УИД: 89RS0005-01-2024-004294-84
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
09 октября 2024 года г. Ноябрьск ЯНАО
Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Тихонова Е.Н., рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Харампурнефтегаз» на постановление начальника отдела – лесничего отдела Ноябрьское лесничество управления лесного хозяйства, старшего государственного лесного инспектора – лесничего в лесничествах автономного округа ФИО2 от 22 августа 2024 года №111/Н по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 и ч.1 ст.8.32 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника отдела – лесничего отдела Ноябрьское лесничество управления лесного хозяйства, старшего государственного лесного инспектора – лесничего в лесничествах автономного округа ФИО2 от 22 августа 2024 года №111/Н ООО «Харампурнефтегаз» подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.31 и частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении требований ст.ст.50.7, 53, 60.3 и 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, п.43 и 44 Правил пожарной безопасности в лесах, ст.37 ФЗ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.20 и 29 Правил санитарной безопасности в лесах, п.15 Правил использования лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, п.18 и п.19 Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
Не согласившись с данным постановлением, представитель ООО «Харампурнефтегаз» (далее – Общество) обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство прекратить, в связи отсутствием состава административного правонарушения, поскольку из оспариваемого постановления следует, что произошло загрязнение земельного участка, а не леса. Кроме того, по итогам проверки, в отношении него вынесено 2 постановления (№ 111/Н, 113/Н) о привлечении к административной ответственности, что является нарушением положений ч.5 ст.4.4 КоАП РФ, просил объединить указанные постановления в одно производство.
Представитель заявителя, должностное лицо, вынесший постановление участие в судебном заседании не принимали, о рассмотрении дела извещены.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, письменные позиции участников, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в загрязнении лесов, то есть в поступлении загрязняющих веществ в окружающую среду.
Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрены принципы хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, согласно которым такая деятельность должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, их ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу положений ст.60.3 Лесного кодекса Российской Федерации меры санитарной безопасности в лесах включают в себя лесозащитное районирование, государственный лесопатологический мониторинг, проведение лесопатологических обследований, предупреждение распространения вредных организмов и иные меры санитарной безопасности в лесах, а правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года N 2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с подп. "а" п. 20 Правил не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.
Согласно п.29 Правил не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках, и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для рекреационных целей, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.
Приказом Минприроды России от 10 июля 2020 года № 434 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Согласно п.15 указанных Правил при использовании лесов в целях эксплуатации линейных объектов не допускается загрязнение земель, на которых осуществляется использование лесов, и территорий, прилегающих к землям, на которых осуществляется использование лесов, химическими и радиоактивными веществами.
В соответствии с положениями п.18 Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, утвержденных приказом Минприроды России от 7 июля 2020 года № 417, запрещается загрязнение площади земель, на которых осуществляется использование лесов и территории за ее пределами, химическими и радиоактивными веществами при осуществлении использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Согласно подп.«а» п.3 и п.5 Правила №1614 предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) как одна из мер пожарной безопасности в лесах на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется использующими леса лицами. При этом при проведении работ по геологическому изучению недр, разведке и добыче полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется содержать территории, отведенные под буровые скважины и другие сооружения в состоянии, свободном от горючих материалов и не допускать хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей к площадке скважин территории горючими веществами (нефтью и нефтепродуктами) (подп.«а», «в» п.43), а полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов (п.44).
Как следует из материалов дела, 20 июля 2024 года в 20 часов 14 минут в дежурную часть ОМВД России «Пуровский» поступила карточка происшествия по ЕДДС Пуровского района по сообщению начальника смены ООО «Харампурнефтегаз» о том, что 20 июля 2024 года в 17 часов 55 минут на Харампурском месторождении произошла разгерметизация промыслового трубопровода.
В рамках проверки сообщения УУП ОУУП и ПДН ОМВД России «Пуровский» осуществлен осмотр места происшествия, отобраны объяснения
Департаментом природных ресурсов и экологии ЯНАО 22 июля 2024 года заместителю начальника отдела – заместителю лесничего отдела Ноябрьское лесничество Управление лесного хозяйства департамента – Бабиковой С.М. выдано задание на проведение оценки достоверности сведений причинении вреда, содержащихся в сообщении РДДС ГКУ «Ямалспас» от 20.07.2024 г. о разливе нефти и нефтепродуктов на территории Харампурского месторождения на лесном участке в квартале №200 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества.
23 июля 2024 года заместителем лесничего отдела Ноябрьского лесничества Управления лесного хозяйства департамента ФИО3 с использованием средство фото- и видеозаписи, специального оборудования и технических приборов осуществлен осмотр лесного участка, расположенного в квартале 200 выделе №79 Муравленковского участкового лесничества, предоставленного Обществу на основании договоров аренды №290/Л-13 от 10.10.2013 г. и №312/Л-13 от 31.10.2013 г. с целью строительства и реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а также производственного объекта, на участке с координатам N 63°52"13" Е 79°40"34" за обвалованием кустовой площадки №7 Южно-Харампурского месторождения, по результатам которого установлено, что в районе кранового узла установлено загрязнение на поверхности почвы, присутствует устойчивый запах нефтепродуктов, не характерный для окружающей местности. По периметру загрязненного участка установлены пикетные маркеры. В результате инструментального обследования установлена площадь нефтезагрязнения 0,040га, из которой земли лесного фонда составляют 0,039 га, о чем составлен протокол осмотра и акт.
