Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2019 г.
Дело № 2а-626/2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
19 апреля 2019 г. г. Ярославль
Дзержинский районный СЃСѓРґ Рі. Ярославля РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Фоминой Рў.Р®., РїСЂРё секретаре Коноваловой Рў.Рђ.., рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Рнспекции ФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Дзержинскому району Рі. Ярославля Рє Полторацкой Светлане Валентиновне Рѕ взыскании налога РЅР° имущество физических лиц,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Рнспекция ФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Дзержинскому району Рі. Ярославля обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє Полторацкой РЎ.Р’. Рѕ взыскании налога РЅР° имущество физических лиц Р·Р° 2016 Рі. РІ размере 776 СЂСѓР±., мотивируя тем, что Р·Р° налогоплательщиком зарегистрированы объекты налогообложения, РІ том числе квартира, расположенная РїРѕ адресу: <адрес> <адрес>, РїРѕ которой административным ответчиком РЅРµ произведена уплата налога.
Р’ судебном заседании представитель Рнспекции ФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Дзержинскому району Рі. Ярославля Колпакова Рђ.Рђ. требования административного РёСЃРєР° поддержала РІ полном объеме, пояснила, что право собственности РЅР° объект налогообложения зарегистрировано РІ ЕГРН, сведения Рѕ прекращении права отсутствуют, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем Сѓ налогового органа нет основания для перерасчета налога.
Административный ответчик Полторацкая С.В. в судебном заседании административный иск не признала, ссылаясь на то, что квартира № <адрес>, как и весь многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, уничтожена в результате пожара в июле 2015 года. Объект налогообложения отсутствует, поэтому прекратилась обязанность по уплате налога на имущество физических лиц.
Представитель третьего лица, Управления ФНС России по Ярославской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено судом в его отсутствие.
Заслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, материал проверки УМВД России по г. Ярославлю № (КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ), материалы административного дела мирового судьи судебного участка № 8 Дзержинского судебного района г. Ярославля № 2.8а-1658/2018, суд пришел к выводу об отказе в иске по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование.
Глава 32 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующая налогообложение недвижимого имущества физических лиц исходя из кадастровой стоимости, принята в 2014 году и введена в действие с 01 января 2015 года.
В соответствии со ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 ст. 401 ГК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу ст.ст. 402, 403 НК РФ налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая или инвентаризационная стоимость.
Пунктом 2.1 статьи 408 НК РФ предусмотрено, что в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения.
В случае, если документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о гибели или уничтожении объекта налогообложения, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.
По смыслу указанных норм, обязанность по исчислению и уплате налога на имущество физических лиц связана с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости. Начисление налога на имущество физических лиц в случае гибели или уничтожении объекта налогообложения недопустимо.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме ФНС России от 14 ноября 2018 г. № БС-4-21/22148 «Об основаниях прекращения исчисления налога на имущество физических лиц в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения», на основании пункта 2 статьи 408 НК РФ, сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ, в том числе сведений о недвижимом имуществе, представляемых органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (в настоящее время - органы Росреестра).
В силу прекращения существования объекта недвижимого имущества в связи с его гибелью или уничтожением Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено снятие такого объекта с государственного кадастрового учета (далее - кадастровый учет) с внесением об этом записи в ЕГРН, а также в установленных законом случаях государственная регистрация прекращения прав на такой объект и расположенные в нем помещения (пункт 3 части 3, пункт 2 части 5 статьи 14, часть 7 статьи 40 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
В качестве основания для кадастрового учета представляется акт обследования, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения объекта недвижимого имущества подтверждает прекращение его существования (пункт 7 части 2 статьи 14, часть 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»), далее - акт обследования.
В дальнейшем в налоговые органы передаются сведения о снятии объекта недвижимого имущества с кадастрового учета, а также в установленных законом случаях о государственной регистрации прекращения права на такой объект и расположенные в нем помещения.
На основании пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества. Право на недвижимую вещь не может существовать в отсутствие самой вещи.
Налогообложение прекратившего существование объекта недвижимого имущества (снесенного здания) является неправомерным, независимо от момента снятия такого объекта с кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права на него. Наряду с общим основанием прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта недвижимого имущества, следует принимать во внимание, что в качестве дополнительного основания налоговым органом может рассматриваться заявление налогоплательщика (его представителя), содержащее информацию о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу, и документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения (например, акт обследования, справка местной администрации о гибели объекта вследствие стихийного бедствия, справка органов госпожнадзора, в которой содержится информация, подтверждающая прекращение существования объекта, вступившее в силу судебное решение, акт обследования (заключение) организации государственного учета жилищного фонда о сносе объекта и т.п.). Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20 сентября 2018 г. № 305-КГ18-9064 по делу № А40-154449/2017.
На основании представленных истцом сведений, выписки из ЕГРН судом установлено, что Полторацкая С.В. является собственником квартиры общей площадью 47,2 кв.м по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, приобрела право собственности в порядке наследования, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного нотариусом Ярославского нотариального округа Пилипенко Е.В. 17 августа 2015 г. (реестровый №). Право собственности зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ Сведений о прекращении права собственности указанная выписка не содержит.
Вместе с тем, в ЕГРН имеется запись о регистрации ограничения и обременение объекта недвижимости – изъятии объекта для государственных (или муниципальных) нужд.
Заключением межведомственной комиссии от 06 марта 2008 г. № 150 жилой <адрес> <адрес> <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с постановлением мэра г. Ярославля № 3439 от 05 декабря 2008 г. дом подлежал расселению в срок до 2010 года.
Постановлением Правительства Ярославской области от 22 апреля 2013 г. № 432-п утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013 - 2017 годы. Указанный многоквартирный жилой дом включен в эту программу. Срок расселения дома установлен – четвертый квартал 2014 г., срок сноса – четвертый квартал 2017 г.
Как следует из раздела I Региональной программы в указанной редакции, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ предусматривается расселение всех многоквартирных домов, признанных аварийными до 01 января 2012 года, за период 2013 - 2017 годов.
Часть аварийного жилья планируется расселить в рамках решений (договоров, соглашений) органов местного самоуправления о развитии застроенных территорий с привлечением средств частных инвесторов.
В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы; обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 3 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 16 данного Федерального закона, переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ между мэрией <адрес> и ООО «Коммунары» был заключен договор о развитии застроенной территории № 41, в соответствии с которым ООО «Коммунары» обязалось уплатить выкупную цену за изымаемые на основании постановления мэрии г. Ярославля жилые помещения, находящиеся в частной собственности, либо по соглашению с собственниками таких помещений предоставить взамен изымаемых другие жилые помещения с зачетом их стоимости в выкупную цену, в том числе в <адрес> <адрес> <адрес> – до 30 сентября 2016 г.
По сообщению МКУ «Агентство по строительству» города Ярославля, многоквартирный жилой дом, в котором расположена квартира административного ответчика, подлежит расселению в рамках договора о развитии застроенных территорий от 14 апреля 2015 г. № 41, за счет средств инвестора ООО «Коммунары». В отношении Полторацкой С.В. судом было вынесено решение, в соответствии с которым мэрия г. Ярославля обязана предоставить административному ответчику благоустроенное жилое помещение взамен квартиры по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, общей площадью не менее ранее занимаемого. Данное решение до настоящего времени не исполнено. Поэтому жилое помещение и доля в праве общей долевой собственности на земельный участок у Полторацкой С.В. не изъяты. Решение о сносе дома будет принято после полного расселения дома, регистрации всех жилых помещений в муниципальную собственность, снятия граждан с регистрационного учета.
В обоснование возражений по существу исковых требований Полторацкая С.В. ссылалась на то, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, был уничтожен в результате пожара, произошедшего 17 июля 2015 г. Доводы административного ответчика в этой части с достоверностью подтверждены материалом проверки УМВД России по г. Ярославлю № (КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ), в том числе протоколом осмотра места происшествия от 20 июля 2015 г., фототаблицей, из которых следует, что крыша здания обрушена на всей площади. деревянные стены имеют термические повреждения в виде обугливания по всей площади, один из углов здания обрушен. Остекление в окнах отсутствует.
Согласно справке РђРћ «Ростехинвентаризация – Федеральное БТРВ» РѕС‚ 03 июля 2017 Рі., многоквартирный жилой РґРѕРј находится РІ состоянии разрушения РІ результате пожара. Конструкции наружных стен, перекрытий, полов местами отсутствуют, крыши нет, заполнение оконных Рё дверных проемов, отделка уничтожены пожаром полностью, разрушены печи, нет электроснабжения. Процент РёР·РЅРѕСЃР° здания составляет 97%.
РР· дела РІРёРґРЅРѕ, что Полторацкая РЎ.Р’. обращалась РІ РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Дзержинскому району Рі. Ярославля СЃ заявлением Рѕ перерасчете налога, ссылаясь РЅР° уничтожение недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения. Р’ удовлетворении данного заявления отказано РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что решение Рѕ СЃРЅРѕСЃРµ РґРѕРјР° РґРѕ настоящего времени РЅРµ принято.
При таких обстоятельствах дела, учитывая, что многоквартирный жилой дом и, соответственно, квартира истца, были уничтожены в результате пожара в июле 2015 г., запись о прекращении права собственности истца на квартиру не была внесена в ЕГРН в том числе по причине неисполнения органом местного самоуправления возложенных на него законом обязательств, взимание налога в отсутствие объекта налогообложения недопустимо, поэтому оснований для взыскания с административного ответчика налога на имущество физических лиц за 2016 г. у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Рсковые требования Рнспекции ФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Дзержинскому району Рі. Ярославля Рє Полторацкой Светлане Валентиновне Рѕ взыскании налога РЅР° имущество физических лиц оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд с подачей жалобы через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Т.Ю. Фомина