17 ноября 2022 года Ширинский районный суд с. Шира
В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А., с участием:
представителя истца М.
представителя ответчика К.,
прокурора Есауловой О.В.,
при секретаре Переясловой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия к Гриценко Н.В. о признании утратившими право пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Стороною истца, в обоснование заявленных требований, указано в исковом заявлении, что на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ нанимателю М. предоставлена для проживания квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В этой квартире имеет регистрацию по месту жительства ответчик. Вместе с тем, ответчик фактически в данной квартире не проживает, его местонахождение неизвестно, от снятия с регистрационного учета по месту жительства ответчик уклоняется. Поэтому, истец просит признать ответчика утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>
В судебном заседании М., представляющая интересы истца, требования поддержала, дополнительно указав, что ответчик был вселен в оспариваемое жилое помещение в качестве члена ее семьи, поскольку являлся мужем ее дочери. В ДД.ММ.ГГГГ году брак между ними был расторгнут, с того момента родственные отношения были прекращены, вследствие этого ответчик выехал из жилого помещения и больше там никогда не проживал. Где он находится в настоящее время – представитель истца не знает, связи с ним не поддерживает.
Ответчик в судебном заседании отсутствовал. В ходе досудебной подготовки было установлено, что его местонахождение на текущий момент неизвестно. Суд, руководствуясь ст.119 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, по последнему известному месту его проживания.
Привлечённый в порядке ст.50 ГПК РФ к участию в деле в качестве представителя ответчиков адвокат К. указал, что каких – либо доказательств в опровержение заявленных требований у него не имеется.
Участвующим в деле прокурором дано заключение о законности и обоснованности заявленного требования, а потому – о необходимости его удовлетворения.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ч.ч.1 и 2 ст.288 Гражданского Кодекса РФ, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан.
В соответствии с ч.1 ст.49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч.1 ст.60 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения муниципального жилищного фонда (действующий от его имени уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Из содержания исследованного в судебном заседании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он заключен между администрацией Ширинского сельсовета, действующей от имени собственника жилого помещения, и нанимателем М. и последней, а также членам её семьи – Ч.А.С. и Гриценко Н.В., в наем предоставляется двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
На основании положений ст.69 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Истцом, в качестве обоснования заявленных требований указано, что ответчик выехал на иное местожительства.
При временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (статья 71 ЖК РФ).
Однако если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.
Данной правовой нормой - ст. 83 ЖК РФ, предусматривается право нанимателя и членов его семьи (бывших членов семьи) на одностороннее расторжение договора социального найма жилого помещения.
Исходя из установленного ст. 69 ЖК РФ равенства прав и обязанностей нанимателя и членов его семьи (бывших членов семьи), правила ст. 83 ЖК РФ распространяются на каждого участника договора социального найма жилого помещения в отдельности. Следовательно, в случае выезда кого-либо из участников договора социального найма жилого помещения в другое место жительства и отказа в связи с этим в одностороннем порядке от исполнения названного договора этот договор в отношении него считается расторгнутым. При этом выехавшее из жилого помещения лицо утрачивает право на него, а оставшиеся проживать в жилом помещении лица сохраняют все права и обязанности по договору социального найма.
Временное непроживание лица в жилом помещении само по себе не может свидетельствовать о ненадлежащем осуществлении нанимателем своих жилищных прав и обязанностей и служить единственным и достаточным основанием для лишения права пользования жилым помещением.
Такая правовая позиция нашла отражение в сохраняющем свою силу Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 1995 года по делу о проверке конституционности части первой и пункта 8 части второй статьи 60 ЖК РСФСР.
В свою очередь, как разъясняет Конституционный Суд РФ в определении от 05 декабря 2003 года N 505-О, расторжение договора найма жилого помещения вследствие длительного отсутствия нанимателя жилого помещения, в целях предупреждения возможных нарушений прав граждан осуществляется судом общей юрисдикции, который устанавливает и исследует фактические обстоятельства, необходимые в том числе для правосудного разрешения вопроса о том, имел ли наниматель (члены его семьи) намерение вернуться в жилое помещение и являлись ли уважительными причины, по которым он не предъявил требование о возврате ему жилого помещения.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Как разъясняется в п. 32 постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 2 июля 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", разрешая спор о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, суду надлежит выяснять: по какой-причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный характер (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещении со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др. При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также, его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Часть первая ст.57 ГПК РФ предусматривает, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно представленной истцом домовой книги, Гриценко Н.В. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
В свою очередь, как следует из представленной ОВМ ОМВД России по Ширинскому району по запросу суда информации, на данный момент регистрация Гриценко Н.В. по месту жительства в Ширинском районе отсутствует.
Свидетельством о расторжении брака подтверждается расторжение брака между Гриценко Н.В. и Г.А.С., произошедшее ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ст.12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В свою очередь, со стороны ответчика не представлено суду возражений по существу требований и доказательств в опровержение доводов истца.
Совокупность вышеизложенных обстоятельств дает суду основания полагать, что длительное, на протяжении нескольких лет, непроживание ответчика в оспариваемом жилом помещении, свидетельствует по общему правилу, по смыслу ст. 83 ЖК РФ, ст. 20 ГК РФ о наличии у него иного постоянного места жительства, и что ответчик, в соответствии с ч.3 ст.83 ЖК РФ, фактически расторг договор социального найма вышеуказанного жилого помещения с момента своего выезда.
В силу требований ст.304 Гражданского кодекса РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Исследовав представленные к делу доказательства в их совокупности в порядке, предусмотренном ч.ч.1 – 3 ст.67 ГПК РФ, суд находит, что фактически ответчик длительное время не исполняет обязанности нанимателя в части содержания жилья, отсутствие ответчика по месту жительства в соответствии с договором социального найма носит не временный, а постоянный характер, а потому требования истца в части признания ответчика утратившим право пользования жилым помещением, основаны на законе, обоснованы по сути, и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать Гриценко Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт гражданина РФ № №, утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня вынесения окончательного решения, т.е. с 18 ноября 2022 года.
Председательствующий:
судья Ю.А. Ячменев