Согласно таксационному описанию выдел №79 квартала №200 Муравленковского лесничества относится к эксплуатационным лесам и представлен как «трасса коммуникаций».
Таким образом, Общество является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим разведку и добычу полезных ископаемых на этом участке недр, а исходя из содержания заключенного договора аренды лесного участка, также лицом, отвечающим за санитарное состояние лесного участка.
Согласно акта от 23 июля 2024 года технического расследования, 20 июля 2024 в 17-55ч. по причине внутренней коррозии нефтесборного трубопровода произошла предпосылка к инциденту на трубопроводе на участке т.вр.к.7 – т.вр.3 Южно-Харампурского месторождения. В результате обследования установлено, что в 1 м от начала участка по телу труб на 6 часов образовался свищ в 1 мм.
По результатам полученных исследований, 26 июля 2024 года УУП ОУУП и ПДН ОМВД России «Пуровский» составлен протокол 89ЮЛ №003701 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.31 КоАП РФ, и протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ в отношении ООО «Харампурнефтегаз», которые совместно со всеми материалами проверки на основании определения от 26 июля 2024 года переданы Отдел Ноябрьского лесничества Управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и экологии ЯНАО.
На основании определения от 12 августа 2024 года материалы дела об административных правонарушениях, возбужденные 26 июля 2024 года в отношении ООО «Харампурнефтегаз» по признакам составов административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.8.31 и ч.1 ст.8.32 КоАП РФ в одно производство.
После рассмотрения поступивших и объединенных материалов проверки должностным лицом - начальником отдела – лесничего отдела Ноябрьское лесничество управления лесного хозяйства, ФИО2 22 августа 2024 года вынесено оспариваемое постановление №111/Н о признании ООО «Харампурнефтегаз» виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.8.31 и ч.1 ст.8.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.
Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» возлагает на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, обязанность соблюдать положения законодательства в области промышленной безопасности, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии п.п. 6.1, 6.2, 6.6 ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия», утвержденных постановлением Госстандарта РФ от 08.01.2002 № 2-ст, нефть является опасной жидкостью, природным жидким токсичным продуктом, содержит легкоиспаряющиеся вещества опасные для здоровья и жизни человека и для окружающей среды. Предельно допустимые концентрации нефтяных паров и опасных веществ нефти в воздухе рабочей зоны установлены ГОСТ 12.1.005.6.6.
Согласно федерального регистра потенциально опасных химических и биологических веществ утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 года № 609 нефть является опасным химическим веществом.
Нефть в силу своих физико-химических свойств является веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва) вызывает их загрязнение, высокая токсичность нефти является причиной уничтожения растительного покрова и организмов, имеющих контакт с загрязненной почвой.
Последствием разлива нефтесодержащей жидкости на земельном участке является причинение экологического вреда, поскольку каждый компонент природный среды выполняет строго определенные законом природы экологические функции и оказывает влияние на окружающее пространство. Нанесенный вред от разлива нефти представляет собой негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, которое влечет за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, процесс восстановления которых занимает достаточно длительный период времени.
Учитывая изложенное, факт загрязнения почвы на указанном участке горючим веществом и как следствие нарушение санитарной и пожарной безопасности на указанном участке подтвержден собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество с силу требований закона, а также договора аренды лесного участка, обязано предпринимать меры, исключающие нахождение нефтесодержащей жидкости и иных вредных химических веществ на лесном участке, тем самым соблюдать санитарные и противопожарные правила.
Правильность выводов должностного лица о виновности ООО «Харампурнефтегаз» в совершении вменяемого ему административного правонарушения сомнений не вызывает, поскольку подтверждена совокупностью имеющихся в деле доказательств.
Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
Влекущих прекращение производства по делу нарушений прав заявителя при составлении материалов дела об административном правонарушении допущено не было.
Нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены в полной мере; постановление мотивировано; правила оценки доказательств соблюдены; существенных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имелось.
Изложенные в жалобе доводы о необходимости применения правила, закрепленного в ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, при назначении наказания и объединении дел № 111/Н и 113/Н, подлежат отклонению поскольку основаны на неверном толковании закона, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 2 ст. 8.31 и части 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выявлены должностным лицом ОМВД России «Пуровский» в ходе проведения проверки по материалам КУСП.
Тогда как Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не относит мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.
Заявитель не учел, что примененные санкции служат средством воспитания в духе уважения к закону, к праву, способом формирования законопослушного поведения. Объединение же дел и последующая минимизация наказания такой цели не достигнет, что недопустимо.
Кроме того, Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 2 июня 2015 года N 12-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" отмечалось, что лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Таким образом, административным органом обоснованно принято решение о назначении окончательного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу более строгого административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.
При таком положении обжалуемое постановление должностного лица по делу об административном правонарушении отмене либо изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░2 ░░ 22 ░░░░░░░ 2024 ░░░░ №111/░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 8.31 ░ ░.1 ░░.8.32 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: (░░░░░░░)
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ № 12-733/2024