Решение по делу № 2а-553/2022 (2а-5252/2021;) от 01.12.2021

29RS0018-01-2021-007650-91

Дело № 2а-553/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2022 года город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кирьяновой И.С.,

при секретаре судебных заседаний Кравец Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске в помещении суда дело по административному исковому заявлению Дитятева М. А. к ФКУ СИЗО-1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании бездействия незаконным, о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей,

установил:

Дитятев М.А. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области» о признании бездействия, выраженного в ненадлежащих условиях содержания в карцерах в октябре, ноябре, декабре 2020 года, январе 2021 года, незаконным и присуждении в его пользу компенсации в размере 150 000 руб.

В обоснование административного иска указывает, что при содержании его в карцере не соблюдались предусмотренные международными нормами условия: отсутствовала приватная зона туалета, поскольку расстояние от туалета до стола составляет около 40 см. Отсутствовала надлежащая система вентиляции. Под окном карцера располагается стоянка автомобилей, ожидающих выезда за пределы СИЗО-1, выхлопные газы которых попадают в окно карцера, что вызывало у него головные боли, головокружения. В карцерах отсутствовало горячее водоснабжение, техническая вода в карцер не выдавалась. Все это причинило ему нравственные страдания, унижает человеческое достоинство.

Определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков были привлечены УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России, в качестве заинтересованного лица - ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН РФ.

Административный истец Дитятев М.А. в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивал в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании представитель ответчика Зубова Т.В. с требованиями не согласилась.

Представитель административных ответчиков УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России Верещагина О.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Также указала, что горячее водоснабжение в ФКУ СИЗО-1 не оборудовано, горячая вода выдается по вечерам, кипяток – по требованию, а также при раздаче завтрака, обеда, ужина, тогда же выдается и чай. Факт выдачи горячей воды не фиксируется. Вентиляцией карцеры обеспечены, кроме того, проветривать можно через окно. Автомобилей, проезжающих под окнами карцеров, немного, и они «глушатся». Обнесение туалета перегородкой в карцере, в котором содержание является одиночным, законодательством не предусмотрено. Указала на пропуск истцом срока на обращение в суд с данным иском.

Представитель ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН РФ в суд не явился.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В силу указания ч. 1, 3-5 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

На основании положений ч. 1, 7, 8 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по указанной в ч. 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Судом установлено, что Дитятев М.А. ДД.ММ.ГГГГ был водворен в карцер на 15 суток за нарушение распорядка дня.

ДД.ММ.ГГГГ был водворен в карцер на 15 суток за невыполнение законных требований администрации, ДД.ММ.ГГГГ в карцер ДД.ММ.ГГГГ - в карцере ).

ДД.ММ.ГГГГ был водворен в карцер за нарушение распорядка дня, с ДД.ММ.ГГГГ содержался в карцере .

С данным иском в суд истец обратился 26.11.2021, т.е. с пропуском срока на обращение в суд.

Однако в связи с тем, что истец с указанного в иске периода по настоящее время находится в учреждениях системы ФСИН, в связи с чем был лишен доступа к квалифицированной юридической помощи, суд полагает причины пропуска срока на обращение в суд уважительными, а срок подлежащим восстановлению.

В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В силу ст. 17 Конституции РФ, признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

В соответствием с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от № 5 от 10.10.2003 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ», суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Следует учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее также – Федеральный закон № 103-ФЗ) регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Так, в силу указания ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

На основании положений ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.

Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.

Внутренний распорядок работы следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы определен Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 №189 (далее также - Правила № 189).

На основании требований п. 42-43 Правил № 189 камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.

При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.

Верховный Суд Российской Федерации в п. 14 Постановления Пленума от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснил, что судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, ст. 7 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 УИК РФ).

В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).

Дитятев М.А. ДД.ММ.ГГГГ был водворен в карцер на 15 суток за нарушение распорядка дня.

ДД.ММ.ГГГГ Дитятев М.А. был водворен в карцер на 15 суток за невыполнение законных требований администрации.

ДД.ММ.ГГГГ Дитятев М.А. был водворен в карцер ДД.ММ.ГГГГ - в карцере ).

ДД.ММ.ГГГГ на 15 суток был водворен в карцер за нарушение распорядка дня (с ДД.ММ.ГГГГ содержался в карцере ).

Карцер - специально оборудованное камерное помещение для одиночного содержания. В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области помещения карцеров в количестве трех штук расположены на первом этаже первого режимного корпуса. Карцера, в том числе карцер , оборудованы согласно приложения №8а «Инструкции об организации службы но обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах УИС» утвержденной приказом Минюста России №204-дсп 03.11.2005.

В карцере , площадью 3,9 кв.м., деревянный пол, достаточной прочности, стены гладко оштукатурены и окрашены в светлые тона, дверь камерного типа с камерным замком и дополнительным быстродействующим запорным устройством. Направление открывания двери - в сторону коридора. В ней оборудован смотровой «глазок», форточка для подачи пищи (размером 0,22м х 0,18м) с дверцей, запирающейся специальным форточным замком и открывающаяся в сторону коридора до горизонтального положения, и ограничитель открывания для обеспечения прохода в камеру не более одного человека. Камерная дверь и форточка оборудованы сигнализацией.

С внутренней стороны карцера оборудована дополнительная решетчатая дверь с камерным замком, открывающаяся в сторону коридора. Карцер имеет естественное освещение. Окно размером 0.9м х 0.6м с отсекающей металлической решеткой располагается у потолка. Электрическая лампочка установлена над дверью в нише и изолированная антивандальной решеткой.

Все карцерные помещения следственного изолятора, в том числе карцер , оборудованы вытяжной вентиляцией с естественным побуждением, где удаление воздуха происходит через окно карцера, с последующим удалением воздуха за пределы здания. Окна находятся в исправном состоянии.

Карцер расположен на первом этаже режимного корпуса. Карцер оборудован согласно приложению № 8а «Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы». В карцере , общей площадью 4,5 кв.м., деревянный пол, стены гладко отштукатурены и окрашены в светлые тона, дверь камерного типа с камерным замком и дополнительным быстродействующим запорным устройством. В двери оборудован смотровой «глазок», форточка для подачи пищи с дверцей, запирающейся специальным форточным замком, и ограничитель открывания для обеспечения прохода в камеру не более одного человека. Камерная дверь и форточка оборудованы сигнализацией. С внутренней стороны карцера оборудована дополнительная решетчатая дверь с камерным замком. Карцер имеет естественное освещение, окно размером 0,9м х 0,6м с отсекающей металлической решеткой располагается у потолка. Электрическая лампочка установлена над дверью в нише и изолирована антивандальной решеткой. В карцере установлены металлическая койка с деревянным покрытием, которая крепится к стене на период от подъема до отбоя; прикрепленные к стене стол и табурет; санитарный узел; полка для туалетных принадлежностей. Карцер , как и все карцерные помещения, оборудован вытяжной вентиляцией с естественным побуждением, где удаление воздуха происходит через окно карцера, с последующим удалением воздуха за пределы здания. Окна находятся в исправном состоянии.

Карцер расположен на первом этаже режимного корпуса. Карцер оборудован согласно приложению № 8а «Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы». В карцере деревянный пол, стены гладко отштукатурены и окрашены в светлые тона, дверь камерного типа с камерным замком и дополнительным быстродействующим запорным устройством. В двери оборудован смотровой «глазок», форточка для подачи пищи с дверцей, запирающейся специальным форточным замком, и ограничитель открывания для обеспечения прохода в камеру не более одного человека. Камерная дверь и форточка оборудованы сигнализацией. С внутренней стороны карцера оборудована дополнительная решетчатая дверь с камерным замком. Карцер имеет естественное освещение, окно размером 0,9м х 0,6м с отсекающей металлической решеткой располагается у потолка. Электрическая лампочка установлена над дверью в нише и изолирована антивандальной решеткой. В карцере установлены металлическая койка с деревянным покрытием, которая крепится к стене на период от подъема до отбоя; прикрепленные к стене стол и табурет; санитарный узел; полка для туалетных принадлежностей. Карцер , как и все карцерные помещения, оборудован вытяжной вентиляцией с естественным побуждением, где удаление воздуха происходит через окно карцера, с последующим удалением воздуха за пределы здания. Окна находятся в исправном состоянии.

В настоящее время действует Свод правил СП 247.1325800.2016 «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 апреля 2016 г. N 245/пр, согласно п 1.1 данного Свода правил устанавливает нормы проектирования и распространяется на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов (СИЗО). Согласно п 1.2. положения настоящего свода правил не распространяются на объекты капитального строительства, проектная документация которых до вступления в силу настоящего свода правил получила положительное заключение государственной экспертизы, а также на документы территориального планирования и документацию по планированию территории, утверждённые до вступления в силу настоящего свода правил.

На основании вышеизложенного и учитывая, что здание первого режимного корпуса было введено эксплуатацию в 1987 году, положения настоящего свода правил не распространяются на первый режимный корпус.

В соответствии с п.8.66 Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции Российской Федерации (СП 15-01 Минюста России) утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 мая 2001 года N 161-дсп, камерные помещения, за исключением камер для изоляции буйствующих, следует оборудовать напольными чашами (унитазами) и умывальниками. Как правило, в одноместных камерных помещениях, за исключением карцеров, следует устанавливать унитазы, и камерных помещениях на два и более мест и карцерах - напольные чаши. Тип санитарного прибора следует конкретизировать заданием па проектирование.

В камерных помещениях на два и более мест напольные чаши (унитазы) и умывальники следует размещать в кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабины должны иметь перегородки высотой 1 м от пола уборной. Допускается в камерах на два и более мест в кабине размещать только напольные чаши (унитазы), умывальник при этом размещается за пределами кабины.

Довод истца о недостаточной приватности при пользовании санузлом в карцерах, поскольку последний не оборудован перегородкой, судом признается несостоятельным по следующим основаниям.

Пунктом 42 Правил предусмотрено оборудование камер СИЗО напольной чашей (унитазом), умывальником.

Исходя из п. 8.66 СП 15-01 Минюста России следует, что в камерных помещениях на два и более мест напольные чаши (унитазы) и умывальники следует размещать в кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабины должны иметь перегородки высотой 1 м от пола уборной. Допускается в камерах на два и более мест в кабине размещать только напольные чаши (унитазы), умывальник при этом размещается за пределами кабины.

Таким образом, в камерах, предназначенных для размещения одного лица, приватность пользования санузла безусловно должна соблюдаться, но может быть обеспечена иными средствами, без установки перегородки или кабины. Само по себе отсутствие ограждения санитарного узла в условиях содержания истца в одиночной камере требований приватности не нарушает.

Материалами дела подтверждается, что помещения камер с наименованием «карцер , и », в которых содержался истец, оборудованы, в том числе унитазом со сливным бачком из нержавеющей стали и умывальником, не отделенными на месте от общей площади помещения. Перегородка между санузлом и жилой зоной отсутствует, санузел находится рядом с дверью в камеру.

В силу ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» обеспечение режима, установленного в местах содержания под стражей, возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Надзор за лицами, содержащимися в данной камере, осуществляется, в том числе, с использованием видеокамеры с выводом изображения в помещения оператора видеоконтроля следственного изолятора, что не противоречит положениям ч. 1 ст. 83 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ) и ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Согласно представленной административным ответчиком информации, видеокамера не имеет моторизованных приводов управления углов обзора и фокусного расстояния, место размещения санузла не просматривается.

Обязанность младшего инспектора на посту у камер контролировать выполнение подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными установленного порядка содержания под стражей и Правил внутреннего распорядка, обязанность по надзору за поведением таких лиц через глазок установлена приказом Министерства юстиции РФ от 03 ноября 2005 года № 204-ДСП.

Из материалов дела следует, что дверь в указанные камеры оборудована оптическим смотровым глазком. В данный смотровой глазок место размещения санузла не просматривается.

Кроме того, дверь оборудована окном для передачи пищи, расположенным на высоте около 1 м от пола (п. 8.80 СП 15-01 Минюста России). Однако нарушение прав административного истца на приватность при пользовании санузлом в случае открытия данного окна, не усматривается. Данное окно не предназначено для наблюдения за лицами, содержащимися в камерах (п. 17.3 Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом № 204 от 03.11.2005 (далее - Инструкция).

Из пункта 17.2 Инструкции следует, что младший инспектор на посту у камер обязан перед каждым открытием двери камеры убедиться в безопасности входа в камеру.

Из пункта 17.5 Инструкции следует, что посещение камер производится с соблюдением мер безопасности.

Пунктом 17.16 Инструкции установлено, что прежде чем открыть дверь камеры, младший инспектор на посту у камер должен предложить лицам, предполагающим посещение камеры, сдать ключи специального типа младшему инспектору резервной группы, который во время открытия двери камеры находится у закрытой отсекающей пост решетки со стороны коридора, затем через дверную форточку дает команду построится подозреваемым, обвиняемым или осужденным у противоположной от двери стены или в проходе между койками, по возможности не ближе чем в двух метрах от входа.

Поскольку дверь в камеру истца по общему правилу закрыта, войти в камеру сотрудники Учреждения могут только с соблюдением требований инструкции, т.е. предварительно при закрытой двери отдав команду построиться и дождавшись ее выполнения, внезапного открытия двери без учета вышеуказанных требований не возможно.

Таким образом, возможность постоянного беспрепятственного наблюдения должностными лицами следственного изолятора за поведением лица, содержащегося в карцере, обусловлена условиями содержания лица, осужденного к наказанию в виде лишения свободы, и вызвана необходимостью осуществления надзора за поведением осужденного, предусмотрена действующим законодательством и не превышает тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, направлен на обеспечение существующего режима содержания под стражей и безопасности как должностных лиц следственных изоляторов, так и самих подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, и, соответственно, не нарушает права и законные интересы последних. При таких данных отсутствие ограждения санитарного узла в условиях содержания истца в одиночной камере при отсутствии иных лиц, требование приватности при пользовании санузлом нарушено быть не может.

Приватность в карцерах обеспечивается тем, что заключенный содержится в ней один, необходимости установки кабины нет. Зона санитарного узла, исключена из угла обзора камеры видеонаблюдения.

Таким образом, администрация следственного изолятора при осуществлении надзора не нарушает права и законные интересы подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Освещённость камер осуществляется естественным образом через оконные проёмы, а искусственное освещение с использованием в камерах светодиодных светильников. Для дежурного освещения в камерах используются патроны со светодиодной лампой мощностью 60 ватт, устанавливаемые в нише над дверью. Освещение включается и выключается в дневное время по потребности (ограничения нет). Отключение искусственного освещения в камерах режимного корпуса происходит в ночное время после отбоя в 22 часа 00 минут, включение - в 06 часов 00 минут. При отключении основного освещения в ночное время в камерах, включается дежурное освещение. Управление освещением осуществляется с внутреннего поста дежурного младшего инспектора.

Уровень искусственной освещенности в камере ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области, в том числе в карцерах , и соответствовали требованиям СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному совмещенному освещению жилых и общественных зданий».

Нормативными актами высота расположения оконного проема не регламентирована. В карцере окно располагается выше, чем в камере.

Материалы дела доказательств о нарушении прав административного истца на недостаточность освещения в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области не содержат, последним в силу статьи 62 КАС РФ также не представлено, а судом не установлено.

Таким образом, указание истца на недостаточную освещенность камеры, в связи с чем он был лишен возможности читать, судом отклоняется.

Также подлежит отклонению довод истца о необеспеченности его горячей (технической) водой.

Согласно справке ФКУ СИЗО-1 подача горячей воды в камеры ФКУ СИЗО-1 не предусмотрена проектными решениями. На основании п.43. ПВР СИЗО при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды, горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдавалась и выдается ежедневно в установленное время с учетом потребности, ограничения по объему выдаваемой кипяченой воды для питья и горячей воды для стирки и гигиенических целей отсутствуют. Холодное водоснабжение есть во всех камерах ФКУ СИЗО-1, система холодного водоснабжения технически исправна.

Из материалов дела и пояснений сторон следует, что техническая вода всем содержащимся в СИЗО-1, а также истцу, выдавалась, фиксация данного факта законодательством не установлена. Горячая вода выдается в вечернее время с 20.00 час. до 21.30 час. по требованию.

Кроме того, с жалобами на непредоставление горячей воды истец не обращался. Иного суду не представлено.

Относительно довода истца о том, что под окнами карцера проезжают автомобили, выхлопные газы которых попадают через окно в помещение карцера и влияют на его здоровье, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области является режимным учреждением, участок территории, на котором он расположен, определен решением администрации г. Архангельска и огорожен.

Остановка выезжающего с режимной территории автотранспорта около режимного корпуса обусловлена служебной необходимостью, конструктивным расположением объектов СИЗО, а также ограниченностью территории, и не может быть изменена.

Карцерные помещения, где содержатся подозреваемые, обвиняемые осуждённые, оборудованы естественной и искусственной вентиляцией. Остекление оконных рам не позволяет посторонним запахам проникать в карцерные помещения.

Количество въезжающего с территории учреждения автотранспорта незначительно, а продолжительность его стоянки непродолжительная: не более 10 минут. В случае более длительного нахождения на режимной территории, работа автотранспорта прекращается (глушится).

Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для признания наличия нарушений прав истца в данной части.

Кроме того, доказательств тому, что истец в результате воздействия на него выхлопных газов испытывал головную боль и головокружение, в связи с чем обращался за медицинской помощью, в материалы дела не представлено.

Напротив, согласно выписке из журнала регистрации пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, Дитятев М.А. обращался за медицинской помощью 29.10.2020 с <данные изъяты>, 29.10.2020 ему была сделана <данные изъяты>.

Иных обращений от Дитятева М.А. за медицинской помощью, а также на нарушение условий его содержания, не поступало.

Количество автотранспорта, въезжавшего на территорию ФКУ СИЗО-1 за период с октября по декабрь 2020 года, являлось незначительным и составляло 5-9 автомобилей в день.

Попадание в помещение карцера выхлопных газов от проезжающих автомобилей, что влияет на состояние его здоровья, является субъективным восприятием истца и не подтверждено представленными суду доказательствами.

Таким образом, помещения карцеров оборудованы согласно приложению №8а «Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы». Условия содержания карцерах в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области в части, заявленной административным истцом, соответствуют требованиям нормативных правовых актов и ни в коей мере не унижают человеческое достоинство.

Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.

Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.

При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.

Как указывалось выше, в соответствии со статьей 3 Конвенции от 04.11.1950 «О защите прав человека и основных свобод», никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. Указанными нормами Конвенции параметры освещенности, доступа воздуха по месту содержания под стражей и порядок их установления, оборудование камеры, косметический ремонт помещений не регламентируются.

Административным истцом доказательств (бесчеловечных условий содержания в камерах следственного изолятора) опровергающих вышеуказанные обстоятельства не предоставлено. Объективных данных о несоответствии состояния камеры гигиеническим нормам ввиду ненадлежащего ее оборудования, наличие каких-либо неисправностей не предоставлено, как и доказательств того, что указанные обстоятельства повлияли на состояние здоровья административного истца.

Проанализировав вышеизложенные обстоятельства и нормы материального права, представленные административными ответчиками доказательства, в том числе фотоматериалы, опровергающие доводы, на которые ссылается административный истец, суд приходит к выводу о том, что условия содержания Дитятева М.А. в ФКУ «СИЗО-1» УФСИН по Архангельской области, соответствовали установленным требованиям с учетом режима указанного учреждения.

Доказательств обращений и жалоб Дитятева М.А. на надлежащие условия содержания в следственном изоляторе (карцерах), на ухудшение состояния его здоровья в спорный период времени, а также доказательств его обращения за медицинской помощью в связи с головной болью и головокружениями, их возникновения в связи с поступлением в помещение карцера и вдыханием им выхлопных газов от останавливающихся под окнами автомобилей, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Все остальные доводы сторон правового значения для разрешения данного дела не имеют и судом не принимаются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 КАС Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Дитятева М. А. к ФКУ СИЗО-1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании бездействия незаконным, о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 04 февраля 2022 года.

Судья     И.С. Кирьянова

2а-553/2022 (2а-5252/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Дитятев Максим Афанасьевич
Ответчики
Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по АО
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области
Федеральная служба Исполнения накзаний России
Другие
ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН РФ
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Судья
Кирьянова И.С.
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
01.12.2021Регистрация административного искового заявления
01.12.2021Передача материалов судье
03.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
03.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.12.2021Предварительное судебное заседание
13.01.2022Судебное заседание
21.01.2022Судебное заседание
24.01.2022Судебное заседание
04.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее