Решение по делу № 2-1977/2018 от 23.03.2018

ДЕЛО № 2-1977/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июля 2018 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего судьи Ивковой А.В.

при секретаре Мироновой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининой ФИО8 к ОГКУ «Центр социальных выплат» о признании незаконным отказа в назначении государственной социальной помощи, возложении обязанности назначить государственную социальную помощь,

установил:

    Калинина ФИО9 обратилась в суд с исковым заявлением ОГКУ «Центр социальных выплат» о признании незаконным отказа в назначении государственной социальной помощи. В обоснование иска указала, что является студенткой Ярославского медицинского университета очной формы обучения. В августе 2017 года вышла замуж. Своего жилья нет. Она прописана в Костромской области, а муж – в Ярославской области. Ночевать ездят к родителям, чаще в Костромскую область. В сентябре 2017 года обратилась в Центр социальных выплат города Костромы через Многофункциональный центр поселка Красное-на-Волге с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи, о признании семьи малоимущей и, следовательно, выдаче справки на получение социальной стипендии. 28.11.2017 года получила оригинал отказа в назначении государственной социальной помощи за от 07.10.2017 года. Ответчик нарушил установленные сроки ответа. Ответ об отказе со ссылкой на Закон Костромской области № 292-ЗКО от 19.07.2005 года считает необоснованным и незаконным. Место жительства у истца по паспорту в Костромской области. Практику проходит в Костромской больнице уже три года, один год в Красносельской больнице. Все лето в Костроме. Считает, что имеет право получать социальную помощь на основании Закона № 292-ЗКО от 19.07.2005 года. Просит суд признать действия ОГКУ «Центр социальных выплат», выразившиеся в отказе в предоставлении социальной помощи незаконными.

В ходе рассмотрения дела представитель истца Чернова ФИО10 исковые требования дополнила. Просила также обязать ответчика назначить истцу социальную помощь с даты обращения – с ноября 2017 года.

Судом к участию в деле в качестве третего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечен Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области.

Истец в судебном заседании не присутствует, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца Чернова ФИО11 требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Тыщенко ФИО12 в судебном заедании требования не признал. Ранее суду представлен отзыв на исковое заявление, в котором ответчик указывает, что из представленных истцом через ОГКУ «Многофункциональны центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» документов следует, что семья Калининой ФИО13 проживает на территории Ярославской области.

Представитель третьего лица Смирнова ФИО14 в судебном заседании полагала, исковые требования не подлежащими удовлетворению, суду пояснила, что отказ в предоставлении государственной помощи обусловлен фактом проживания истца с семьей на территории Ярославской области.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 28.09.2017 года Калинина ФИО15 обратилась в ОГКУ «ЦСВ» с заявлением о назначении государственной социальной помощи.

Уведомлением от 07.10.2017 г. семье истца отказано в предоставлении государственной социальной помощи и рекомендовано обратиться в органы социальной защиты населения Ярославской области. в обоснование отказа указано, что согласно представленному истцом пакету документов она постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>, и является студенткой очной формы обучения ФГБОУВО «Ярославский государственный медицинский университет», ее муж – Калинин ФИО16 зарегистрирован в <адрес>, то есть, фактически семья проживает на территории Ярославской области.

Не согласившись с указанным решением, истец обратилась в суд с настоящим иском.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам установлены Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В соответствии со статьей 2 вышеназванного Федерального закона законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Как следует из ст. ст. 7, 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Костромской области вопросы назначения и выплаты государственной социальной помощи установлены Законом Костромской области от 19.07.2005 года № 292-ЗКО «О государственной социальной помощи в Костромской области».

Согласно ст. 4 Закона Костромской области от 19.07.2005 года № 292-ЗКО государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, оказывается в следующих целях: поддержания уровня жизни получателей государственной социальной помощи и оказания им помощи в преодолении трудной жизненной ситуации; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения Костромской области; адресного использования бюджетных средств.

В силу ст. 6 Закона Костромской области от 19.07.2005 года № 292-ЗКО получателями государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в виде денежных выплат или натуральной помощи являются малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Костромской области.

В силу ст. 7 Закона Костромской области от 19.07.2005 года № 292-ЗКО государственная социальная помощь оказывается: каждому члену малоимущей семьи или малоимущему одиноко проживающему гражданину в виде денежной выплаты или натуральной помощи в размере 400 рублей один раз в год; малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину в виде денежной выплаты в размере 60 процентов от произведенных расходов на внутридомовую газификацию жилого помещения на территории Костромской области, но не более 18 000 рублей; реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в виде денежной выплаты в размере 50 процентов стоимости проезда (к месту назначения и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом. Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается один раз в три года в виде ежемесячного социального пособия в размере 1 000 рублей на каждого члена малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

В силу ст. 3 Закона Костромской области от 19.07.2005 года № 292-ЗКО действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Костромской области.

В силу ст. 9 Закона Костромской области от 19.07.2005 года № 292-ЗКО орган социальной защиты населения может отказать заявителю в назначении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Оценивая законность принятого ответчиком решения, суд учитывает следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что истец обращалась с заявлением о предоставлении государственной помощи ее семье, состоящей из нее и супруга, а не как одиноко проживающий гражданин (л.д. 48).

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела юридически значимым является установление факта совместного проживания членов семьи истца на территории Костромской области и наличия права получать государственную социальную помощь на территории Костромской области.

Наличие в семье истца дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного в Костромской области, ответчиком не оспаривается. Основанием для отказа в предоставлении государственной помощи послужили обстоятельства проживания истца с семьей на территории Ярославской области, установленные ответчиком.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, выраженной в постановлениях: от 24 ноября 1995 года № 14-П, от 04 апреля 1996 года № 9-П, от 02 февраля 1998 года № 4-П; в определениях: от 13 июля 2000 года № 185-О, от 05 октября 2000 года № 199-О, от 06 октября 2008 года № 619-О-П, от 13 октября 2009 года № 1309-О-О, регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

Согласно материалам дела истец зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 53).

Согласно справке ФГБОУВО «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ от 05.09.2017 г., Калинина ФИО17 обучается по очной форме на 4 курсе лечебного факультета по специальности «Лечебное дело» на бюджетной основе по основной образовательной программе в ФГБОУВО «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ. Начало обучения 01.09.2014 г., предположительная дата окончания обучения – 30.06.2020 г.

Согласно сведениям Управления по вопросам миграции УМВД Ярославской области от 03.11.2017 года Калинина ФИО18 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, общежитие, с 09.06.2015 года по 30.06.2020 года (л.д. 34).

Отделом ЗАГС г. Ярославля Ярославской области 16.08.2017 года зарегистрирован брак между истцом и Калининым ФИО19

Калинин ФИО20., супруг истицы, имеет регистрацию в Ярославской области <адрес>

Каких-либо документов, свидетельствующих о том, что супруг истца проживает на территории Костромской области ни ответчику при подаче заявления, ни в материалы дела при рассмотрении дела судом, не представлено.

Поскольку решение о предоставлении государственной социальной помощи предусматривает денежные выплаты каждому члену малоимущей семьи, отсутствие сведений о проживании всех членов семьи на территории Костромской области свидетельствует о несоответствии заявителей требованиям ст. 3 Закона Костромской области от 19.07.2005 года № 292-ЗКО.

В силу изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Калининой ФИО21 к ОГКУ «Центр социальных выплат» о признании незаконным отказа в назначении государственной социальной помощи, возложении обязанности назначить государственную социальную помощь оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.В. Ивкова

2-1977/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чернова Татьяна Анотольевна в интересах Калининой Анны Александровны
Ответчики
ОГКУ "Центр социальных выплат"
Другие
Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области
Чернова Татьяна Анатольевна
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
13.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.04.2020Предварительное судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Дело оформлено
13.04.2020Дело передано в архив
02.07.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее