К делу № г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
датаг. ***
Оловяннинский районный суд *** в составе председательствующего судьи Набережневой Н.В.,
при секретаре Т.,
с участием представителя ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» по доверенности Ч.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Литвинцевой к ОАО «Читаэнергосбыт» о признании незаконным действия по предъявлению в части оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды, обязании произвести перерасчет платы и представить достоверные документы,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Литвинцева Е.А.обратилась в суд с требованиями к ответчику ОАО «Читаэнергосбыт», просит признать незаконным действия ответчика по предъявлению расчета в части оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды, обязать произвести перерасчет платы за электроэнергию в части оплаты на общедомовые нужды и представить достоверные платежные документы для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг в части электроснабжения исходя из норматива потребления коммунальной услуги на территории ***.
В обоснование требований истцом указано следующее. Она проживает в *** и является потребителем услуг в виде электроснабжения, предоставляемых ОАО «Читаэнергосбыт». Ежемесячно в период с дата. ОАО «Читаэнергосбыт» направляет ей платежные документы, в которых содержатся сведения о размерах оплаты за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды. При этом начисление указанной оплаты произведено на основании показаний общедомового прибора учета электроэнергии. Вместе с тем прокуратурой района установлено, что прибор учета введен в эксплуатацию с нарушением требований действующего законодательства. Согласно акту допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии в ходе указанного допуска в качестве представителя потребителя присутствовал электромонтер МУП «<данные изъяты>», однако сам при допуске в эксплуатацию указанного прибора учета он фактически не присутствовал, на подписание акта его никто не уполномочивал. Таким образом, прибор учета фактически не введен в эксплуатацию. Не смотря на указанное, ОАО «Читаэнергосбыт» не произвело необходимых перерасчетов и продолжило начислять исходя из показаний счетчика, а не по нормативам потребления коммунальных услуг. При этом недостоверные расчеты не могут быть положены в обоснование суммы оплаты коммунальной услуги. Данное обстоятельство существенным образом затрудняет надлежащее исполнение истцом своих обязательств по оплате ОДН.
Определением суда от дата. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго».
В судебном заседании истец Литвинцева Е.А. участия не принимала, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Требования о признании незаконным действия по предъявлению в части оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды, обязании произвести перерасчет платы и представить достоверные документы поддерживает.
Представитель ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» по доверенности Ч. в судебном заседании требования прокурора не признала по доводам указанным в отзыве на исковое заявление, по следующим основаниям
ОАО «Читаэнергосбыт» является на территории *** гарантирующим поставщиком электрической энергии покупателям на территории своей зоны по публичным договорам энергоснабжения или купли – продажи (поставке электрической энергии). Поставку электроэнергии в квартиру материального истца осуществляют по договору электроснабжения. Собственники жилых помещений в многоквартирном жилом доме *** требование закона об энергосбережении не выполнили и не обеспечили оснащение домов общедомовым приборами учета. Поскольку законодательство исходит из принципа обязательности учета всех потребленных ресурсов, система нормативных актов предполагает обязанность сетевых компаний по установке приборов учета в том случае, когда сами собственники не исполнили добровольно требования закона по установке приборов учета. Руководствуясь нормами права, сетевая организация ОАО «МРСК Сибири» установила на многоквартирный жилой дом коллективный прибор учета, который принят в качестве расчетного на основании акта допуска в эксплуатацию, установленный ОДПУ технически пригоден, что подтверждается актом ввода в эксплуатацию, следовательно у ОАО «Читаэнергосбыт» отсутствовали законные основание не принимать значений указанного прибора учета при осуществлении расчетов за электрическую энергию. Присутствие представителя управляющей организации свидетельствует об осведомленности и согласии собственников многоквартирных домов. В связи с вышеизложенным просит в иске отказать в полном объеме.
Представитель соответчика ОАО «МРСК - Сибири» - «Читаэнерго» по доверенности М. в судебном заседании участия не принимала, о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещена. Представила объяснение на иск, в котором считает требования истца незаконными и необоснованными по следующим основаниям. ОАО «МРСК Сибири» является сетевой организацией и на территории *** оказывает услуги по передаче электроэнергии по электросетям потребителям и не является собственником внутридомовых электросетей многоквартирных жилых домов, не занимается их обслуживанием. С 2009г. ОАО «МРСК Сибири» начало проводить мероприятия по оснащению многоквартирных домов, технологически присоединенных к электросетям, общедомовыми приборами учета электроэнергии. В указанный период по адресу истца был установлен прибор учета. При этом обязательность составления акта ввода прибора в эксплуатацию законодателем установлена только в 2012г., правила, действующие на момент установки счетчика не предусматривали сроки и процедуру проведения ввода прибора учета в эксплуатацию, составление акта допуска не требовалось. Истец, а также представитель истца в лице управляющей компании не направляли в адрес ОАО «МРСК Сибири» до настоящего времени письменные заявки о демонтаже либо замене ОДПУ. Обязанности по направлению заявки о допуске ОДПУ сетевой организацией в адрес собственника действующим законодательством не предусмотрена, таким образом доводы истца о том, что он не был извещен об установке и допуске ОДПУ являются необоснованными и не состоятельными. Несмотря на бездействие со стороны собственников многоквартирного жилого дома ответчик исполнил обязанность и направил в адрес сетевой организации приглашение произвести допуск прибора учета. Имеется акт о производстве допуска ПУ в эксплуатацию. При допуске ОДПУ от собственников МКЖД присутствовал директор МУП «Компания заказчика» В., акт был подписан ею без замечаний. Установленный в введенный в эксплуатацию ОДПУ полностью соответствует требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений и прошедшие проверку. В связи с чем, учитывая, что истцом не представлены доказательства отсутствия ОДПУ, нарушения контрольных пломб, механических повреждений, технической неисправности ОДПУ, расчет платы за электрическую энергию, поставленную на ОДН, не может производиться по нормативу. Просит в иске отказать в полном объеме.
Выслушав представителя ответчика ОАО «Читаэнергосбыт», изучив материалы дела, суд рассматривает дело в соответствие ст. 56 ГПК РФ по имеющимся в деле доказательствам, представленными сторонами как основания требований и возражений.
Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги, включающие в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании ч.1 ст. 540 ЖК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 настоящего Кодекса (абз. 2 ч. 1 ст. 540 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Пункт 40 Правил предусматривает, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды - ОДН).
Согласно п. 44 Правил, если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно формуле N 12, где
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;
- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Судом установлено, что ОАО «Читаэнергосбыт» является энергоснабжающей организацией, осуществляющей снабжение населения электрической энергией. ОАО «МРСК Сибири» - сетевая организация.
Литвинцева Е.А. проживает и зарегистрирована по адресу: ***, указанное жилое помещение - квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м, собственником жилого помещения является администрация городского поселения «<данные изъяты>». Данной подтверждается выпиской из реестра муниципальной казны.
Площадь квартиры истца составляет <данные изъяты> кв.м. Площадь мест общего пользования равна <данные изъяты> кв.м., общая площадь жилых и нежилых помещений равна <данные изъяты> кв.м. Указанные данные полностью совпадают с данным указанными в платежных документах истца, расчетах ответчика и не оспаривались участниками процесса.
Многоквартирный дом, в котором проживает истец аварийным и непригодным для проживания не признавался. Согласно сведениям администрации городского поселения способ управления многоквартирным домом не выбран.
Также судом установлено, что между истцом и ответчиком фактически состоялись договорные отношения, поскольку ОАО «Читаэнергосбыт» приняло на себя обязанность по предоставлению электроэнергии в жилое помещение, в котором истец проживает, и вносит плату за предоставляемую ему электроэнергию в ОАО «Читаэнергосбыт».
В срок до дата собственник *** администрация городского поселения не обеспечили оснащение дома общедомовым прибором учета электроэнергии используемого для расчета ОДН.
Начиная с дата ответчик предъявляет истцу помимо затрат электрической энергии, затраты на ОДН.
Свой расчет ответчик основывал на показаниях коллективного прибора учета, установленный в многоквартирном доме.
Так за период с дата. истец задолженности по электрической энергии не имеет, в то же время задолженность по ОДН составила <данные изъяты> руб. Исходя из справки начисления электроэнергии на ОДН за период с дата, истцу производилось начисление электроэнергии на ОДН исходя из показаний общедомового прибора учета только за период с дата года включительно. В остальное время расчет производился исходя из норматива потребления.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные в числе прочих к электрическим сетям централизованного электроснабжения.
В силу части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого Закона, были обязаны обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Электроснабжение жилого дома по вышеуказанному адресу осуществляет ответчик.
Будучи исполнителем этой коммунальной услуги в силу абзаца 7 пункта 2, подпункта «г» пункта 4, пунктов 8 и 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства от дата № 354), ОАО «Читаэнергосбыт» было обязано обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (подпункт «с» пункта 31 Правил).
Как пояснил в судебном заседании представитель ОАО «Читаэнергосбыт» общедомовой прибор учета электрической энергии был установлен ОАО «МРСК Сибири», в виду договорных отношений с ОАО «Читаэнергосбыт», однако документально в судебном заседании данное не подтвердил.
В силу части 9 статьи 13 ФЗ № 261, с дата организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.
В целях исполнения данной обязанности в соответствии с частью 10 статьи 13 ФЗ № 261, до дата организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее дата она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов. Организации, которые осуществляют снабжение природным газом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно- технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемого природного газа, обязаны представлять не позднее дата лицам, указанным в частях 5.1 и 6.1 настоящей статьи, предложения об оснащении таких объектов приборами учета природного газа
Такая форма утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от дата № 178.
В соответствии с п. 12 ст. 13 ФЗ № 261, до дата (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до дата (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до дата (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После дата (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после дата (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после дата (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания
Пункт 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442, предусматривает, что в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств.
Согласно п.п. 146 и 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки; под заменой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета после демонтажа ранее установленного прибора учета в данной точке; под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Согласно п. 147 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании
Правила допуска приборов учета в эксплуатацию установлены пунктами 152 - 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии и дол.
Согласно п. 152 Основных положений установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в установленном порядке.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию предусматривает проверку и определение готовности прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск осуществляется с участием уполномоченных представителей: сетевой организации, гарантирующего поставщика, лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств.
При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Сетевая организация в порядке, предусмотренном п. 153 Основных положений, уведомляет в письменной форме способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, лиц, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию.
Акт допуска прибора учета в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу приглашенных лиц и подписывается уполномоченным лицом (п. 154 Основных положений).
Таким образом, показания прибора учета могут быть приняты к расчету за поставленную электроэнергию только в случае, если прибор установлен, введен в эксплуатацию и проходит периодические проверки на пригодность к использованию в установленном законодательством порядке.
Частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении также предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Однако суду не представлены документальные сведения, подтверждающие соблюдение предусмотренной законом процедуры установки, введения в эксплуатацию приборов учета, актов поверки приборов учета электроэнергии.
Так согласно представленным на запрос суда актом допуска № от дата комиссией в составе представителя ОАО «МРСК-Сибири»- «Читаэнерго» инспектора Н. и электромонтера Ф., представителя ОАО «Читаэнергосбыт» не было, и представителя МУП «<данные изъяты>» Я. допуска ОДПУ электрической энергии в эксплуатацию прибор учета № был допущен в эксплуатацию.
При допуске прибора учета от представителя собственников жилых помещений присутствовал представитель МУП «<данные изъяты>» Я., при этом собственник многоквартирного жилого дома – администрация ГП «<данные изъяты>» не уполномочивала представителя МУП «<данные изъяты>» Я. для участия при вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета, таким образом представитель собственника жилых помещений многоквартирного дома участия не принимал. Доказательств того, что собственникам ОАО «МРСК Сибири» направляло извещение собственникам дома суду не представлено, то есть допуск прибора учета происходил без участия собственников многоквартирного дома.
Установленный в дата, а может и ранее сетевой организацией ОАО «МРСК-Сибирь»- «Читаэнерго» прибор учета был установлен для целей, не связанных с начислением платы на общедомовые нужды, поскольку был установлен в коммерческих целях, для расчетов с ОАО «Читаэнергосбыт». Прибор является собственность ОАО «МРСК-Сибирь»- «Читаэнерго» и не может использоваться для расчета платы за электроэнергию на ОДН истцу проживающему в многоквартирном доме.
Суд не принимает доводы представителя организацией ОАО «МРСК-Сибирь»- «Читаэнерго» о том, что на официальных сайтах организацией ОАО «МРСК-Сибирь»- «Читаэнерго» и ОАО «Читаэнергосбыт» были размещены предложения об оснащении приборами учета электрической энергии для потребителей. Поскольку данная информация не содержит сведения для собственника жилья о месте, времени и адресе установок приборов учета.
Так, судом установлено, что прибор учета в МКД *** был установлен первоначально уже в дата, то есть до истечения срока, установленного законодателем для добровольного оснащения МКД прибором учета, то есть процедура установки соблюдена не была, так как на тот момент ни сетевая организация, ни ресурсоснабжающая не были уполномоченными на принудительную установку прибора учета, а могли заниматься оснащением МКД приборами учета только на основании заявок собственников либо нанимателей жилья.
Кроме того, суду не представлено доказательств, что при установке приборов учета, принимаемого в качестве расчетного, были проверены все необходимые условия, включая техническую возможность его установки, метрологические характеристики прибора учета, что является обязательным для признания ОДПУ пригодным для расчета платы за коммунальные услуги по потреблению коммунального ресурса на ОДН, учет которого осуществляет данный прибор.
Собственник многоквартирного *** не принимали решение об установке прибора учета электроэнергии, потребители не были уведомлены об установке общедомового прибора учета. Предложений об оснащении дома прибором учета электрической энергии в адрес собственника не направлялось ответчиками.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что материалами дела подтвержден факт незаконной установки общедомового прибора учета электроэнергии, который не принят собственником жилого дома, собственник не был уведомлен об установке данного прибора учета. Кроме того, суду не представлены документы подтверждающие соблюдение предусмотренной законом процедуры установки, введения в эксплуатацию приборов учета, актов поверки приборов учета электроэнергии, в виду чего расчет электроэнергии на ОДН по квартире истца нельзя признать законным за период с <данные изъяты> включительно.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в данном случае нарушена процедура допуска в эксплуатацию установленных приборов учета электроэнергии, предусмотренная п. 152 Постановления Правительства РФ от дата N 442, в связи с чем, данные приборы учета нельзя признать расчетными, а их показания применять для определения объема потребления электрической энергии
При таких обстоятельствах порядок оплаты истцом электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, должен производиться с учетом объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления, в связи с чем, требования прокурора о перерасчете платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды подлежит частичному удовлетворению.
Подлежит взысканию с ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» госпошлина на основании ст. 333.19 НК РФ, ст. 103 ГПК РФ, поскольку истец освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ *** ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ *** ░░░░░░░ 2,11 ░░░.░/░░.░., ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ « ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░.