ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-17444/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Саратов 27 июля 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Скоковой Д.И.
судей Юдиной С.В., Сосновской К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5769/2019 по иску Ерофеева Валерия Евгеньевича к военному комиссариату Дубровского, Клетнянского и Рогнединского районов Брянской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Брянской области» о признании незаконным отказа в возобновлении выплаты пенсии и возложении обязанности возобновить пенсию
по кассационной жалобе Военного комиссариата Брянской области
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 18 февраля 2020 г.,
заслушав доклад судьи Скоковой Д.И.,
установила:
Ерофеев В.Е. обратился в суд с иском к военному комиссариату Дубровского, Клетнянского и Рогнединского районов Брянской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Брянской области» о признании незаконным отказа в возобновлении выплаты пенсии и возложении обязанности возобновить пенсию.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 6 ноября 2019 г. в удовлетворении исковых требований Ерофееву В.Е. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 18 февраля 2020 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым
признан незаконным отказ военного комиссариата Дубровского, Клетнянского и Рогнединского районов Брянской области от 10 апреля 2019 г. в возобновлении выплаты пенсии Ерофееву В.Е., на военный комиссариат Дубровского, Клетнянского и Рогнединского районов Брянской области возложена обязанность возобновить и производить Ерофееву В.Е. выплату пенсии с 1 февраля 2017 г.
В кассационной жалобе Военного комиссариата Брянской области ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотиву неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального права и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает их частично обоснованными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Ерофеев В.Е. проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. С 8 июня 1997 г. Военным комиссариатом Брянской области ему назначена пенсия.
С 1 февраля 2017 г. выплата пенсии Ерофееву В.Е. приостановлена в связи с установлением факта его постоянного проживания на территории Украины.
Решением Военного комиссариата Брянской области от 27 января 2018 г. выплата пенсии Ерофееву В.Е. прекращена в связи с непредоставлением им заявления о возобновлении выплаты пенсии с приложением документов, подтверждающих его проживание на территории Брянской области.
10 апреля 2019 г. военным комиссариатом Военного комиссариата Брянской области Дубровского, Клетнянского и Рогнединского районов Брянской области истцу разъяснено об отсутствии оснований для возобновления выплаты пенсии, поскольку Ерофеев В.Е. на территории Брянской области не проживает, имеет вид на жительство в Украине.
Судами также установлено, что Ерофеев В.Е. является гражданином Российской Федерации; с 5 мая 2002 г. был зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ ему выдан вид на постоянное проживание на территории Украины; с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством выплата пенсии должна осуществляться тем государством, на территории которого пенсионер постоянно проживает, указав при этом, что факт постоянного и непрерывного проживания Ерофеева В.Е. на территории Российской Федерации не нашел подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования Ерофеева В.Е., судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда пришла к выводу о недоказанности факта переселения Ерофеева В.Е. на постоянное место жительства в Украину, а также исходила из того, что Ерофеев В.Е. не состоит на учете в Главном управлении Пенсионного фонда Украины в Киевской области и пенсию на территории Украины не получает.
В апелляционном определении приведено правильное толкование норм материального права (статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., статьи 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г., пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», статей 1, 11, 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе Военный комиссариат Брянской области вновь приводит доводы о недоказанности факта проживания Ерофеева В.Е. на территории Российской Федерации и о его постоянном проживании на территории Украины. Однако данные доводы, являвшиеся предметом проверки судебных инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств, свидетельствующих о том, что Ерофеев В.Е. является гражданином Российской Федерации, с 23 ноября 2018 г. зарегистрирован по месту жительства в Российской Федерации, имеет право на получение пенсии за выслугу лет на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I, какие-либо сведения о назначении Ерофееву В.Е. пенсии за выслугу лет на территории Украины материалы дела не содержат, и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для возобновления выплаты истцу пенсии за выслугу лет на территории Российской Федерации судебная коллегия признает обоснованными.
Вместе с тем судебная коллегия признает заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы о том, что возложение обязанности возобновить и производить выплату пенсии Ерофееву В.Е. на военный комиссариат Дубровского, Клетнянского и Рогнединского районов Брянской области неправомерно, поскольку военный комиссариат муниципального образования такими полномочиями не наделен.
Право на пенсионное обеспечение лиц офицерского состава, проходивших военную службу в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР и Российской Федерации, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Согласно статье 10 данного Закона выплата пенсий указанным лицам обеспечивается за счет средств федерального бюджета при централизованном порядке финансирования расходов на данные цели.
Пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, в зависимости от последнего места их службы осуществляется Министерством обороны Российской Федерации (пункт «а» части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I), территориальными органами которого являются военные комиссариаты, создаваемые в субъектах РФ, в том числе в целях обеспечения реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение (п. 2, 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. № 1609).
В соответствии с пунктом 6 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. № 1609, военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе военные комиссариаты муниципальных образований, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения. Военные комиссариаты муниципальных образований могут создаваться в муниципальных образованиях, имеющих статус городского округа, внутригородской территории города федерального значения, муниципального района пункт 9 Положения).
Основные подразделения и центры (отделы) социального обеспечения осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых военными комиссарами. Военным комиссарам муниципальных образований выдаются доверенности на осуществление служебной деятельности (пункт 10 Положения).
Из анализа приведенных норм следует, что обязанность по своевременной и в полном объеме выплате бывшему военнослужащему пенсии за выслугу лет возложена на Министерство обороны Российской Федерации, осуществляющее свои полномочия на местах через территориальные органы - военные комиссариаты субъектов Российской Федерации.
Установив, что выплата пенсии Ерофееву В.Е. была прекращена Военным комиссариатом Брянской области, суд апелляционной инстанции не учел данное обстоятельство, а также приведенные положения норм материального права, в связи с чем необоснованно возложил обязанность по возобновлению выплаты истцу пенсии на структурное подразделение Военного комиссариата Брянской области – военный комиссариат Дубровского, Клетнянского и Рогнединского районов Брянской области, не являющийся юридическим лицом.
При таких обстоятельствах ввиду допущенных судом нарушений норм материального права апелляционное определение подлежит изменению с возложением обязанности по возобновлению и выплате Ерофееву В.Е. пенсии с 1 февраля 2017 г. на Военный комиссариат Брянской области.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 18 февраля 2020 г. изменить, возложив обязанности возобновить и производить Ерофееву Валерию Евгеньевичу выплату пенсии с 1 февраля 2017 г. на Военный комиссариат Брянской области.
Председательствующий
Судьи