности. Так же указал, что в составленном административным ответчиком требовании были без даты вынесения, без подписи, без печати. Сроки исполнения этих документов просрочены на 3 и 4 года.

На основании изложенного, просит суд признать незаконным действия начальника Управления ПФР в <адрес> и Грозненском муниципальном районе, признать незаконными постановления от 01.03.2014г. и от 06.03.2014г. о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов, и обязать возвратить денежные средства, взысканные ССП <адрес> отдела. Административный истец Татаев С.М. просит суд восстановить срок обжалования постановлений от 01.03.2014г. и от 06.03.2014г.

Административный истец Татаев С.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен.

Представитель административного истца Татаев Ш.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен.

В силу ч. 4 ст. 263 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.

Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Представитель административного ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе <адрес> и Грозненском муниципальном районе ФИО1 Республики ФИО4 в судебном заседании административный иск не признала.

Представитель заинтересованного лица - межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по ФИО1 А.Х. вопрос об удовлетворении требований административного истца оставил на усмотрение суда.

Заслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с ч.1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст.14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» №167-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.

Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ индивидуальным предпринимателем производится с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Запись в реестре производится на основании поданного заявителем в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения деятельности.

Согласно п. 2 ч. 1 ст.5Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды медицинского страхования» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в том числе индивидуальные предприниматели.

Статьей 18 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. ст. 19 и 20 настоящего Закона, за исключением случаев, указанных в ч. 4 настоящей статьи.

Пунктом 1 ст.19 Федерального закона №212-ФЗ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

В соответствии с п. 2 названной статьи взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье – решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или предпринимателя.

На основании п. 14 и 15 ст. 19 названного Федерального закона при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы, а также пени и штрафы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 20 настоящего Закона.

Согласно п.п. 1, 2 ст.20 Федерального закона № 212-ФЗ в случае, предусмотренном п. 14 ст. 19 настоящего Закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы, пени, штрафы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 19 настоящего Закона.

Положения ст. ст.19 и 20Федерального закона №212-ФЗ применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

В соответствии с п.2 ст.22Федерального закона №212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.

Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный законом срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно ст.22.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; документа об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 21.03.2011г. по 08.06.2015г. Татаев С.М. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, (выписка из ЕГРИП от 10.06.2015г.). Таким образом, в указанный период Татаев С.М. являлся лицом, обязанным уплачивать страховые взносы.

Из материалов дела также следует, что у Татаева С.М. с 21.03.2011г. по 08.06.2015г. образовалась задолженность по уплате страховых взносов, пени и штрафов, что не оспаривалось административным истцом в ходе судебного разбирательства.

В связи с неуплатой ИП Татаевым С.М. страховых взносов за вышеуказанный период, ГУ УПФР в городском округе <адрес> и Грозненском муниципальном районе ФИО1 Республики вынесены постановления от 01.03.2014г. и от 06.03.2014г. о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя.

О возникшей задолженности истцу стало известно в начале марта 2017 года, когда он обратился в ПФР и налоговою инспекцию узнать причину удержания денежных средств с его пенсионного счета.

Согласно положениям п.п. 1,3,14 ст. 26.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя в банках (иных кредитных организациях) (п.1 ст. 26.6).

До принятия решения о взыскании территориальный орган страховщика направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 26.9 настоящего Федерального закона (п. 3 ст. 26.6). Решение о взыскании доводится до сведения страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после дня вынесения такого решения. Решение о взыскании может быть передано руководителю организации (ее уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В случае направления решения о взыскании по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления страхователю решения о взыскании в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются страховщиком. (п.14 ст. 26.6).

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.

Бремя доказывания факта направления /осуществления/ сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

Факт направления /осуществления/ сообщения и его доставки Татаеву С.М. доказать в судебном заседании ответчик не смог.

Вместе с тем, предъявление соответствующего требования и направление его плательщику в порядке, предусмотренном статьей 22 Федерального закона № 212-ФЗ, является необходимым условием для последующего принудительного взыскания, поскольку в требовании устанавливается срок его исполнения, с истечением которого закон связывает возникновение у органа контроля за уплатой страховых взносов права принудительного взыскания в бесспорном порядке указанной требовании задолженности.

Таким образом, несоблюдение процедуры предъявления требования влияет на оценку законности самого взыскания, поскольку законность взыскания связана не только с наличием неисполненной обязанности по уплате задолженности, но и с законностью процедур взыскания, применяемых контролирующим органом.

Как следует из списка почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ требования истцу были направлены своевременно заказным письмом.

Согласно пункту 7 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации /ее законному или уполномоченному представителю/ или физическому лицу /его законному или уполномоченному представителю/ лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.

Рассматривая вопрос о восстановлении пропущенного срока обжалования вышеуказанных постановлений, судом установлено, что о принятых административным ответчиком ненормативных актах Татаеву С.М. стало известно в начале марта 2017 г. С настоящим заявлением истец обратился 28.08.2017г., с нарушением установленного ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконновозложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (пункт 5). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (пункт 8).

Административный истец пропустил срок обжалования постановлений, при этом не представил в суд причину пропуска срока.

Принимая во внимание изложенное, суд признает причины пропуска срока для обжалования неуважительными и приходит к выводу о необходимости отказать Татаеву С.М. в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 174-180 КАС РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Татаева С.М. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе <адрес> и Грозненском муниципальном районе ФИО1 Республики о признании незаконными постановления от 01.03.2014г. и от 06.03.2014г. о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов, о признании незаконным бездействия судебного пристава - исполнителя Шалинского МОСП УФССП России по ФИО1.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд ФИО1 Республики в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий /подпись/ Х.И. Ибрагимов

Копия верна:

Судья Х.И. Ибрагимов

2а-123/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Татаев С.М.
Татаев Саид Михайлович
Ответчики
Управление ПФ России в г. Грозном и Грозненского района ЧР
Другие
Чапалаева Петимат Адамовна
Чапалаева П.А.
Татаев Ш.М.
Татаев Шарам Михайлович
Суд
Шалинский городской суд Чеченской Республики
Дело на странице суда
shalinsky.chn.sudrf.ru
18.01.2018[Адм.] Передача материалов судье
18.01.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
18.01.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2018[Адм.] Судебное заседание
18.01.2018Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
18.01.2018Передача материалов судье
18.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2018Судебное заседание
12.02.2018Судебное заседание
16.02.2018Судебное заседание
16.02.2018Подготовка дела (собеседование)
19.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2018Судебное заседание
15.03.2018Судебное заседание
15.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2018Дело оформлено
28.04.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее