Решение по делу № 2-639/2020 от 30.06.2020

Дело № 2-639/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2020 года                                                                                      г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Болдонова А.И., при секретаре Макарове Д.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-639/2020 по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора к администрации МО ГП «п. Нижнеангарск» об обязании принятия мер к ликвидации отходов производства и потребления, жидких бытовых отходов на земельном участке и по исковому заявлению Байкальского транспортного прокурора к администрации МО ГП «п. Нижнеангарск» о возложении обязательств,

УСТАНОВИЛ:

Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор, обращаясь в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации МО ГП «п. Нижнеангарск» просил возложить обязанность на ответчика в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда освободить земельный участок с кадастровым номером 03:17:080164:1, расположенный в границах населенного пункта п. Нижнеангарск Северо-Байкальского района Республики Бурятия, от отходов производства и потребления, жидких бытовых отходов на площади 1,62 га.

Требования мотивированы тем, что Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании информации Росприроднадзора проведена проверка, по результатам которой на территории МО ГП «п. Нижнеангарск» Северо-Байкальского района Республики Бурятия, входящей в центральную экологическую зону Байкальской природной территории, выявлена несанкционированная свалка, размещение которой осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. В соответствии Перечнем видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643, запрещается складирование, захоронение и обезвреживание вновь образующихся отходов I - V класса опасности за пределами специально оборудованных мест размещения отходов, созданных на основании выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешений. В соответствии с территориальной схемой в области обращения с отходами в Республики Бурятия, утв. Приказом Министерства природных ресурсов Республики Бурятия № 159-ПР от 29.04.2020 г., твердые коммунальные отходы из п. Нижнеангарск транспортируются региональным оператором в г. Северобайкальск на земельный участок с кадастровым номером 03:23:010501:124. Проверкой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 03:17:080164:1, расположенном в границах населенного пункта п. Нижнеангарск, находящемся в собственности МО ГП «п. Нижнеангарск», на площади 1,62 га осуществляется размещение отходов производства и потребления объемом 40500 куб.м., также выявлено размещение жидких бытовых отходов со стойким характерным запахом канализационных стоков, образовавшихся вследствие долговременного сброса неочищенных сточных вод на земельный участок, приведшего к загрязнению почвы и образованию пруда с жидкими бытовыми отходами общей площадью 1849 кв.м. Лабораторными испытаниями установлено, что в пруду-накопителе жидких бытовых отходов размещены отходы IV класса опасности для окружающей среды, на территории слива жидких бытовых отходов установлено превышение фоновых показателей по нефтепродуктам в 127,7 раз на глубине 0,05 м. и в 350 раз на глубине 0,2 метра. Свалка не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов, что подтверждается сведениями, размещенными на официальном сайте Росприроднадзора.

В результате незаконного размещения отходов производства и потребления на земельном участке произошло загрязнение почвы, что негативным образом сказывается на состоянии уникальной экологической системы озера Байкал, включенного в Список всемирного природного наследия, в связи с чем, нарушают закрепленное ст. 42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду и добровольно взятые Российской Федерацией международные обязательства по охране озера Байкал.

Кроме того, Байкальский транспортный прокурор, обращаясь в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации МО ГП «п. Нижнеангарск», просил возложить обязанность на ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда освободить земельный участок с кадастровым номером 03:17:080164:1, расположенный в границах населенного пункта п. Нижнеангарск Северо-Байкальского района Республики Бурятия, от отходов производства и потребления, жидких бытовых отходов общей площадью 1,62 га.

Требования мотивированы тем, что Байкальской транспортной прокуратурой в ходе проверки установлено, что на территории МО ГП «п. Нижнеангарск» в пределах приаэродромной территории аэропорта Нижнеангарск без учета требований в области безопасности полетов и природоохранного законодательства размещены отходы производства и потребления. В соответствии с ч. 1, 2 ст. 47 Воздушного кодекса РФ на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом. Согласно Правилам выделения на приаэродромной территории подзон, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460, выделение шестой подзоны, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц, осуществляется по границам, установленным на удалении 15 км от контрольной точки аэродрома. Во исполнение требований ст. 47 ВК РФ разработан проект решения об установлении приаэродромной территории, находящийся на утверждении в Правительстве Республикие Бурятия, в соответствии с которым определены границы 6 подзоны приаэродромной территории аэропорта п. Нижнеангарск. Кроме того, в силу п. 3 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных в части 1 данной статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 данной статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации.

Проведенной проверкой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 03:17:080164:1, расположенном в границах населенного пункта п. Нижнеангарск, на площади 1,62 га, осуществляется размещение отходов производства и потребления объемом около 40 тыс. куб.м., в т.ч. размещение жидких бытовых отходов со стойким характерным запахом канализационных стоков, образовавшихся вследствие долговременного сброса неочищенных сточных вод на земельный участок, приведшего к загрязнению почвы и образованию пруда с жидкими бытовыми отходами общей площадью 1849 кв.м.

Указанная несанкционированная свалка размещена в границах полос воздушных подходов на расстоянии менее 15 км от контрольной точки аэродрома и в нарушение ст. 47 ВК РФ, п.3 ч. 3 ст.4 ФЗ от 01.07.2017 № 135-ФЗ ее размещение с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации) для аэродрома гражданской авиации не согласовано. 09.10.2019 г. оператором аэродрома в связи с определением границ 6 подзоны приаэродромной территории аэропорта Нижнеангарск в адрес главы - руководителя администрации МО ГП «п. Нижнеангарск» направлена информация о необходимости принятия мер, в т.ч. направленных на ликвидацию места накопления отходов. До настоящего времени действенных мер не принято, накопление отходов продолжается, что подтверждается актом проверки Байкальской транспортной прокуратуры от 10.09.2020 г. и письмом главы - руководителя администрации МО ГП «п. Нижнеангарск» от 15.10.2019 г. № 1468, согласно которому размещение отходов на действующей площадке для временного накопления ТБО вблизи п. Нижнеангарск в отсутствие статуса «полигон» будет продолжено до ввода в 2023 г. в действие полигона - объекта регионального значения. Проведенной проверкой установлено, что размещение отходов производства и потребления на вышеуказанных земельных участках осуществляется с грубым нарушением требований, установленных СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов. Территория земельного участка загрязнена, захламлена отходами, не подвергается регулярной уборке, вследствие чего легкие фракции отходов под воздействием ветра разлетаются по близлежащей территории района

Наличие несанкционированного размещения твердых бытовых отходов в границах 6 подзоны приаэродромной территории, а также отсутствие учета принимаемых отходов, складирование отходов без технологической схемы способствует скоплению птиц в районе аэродрома, ухудшению орнитологической обстановки и может привести к попаданию птиц в двигатель самолета. Отсутствие надлежащего ограждения полигона создает условия для попадания посторонних предметов - полиэтилена, бумаги - в силовые установки воздушного судна.

Указанные обстоятельства угрожают безопасности полетов, могут явиться причиной возникновения нештатной ситуации (уход воздушного судна на второй круг), авиационных инцидентов. Аэропорт п. Нижнеангарск ОАО «АМВЛБ» обеспечивает перевозки авиапассажиров, почты, багажа и грузов, расположен в непосредственной близости от жилого массива, и в случае возникновения авиационного инцидента создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В судебном заседании заместитель Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Денисова Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить, дополнительно суду пояснила о том, что разрешение на складирование отходов на данную свалку в соответствии с законодательством Российской Федерации не выдавалось, с 2012 года законодательство в области обращения с отходами поменялось, вывоз отходов из п. Нижнеангарск согласно территориальной схеме в области обращения с отходами должен производиться региональным оператором в г. Северобайкальск, в таком виде свалка в п. Нижнеангарск существовать не может, ее нахождение противоречит требованиям законодательства об охране окружающей среды, об охране озера Байкал, экологического законодательства.

Помощник Байкальского транспортного прокурора Крутенко С.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить, дополнительно суду пояснила о том, что размещение данной свалки в пределах полос воздушных подходов судов нарушает требования транспортной безопасности, затрудняет работу пилотов, создает ежедневный риск жизни и здоровью людей, в том числе проживающих на приаэродромной территории, материалами дела подтверждено скопление птиц на данной свалке, размещение свалки на земельном участке не согласовано с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта, в отличие от решения суда 2012 года в данном деле рассматривается другой предмет иска, после 2012 года законодательство изменилось, усовершенствовалось. В настоящее время с учетом требований действующего законодательства о безопасности полетов, природоохранного законодательства невозможно размещение свалки на данном земельном участке.

Представитель ответчика администрации МО ГП «п. Нижнеангарск» Антонов Г.Л. с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил о том, что данный земельный участок ранее до 2019 года в территориальной схеме в области обращения с отходами был указан как несанкционированная свалка, которая должна была использоваться для хранения отходов до ее ликвидации, после 01.01.2019 года указанная свалка из данной территориальной схемы исчезла. Требования транспортного прокурора необоснованны, в связи с тем, что с другой стороны аэропорта расположен Ангарский сор, являющийся естественной средой обитания птиц. По сведениям администрации МО ГП «п. Нижнеангарск» ликвидацию данной свалки включили в федеральную программу «Чистая страна». Свалка существует с 1992 года, исторически сложилось, что и до настоящего времени жители поселка Нижнеангарск, теперь и региональный оператор ООО «Экоальянс», вывозят на данную свалку отходы, закрывать им доступ для этого администрация МО ГП «п. Нижнеангарск» не может, поскольку иначе жители начнут вываливать мусор на улицы возле домов и дорог. Администрация МО ГП «п. Нижнеангарск» на свалке чистит дороги, огораживает ее от лесного фонда, бульдозером систематизирует хаотичное размещение и вывоз мусора. В рамках полномочий администрация МО ГП «п. Нижнеангарск» создает площадки для накопления ТКО – контейнерные площадки, полномочия муниципального контроля по недопущению вывоза мусора на свалку не применяются. Администрация МО ГП «п. Нижнеангарск» согласна с нарушением законодательства, не отрицает этого, но самостоятельно исполнить требования истца не сможет. Для исполнения данного требования необходим комплекс мер, финансирование,также необходимо подобрать иной земельный участок для вывоза отходов.

Представитель третьего лица администрации МО «Северо-Байкальский район» Горбачева Ж.В. в судебном заедании с исковыми требованиями не согласилась, просила оставить их без удовлетворения, суду пояснила о том, что ответчик исполняет решение суда от 2102 года, вынесенного по результатам проверки Северобайкальского межрайонной прокуратуры, так как администрация МО «Северо-Байкальский район» передала данный земельный участок в 2014 году в собственность администрации МО ГП «п. Нижнеангарск», решение 2012 года теперь исполняется администрацией МО ГП «п. Нижнеангарск». Роспотребнадзор санитарно-эпидемиологическое заключение на свалку не выдает, уже 1,5 года в суде просят отсрочку, и ничего не делается. Не понятно, как будут исполняться два противоречащих друг другу решения.

Представитель третьего лица помощник Северобайкальского межрайонного прокурора Надмитова С.Ц. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Третьи лица Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, ООО «ЭкоАльянс», Министерство природных ресурсов РБ, ООО «Чистый город», ИП Елфимов Т.С., Восточно-Сибирское межрегиональное ТУ воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, суд определил о рассмотрении дела без их участия в силу ст. 167 ГПК РФ, при этом Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, ООО «ЭкоАльянс», Восточно-Сибирское межрегиональное ТУ воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта направили в суд письменные заявления с указанием о необходимости удовлетворения исковых требований.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования носят законный характер, подлежат удовлетворению и соответствуют статье 45 ГПК РФ, поскольку прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, а также прав, законных интересов неопределенного круга лиц, которые имеют право на благоприятную окружающую среду.

На XX сессии Комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию, проходившей со 2 по 7 декабря 1996 года в Мексике (г. Мерида), было принято решение о включении озера Байкал и прилегающих к нему территорий в список участков всемирного природного наследия. В рамках реализации международных обязательств Российской Федерации по сохранению уникального природного объекта принят Федеральный закон от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

В свою очередь, статьей 2 Закона об охране озера Байкал установлено, что Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него (пункт 1). Центральная экологическая зона Байкальской природной территории представляет собой территорию, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт 2).

Согласно ч.1 ст. 6 Закона об охране озера Байкал на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал: химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления;

Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон, в том числе центральной экологической зоны, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 1641-р.

В пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории находится полностью территория МО ГП «п. Нижнеангарск» Северо-Байкальского района Республики Бурятия.

В соответствии со ст.1 Земельного кодекса РФ установлен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

В соответствии со ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Согласно требованиям ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.

В силу ч.2 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», запрещаются размещение отходов I - IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления и производства подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Законом об охране озера Байкал Правительство Российской Федерации 30 августа 2001 года постановлением N 643 утвердило перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, согласно которому в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещена, в том числе деятельность по отведению сточных вод и утилизации отходов в части: складирования, захоронения и обезвреживания вновь образующихся отходов I - V класса опасности за пределами специально оборудованных мест размещения отходов, созданных на основании выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешений; сброса в водные объекты и захоронения в них отходов, а также наземного и подземного захоронения отходов.

Кроме того, в силу п. 1 ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из данного кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Пунктом 58 Федеральных правил использования воздушного пространства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138, предусмотрено, что для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория, границы которой определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории.

Согласно п. п. 1 - 3 ст. 47 Воздушного кодекса в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения устанавливается приаэродромная территория, являющаяся зоной с особыми условиями использования территорий. На приаэродромной территории могут выделяться семь подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в частности, шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года N 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, Правила выделения на приаэродромной территории подзон и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.

Правилами выделения на приаэродромной территории подзон установлено, что в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц (пп. "е" п. 2 Правил); выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома (пп. "д" п. 3 Правил).

В силу ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия.

Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 03:17:080164:1, расположенный по адресу: Республика Бурятия, р-н Северо-Байкальский, пгт. Нижнеангарск, с видом разрешенного использования – специальная деятельность (площадка ТКО), находится в собственности МО ГП «п. Нижнеангарск».

В ходе проверки, проведенной Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой, а также в ходе проверки, проведенной Байкальской транспортной прокуратурой, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 03:17:080164:1, расположенном в границах населенного пункта п. Нижнеангарск на площади 1,62 га осуществляется размещение отходов производства и потребления объемом 40500 куб.м., также на данном земельном участке выявлено размещение жидких бытовых отходов со стойким характерным запахом канализационных стоков, образовавшихся вследствие долговременного сброса неочищенных сточных вод на земельный участок, приведшего к загрязнению почвы и образованию пруда с жидкими бытовыми отходами общей площадью 1849 кв.м., что также подтверждается информацией и актом планового рейдового обследования Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора, фотоматериалами к нему.

По результатам произведенных отборов проб жидких бытовых отходов № БР4170 от 05.06.2019 г. лабораторными испытаниями, в частности протоколом испытания отходов № БР 530ОТ от 14.06.2019 г. установлено, что в пруду-накопителе жидких бытовых отходов размещены отходы IV класса опасности для окружающей среды, по результатам лабораторного испытания почвы на основании отбора проб согласно протоколу № БР418П от 05.06.2019 г. на территории слива жидких бытовых отходов установлено превышение фоновых показателей по нефтепродуктам в 127,7 раз на глубине 0,05 м. и в 350 раз на глубине 0,2 метра.

Экспертным заключением № 014-М-19 по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора подтверждено место отбора проб, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером 03:17:080164:1.

Как следует из сведений официального сайта Росприроднадзора, свалка указанных отходов не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов, доказательств обратному суду не представлено.

Наличие на спорном земельном участке данной свалки с указанными отходами стороной ответчика в судебном заседании не отрицалось, более того, представитель ответчика пояснил, что данная свалка фактически является действующей и продолжает эксплуатироваться, куда организации и физические лица продолжают размещать отходы.

Вместе с тем, в соответствии с территориальной схемой в области обращения с отходами в Республики Бурятия, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Республики Бурятия № 159-ПР от 29.04.2020 (Приложение 9.3.), установлено, что твердые коммунальные отходы из п. Нижнеангарск транспортируются региональным оператором в г. Северобайкальск на земельный участок с кадастровым номером 03:23:010501:124.

Также из соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 14.05.2018 г., заключенного между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и ООО «ЭкоАльянс» (Региональный оператор), предметом соглашения которого является обеспечение региональным оператором сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов в пределах зоны деятельности регионального оператора, следует, что согласно приложению № 1 к нему в границу зоны деятельности регионального оператора входит Северо-Байкальский район, городской округ «город Северобайкальск», а также в таблице № 7 указаны сведения о расположении в зоне деятельности регионального оператора земельных участков, на которых на момент проведения конкурсного отбора складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены для этих целей, складированных в таких местах, среди которых, в том числе по Северо-Байкальскому району приведен земельный участок с кадастровым номером 03:17:080164:1, расположенный в п. Нижнеангарск, собственником которого указана администрация МО ГП «п. Нижнеангарск».

Кроме того, согласно отзыву Восточно-Сибирского межрегионального ТУ воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта земельный участок с кадастровым номером 03:17:080164:1, на котором содержатся отходы производства и потребления, жидкие бытовые отходы на площади 1,62 га, расположен на приаэродромной территории в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы аэродрома Нижнеангарск (около 5 км), такая обстановка приводит к привлечению и массовому скоплению птиц, что образует риск существенного снижения орнитологической обстановки в районе аэродрома и негативно влияет на обеспечение безопасности полетов воздушных судов.

В соответствии с пунктом 3.116 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса РФ от 31.07.2009 № 128 (ФАП-128), полеты в сложной орнитологической обстановке относятся к полетам в особых условиях. Орнитологическое обеспечение полетов включает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, в том числе ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах (пункт 8.24 ФАП-128).

В соответствии с пунктом 18 Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.06.1998 № 609, столкновение в полете воздушного судна с птицами является авиационным событием, подлежащим обязательному расследованию с представителями территориальных органов Росавиации, и способным привести к повреждению элементов планера, двигателя или нарушения режима его работы. При наступлении такого авиационного события создается угроза причинения имущественного вреда, а также вреда жизни, здоровью неопределенного круга лиц.

Сложная орнитологическая обстановка также создает значительные трудности и психологическую напряженность членов летного экипажа при пилотировании воздушным судном. В частности, члены экипажа воздушного судна при выполнении полета обязаны выполнять дополнительные функции и мероприятия, предусмотренные Главой 15 «Полеты в условиях сложной орнитологической обстановки» Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных приказом Минобороны РФ, Минтранса РФ. Росавиакосмоса от 31.03.2002 г. № 136/42/51, что также может оказать влияние на безопасность полетов.

Выполнение оператором аэродрома мероприятии по орнитологическому обеспечению безопасности полетов не является достаточной мерой, поскольку в нарушение ст.47 Воздушного кодекса РФ и п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460, в районе аэродрома в зоне 15 км имеется объект размещения отходов и жидких стоков, способствующий привлечению и массовому скоплению птиц, что подтверждается материалами дела.

В соответствии с пунктом 8.26 ФАП-128 при значительном ухудшении орнитологической обстановки обеспечения полетов на аэродромах могут быть применены меры вплоть до временного прекращения полетов, что значительно нарушит конституционные права и законные интересы граждан, юридических лиц по обеспечению транспортной доступности п. Нижнеангарск, приведет к прекращению перевозок пассажиров, почты, грузов социального и промышленного назначения.

Согласно ответу ОАО «Аэропорты Бурятии» от 29.06.2020 г., земельный участок с кадастровым номером 03:17:080164:1, на котором расположена свалка, находится в полосе воздушных подходов, примерно в 4 км от контрольной точки аэродрома Нижнеангарск. Поскольку собственником земельного участка с кадастровым номером 03:17:080164:1 является МО ГП «поселок Нижнеангарск», то меры по предотвращению массового скопления птиц на указанном участке должны принимать органы управления данного публично-правового образования. По факту выявлено скопление птиц на свалке, что сигнализирует о том, что администрацией МО ГП «поселок Нижнеангарск» принимаются несвоевременные меры по решению данной проблемы. Считают, что наличие данной свалки и непринятие мер по ее содержанию в надлежащем санитарном состоянии или ее ликвидации создает потенциальную угрозу безопасности полетов воздушных судов.

В материалы дела также представлены акты орнитологического обследования приаэродромной территории аэропорта Нижнеангарск от 30.01.2020 г., 29.05.2020 г., 27.06.2020 г. из которых следует, что на территории аэродрома во время наблюдений был отмечен перелет ворон, производится отпугивание птиц в районе аэродрома, на северо-востоке аэродрома в 4 км от контрольной точки аэродрома находится площадка для размещения ТКО, где наблюдается скопление птиц, в зимнее время вороны, в мае и июне 2020 года вороны и чайки; размещение на свалке пищевых отходов, отходов сельскохозяйственного производства и других отходов, формирующих кормовую базу для птиц, может вызвать скопление птиц и их перемещение в сторону аэродрома, что может негативно повлиять на орнитологическую обстановку и безопасность полетов воздушных судов на аэродроме Нижнеангарск.

В письме от 09.10.2019 г. ОАО «Аэропорты Бурятии» обращалось в адрес главы администрации МО ГП «п. Нижнеангарск» по поводу полигона твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером 03:1 7:080164:1, с указанием о том, что полигон твердых бытовых отходов, расположенный на расстоянии около 4 км от контрольной точки аэродрома, однозначно подпадает под режим шестой подзоны приаэродромной территории аэродрома Нижнеангарск, данный полигон является объектом, потенциально способствующим привлечению и массовому скоплению птиц, что может создать угрозу безопасности полетов воздушных судов, также с просьбой принять меры, направленные либо на ликвидацию полигона или упорядочение размещения отходов в целях недопущения ухудшения орнитологической обстановки в районе аэродрома Нижнеангарск.

В ответе от 15.10.2019 г. администрация МО ГП «п. Нижнеангарск» указала, что, поскольку ввод в действие полигона - объекта регионального знамения намечен на 2023 год, размещение отходов в период до его запуска в эксплуатацию будет продолжено на территории действующей площадки для временного накопления твердых коммунальных отходов вблизи п. Нижнеангарск. Возможность отвода иного земельного участка для размещения отходов отсутствует, в том числе и в связи с тем, что требуемые нормативные расстояния от контрольной точки аэродрома выходят за пределы территории посёлка Нижнеангарск.

Согласно акту осмотра Байкальской транспортной прокуратуры от 10.09.2020 г. в рамках проверки исполнения законодательства о безопасности полетов осмотрен земельный участок с кадастровым номером 03:17:080164:1, расположенный в п. Нижнеангарск. Установлено, что на данном земельном участке осуществляется несанкционированное размещение отходов производства и потребления. Отходы расположены в хаотичном порядке навалом. На земельном участке выявлено несанкционированное размещение жидких отходов со стойким характерным запахом канализационных стоков. На земле отчетливо видны свежие следы протекторов автомобиля. В момент осмотра с территории несанкционированной свалки выехал грузовой автомобиль. На земельном участке, на котором размещены отходы производства и потребления, в момент осмотра находятся несколько десятков птиц вида «ворона» и «чайка», к акту приложены подтверждающие установленные осмотром обстоятельства видеозапись, фотоматериалы.

Судом установлено, что по состоянию на дату обращения Байкальского транспортного прокурора с иском в суд и рассмотрения дела приаэродромная территория аэродрома Нижнеангарск не установлена.

Проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Нижнеангарск разработан ООО «Зеленый город» и находится на утверждении в Правительстве Республике Бурятия, проект содержит запрет на размещение в шестой подзоне (куда входит п. Нижнеангарск) объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц. Проектом предусмотрены мероприятия по устранению причин концентрации птиц на приаэродромной территории, к которым относится, в т.ч. ликвидация в радиусе 15 км от аэродрома свалок пищевых отходов или перенос их в сторону с таким расчетом, чтобы летящие к свалкам с мест скопления птицы не пересекали ВПП и подходы к ней; введение запрета на размещение полигонов твердых коммунальных отходов, мусороперерабатывающих заводов, объектов сортировки мусора.

Между тем, в силу статьи 3 Закона N 135-ФЗ до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом, размещение объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах приаэродромных территорий или полос воздушных подходов на аэродроме, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более, чем тридцать дней с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации.

В силу указанной нормы, несмотря на то, что приаэродромная территория аэродрома Нижнеангарск не установлена, представитель ответчика в судебном заседании не отрицал, что к федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации) - Росавиации за согласованием разрешения на размещение объекта (свалки, полигона твердых коммунальных отходов), способствующего привлечению и массовому скоплению птиц, администрация МО ГП «п. Нижнеангарск» не обращалась.

Также решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 30.08.2012 г. исковое заявление Северобайкальского межрайонного прокурора к администрации МО «Северо-Байкальский район» удовлетворено в полном объеме, на ответчика возложена обязанность получить санитарно - эпидемиологическое заключение на участок под полигон твердых бытовых отходов в поселке Нижнеангарск, организовать утилизацию и переработку бытовых отходов на полигоне в поселке Нижнеангарск в виде складирования отходов в котлован, очистки от мусора подъездной дороги к котловану, прилегающего к полигону леса; производить ежесуточную изоляцию отходов.

Как установлено в судебном заседании, с 2014 года администрация МО «Северо-Байкальский район» передала спорный земельный участок в собственность МО ГП «п. Нижнеангарск», до настоящего времени решение суда от 30.08.2012 года не исполнено.

С учетом данных обстоятельств, смены собственника земельного участка, длительного с 2012 года неисполнения решения суда, изменений федерального законодательства, установления в настоящем судебном заседании наличия на спорном участке размещения отходов производства и потребления, жидких бытовых отходов в приведенных выше размерах, без освобождения территории земельного участка от них, решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 30.08.2012 г. исполнено быть не может.

Таким образом, судом установлено и не отрицалось сторонами, что на спорном земельном участке с кадастровым номером 03:17:080164:1 в п. Нижнеангарск, собственником которого является МО ГП «п. Нижнеангарск», размещены и продолжают размещаться, вместо транспортировки в г. Северобайкальск, отходы производства и потребления, жидкие бытовые отходы со стойким характерным запахом канализационных стоков, в отобранных пробах по которым установлено их отнесение к IV классу опасности для окружающей среды, а также превышение фоновых показателей по нефтепродуктам в 127,7 раз на глубине 0,05 м. и в 350 раз на глубине 0,2 метра.

При этом территория МО ГП «п. Нижнеангарск» Северо-Байкальского района Республики Бурятия полностью находится в пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, на которой запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал, в т.ч. химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, размещением отходов производства и потребления.

Судом также установлено, что спорный земельный участок не предназначен для складирования твердых коммунальных отходов, вопреки требованиям постановления Правительства РФ N 643 разрешение на осуществление деятельности по отведению сточных вод и утилизации отходов в части: складирования, захоронения и обезвреживания вновь образующихся отходов IV класса опасности за пределами специально оборудованных мест размещения отходов, ответчиком не получено, объект, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 03:17:080164:1, на котором размещаются твердые и жидкие бытовые отходы, не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.

Таким образом, размещение отходов производства и потребления, жидких бытовых отходов на указанном земельном участке, в т.ч. без разрешительной документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не соответствует приведенным нормам права: Закону об охране озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия, требованиям природоохранного законодательства, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, ее сохранение, кроме того, создает угрозу безопасности полетов воздушных судов, способствуя привлечению и массовому скоплению птиц в радиусе 15 км от аэродрома п. Нижнеангарск, учитывая, что летящие к данным отходам птицы пересекают взлетно-посадочную полосу и подходы к ней, что создает риск существенного ухудшения орнитологической обстановки в районе аэродрома, нарушения прав и законных интересов граждан, юридических лиц, в т.ч. по обеспечению транспортной доступности Северо-Байкальского района и г. Северобайкальск, в случае авиаинцидентов, прекращения авиаперевозок пассажиров, почты, грузов социального и промышленного назначения.

Поскольку решение уполномоченным органом исполнительной власти о включении рассматриваемого объекта в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке не принималось, их размещение на данном земельном участке запрещено воздушным законодательством Российской Федерации, у Росавиацией ответчиком не запрашивалось разрешение на размещение данного объекта, способствующего привлечению и массовому скоплению птиц, учитывая, что в соответствии с преамбулой Воздушного кодекса государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельность в области авиации направлены, среди прочего, на обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности, из преамбулы к Федеральному закону «Об охране озера Байкал» следует, что озеро Байкал является объектом всемирного природного наследия, и государство приняло на себя обязательства по его сохранению, суд считает, что на ответчика, как на собственника земельного участка, с учетом установленных обстоятельств и в силу приведенных норм права подлежит возложению обязанность по освобождению спорного земельного участка от отходов производства и потребления, жидких бытовых отходов, и приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Северобайкальского межрайонного прокурора и Байкальского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации МО ГП «п. Нижнеангарск» удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию МО ГП «п. Нижнеангарск» в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда освободить земельный участок с кадастровым номером 03:17:080164:1, расположенный в границах населенного пункта п. Нижнеангарск Северо-Байкальского района Республики Бурятия, от отходов производства и потребления, жидких бытовых отходов на площади 1,62 га.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в мотивированной форме.

Решение в мотивированном виде составлено 30.09.2020 г.

Судья                                                                                            А.И. Болдонов

2-639/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Байкальский транспортный прокурор
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
АМО ГП поселок Нижнеангарск
Другие
ОАО "Аэропорты местных воздушных линий Бурятии"
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории
ООО "Чистый город"
Министерство природных ресурсов РБ
ООО ЭкоАльянс
Восточно-Сибирское межрегиональное ТУ воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта
ИП "Елфимов Т.С."
администрация МО "Северо-Байкальский район"
Северобайкальская межрайонная прокуратура
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Болдонов Алексей Игоревич
Дело на сайте суда
severobaikalsky.bur.sudrf.ru
30.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2020Передача материалов судье
02.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2020Подготовка дела (собеседование)
14.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.07.2020Судебное заседание
07.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Судебное заседание
03.09.2020Судебное заседание
17.09.2020Судебное заседание
28.09.2020Судебное заседание
30.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее