УИД № 67RS0027-01-2020-000246-05
Дело №2А-171/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Шумячи 3 ноября 2020 г.
Шумячский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего судьи Иколенко Н.В.,
при секретаре Ермолаевой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шелаховой Валентины Алексеевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, государственному регистратору Межмуниципального Рославльского отдела Управления Росреестра по Смоленской области Родиной Елене Викторовне о признании незаконным и отмене решения об отказе государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на квартиру, обязании осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на квартиру,
УСТАНОВИЛ:
Шелахова В.А. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, регистратору Межмуниципального Рославльского отдела Управления Росреестра по Смоленской области Родиной Е.В. о признании незаконным и отмене решения об отказе государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на квартиру, обязании осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на квартиру.
В обоснование требований указала, что ей на праве собственности принадлежит квартира №, расположенная по адресу: <адрес> на основании решения Шумячского районного суда Смоленской области от 02.10.2019 года.
26 ноября 2019 года она обратилась в Межмуниципальный Рославльский отдел Управления Росреестра по Смоленской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации права на недвижимое имущество. К заявлению приложила также технический план квартиры и квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию.
15 декабря 2019 года она получила уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права принадлежащей ей квартиры, поскольку в ЕГРН отсутствуют сведения о многоквартирном доме, а именно: кадастровый номер здания, в котором расположен объект учета. 16 июля 2020 года по этому же основанию истцу отказано в осуществлении действий по государственной регистрации кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении квартиры, разъяснено, что только после подготовки всех технических планов на квартиры многоквартирного дома и постановки многоквартирного жилого дома на кадастровый учет возможно осуществление кадастрового учета и регистрации права собственности на принадлежащую ей квартиру.
Указывает, что не может заставить собственников и нанимателей других квартир в многоквартирном доме произвести инвентаризацию своих квартир. Жилой дом был введен в эксплуатацию в 1994 году. Его инвентаризация не проводилась, что привело к тому, что в настоящее время дом не зарегистрирован в ГКН и не имеет кадастрового номера. Полагает, что кадастровый орган вправе самостоятельно истребовать у местного органа самоуправления акт ввода жилого дома в эксплуатацию и устранить противоречия.
Считает незаконными действия ответчиков, связанные с отказом в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на квартиру, поскольку вступившие в законную силу судебные постановления являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Просит суд признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области от 16 июля 2020 года (в просительной части заявления указание на дату решения - 26 июля 2020 года суд признает опиской) № об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на квартиру №, расположенную по адресу: <адрес> обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Шелаховой В.А. на квартиру №, расположенную по адресу: <адрес>
Административный истец Шелахова В.А., представитель административного истца Гращенко Т.В., будучи надлежащим образом извещенными о слушании дела, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, будучи надлежащим образом извещенным о слушании дела, в судебное не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном в суд отзыве просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку согласно п.10 приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 года (в ред. от 27.02.2019 г.) «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» запись о помещении или машино-месте вносится в кадастр недвижимости при наличии записи о здании, сооружении, в котором такое помещение расположено. Запись о здании, в котором расположена квартира истца в ЕГРН отсутствует. Согласно заключению кадастрового инженера при подготовке технического плана на квартиру заявитель уведомлена о том, что сведения о многоквартирном доме в ЕГРН отсутствуют. Заказчику было предложено поставить на кадастровый учет многоквартирный жилой дом, а затем квартиры в нем, но этого не сделано. В связи с этим в осуществлении государственного кадастрового учета квартиры и государственной регистрации права собственности на квартиру административному истцу отказано. Наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРН, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРН. Предъявление требований к государственному регистратору считает необоснованным, поскольку ответственность за действия государственного регистратора несет Управление.
Административный ответчик - государственный регистратор Межмуниципального Рославльского отдела Управления Росреестра по Смоленской области Родина Е.В., будучи надлежащим образом извещенной о слушании дела, в судебное заседание не явилась, возражений не предоставила.
Исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания таких решений, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Федерального закона №218-ФЗ (ст.27 Закона).
Решением Шумячского районного суда Смоленской области от 02.10.2019 г. за Шелаховой В.А. признано право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
26.11.2019 года Шелахова В.А. обратилась в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением, в котором просила осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на квартиру №, расположенную по адресу: <адрес> Одновременно с заявлением предоставила копию решения суда, технический план помещения (квартиры) (л.д.43-46).
Уведомлением Управления Росреестра по Смоленской области от 12.12.2019 г. № государственный кадастровый учет и государственная регистрация права Шелаховой В.А. приостановлена в связи с тем, что представлено заявление о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости и технический план подготовлен на образование помещения (квартиры). В ЕГРН отсутствуют сведения о здании, расположенном по адресу: <адрес>. Со ссылкой на п.10 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 г. №943 (ред. от 27.02.2019 г.) «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» указано, что запись о помещении или машино-месте вносится в кадастр недвижимости при наличии записи о здании, сооружении, в котором такое помещение или машино-место расположено. Рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру, подготовившему технический план (л.д.55).
На основании ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» уведомлением Управления Росреестра по Смоленской области от 16.07.2020 г. № Шелаховой В.А. отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на квартиру № расположенную в доме № по улице <адрес> на основании п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона №218 форма и содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Со ссылкой на п.10 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 г. №943 (ред. от 27.02.2019 г.) «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» указано, что запись о помещении или машино-месте вносится в кадастр недвижимости при наличии записи о здании, сооружении, в котором такое помещение или машино-место расположено. В представленном техническом плане отсутствует кадастровый номер здания, в котором расположен объект учета. Заявителю было рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру, подготовившему технический план. Поскольку причины, препятствующие проведению государственной регистрации, не были устранены, в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости отказано (л.д.61).
В силу положений ч.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее-ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (п.1 ч.1 ст.7 Федерального закона №218-ФЗ).
Согласно ч.1 и ч.2 ст.8 вышеуказанного Закона в кадастр о недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в ч.4 ст.8 Закона.
В соответствии с ч.1, 2 ст.14 Федерального Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности, вступивших в законную силу судебных актов, а также технического плана или акта обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральном законе порядке.
Согласно п.4 ч.5 ст.14 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в отношении всех помещений и машино-мест в здании, сооружении одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на это здание, сооружение либо в случае, если право собственности на это здание, сооружение уже зарегистрировано в ЕГРН.
В соответствии с ч.10 ст.24 Федерального закона №218-ФЗ сведения о помещении или машино-месте, за исключением сведений о площади помещения или машино-места и об их местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки.
В силу ч.13 ст.24 Федерального закона №218-ФЗ форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, форма указанной в части 11 настоящей статьи декларации, требований к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения или машино-места устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Согласно п.43 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. №953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений в графе «3» строки «6» раздела «Характеристики объекта недвижимости» указывается кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, машино-место, если объектом недвижимости является помещение, машино-место.
Таким образом, государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на квартиру в данном случае возможны только в случае наличия уже поставленного на государственный кадастровый учет здания.
Квартира №, принадлежащая истцу на праве собственности, расположена в многоквартирном жилом доме № по улице <адрес>
Учитывая, что многоквартирный жилой дом не состоит на государственном кадастровом учете, то государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на квартиру в данном доме в соответствии с п.4 ч.5 ст.14 Федерального закона №218-ФЗ невозможна.
В соответствии с п.5 ч.2 ст.14 указанного Федерального закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Между тем, вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации не является достаточным основанием для совершения учетно-регистрационных действий, в силу чего отказ административных ответчиков осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности на квартиру, является законным и обоснованным, оснований для отмены решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области от 16 июля 2020 года № не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 05.11.2020 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░