Дело № 2-114/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Усть-Цилемский районный суд Республики Коми
под председательством судьи Усова Л.Ю.,
при секретаре Семяшкиной А.Н.,
с участием прокурора Кузьмина Н.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в с.Усть-Цильма
15 августа 2018 года дело по иску прокурора Усть-Цилемского района в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ РК «Усть-Цилемская ЦРБ», Министерству здравоохранения Республики Коми об устранении нарушений законодательства о профилактике терроризма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГБУЗ РК «Усть-Цилемская ЦРБ», Министерству здравоохранения Республики Коми об устранении нарушений законодательства о профилактике терроризма, в обосновании просит обязать ГБУЗ РК «Усть-Цилемская ЦРБ» в срок до 01 ноября 2019 года установить в здании, расположенном по адресу: <адрес> систему видеонаблюдения, соответствующую требований действующего законодательства, Министерству здравоохранения Республики Коми до 01 ноября 2019 года организовать выполнение ГБУЗ РК «Усть-Цилемская ЦРБ» требований к антитеррористической защищенности по установке в здании, расположенном по адресу: <адрес> систему видеонаблюдения, соответствующую требований действующего законодательства.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по тем же основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ГБУЗ РК «Усть-Цилемская ЦРБ» с заявленными исковыми требованиями прокурора согласился.
Министерство здравоохранения Республики Коми надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилось, согласно отзыва просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, с требованиями прокурора не согласны.
Заслушав мнение лиц участвующих при рассмотрении дела, изучив объяснения ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга.
Согласно ст. 2 Федерального закона 06.03.2006 № 35 «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35-ФЗ) к основным принципам противодействия терроризму в Российской Федерации относятся, в том числе, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу требований ст. 3 Закона № 35-ФЗ под противодействием терроризму, в том числе понимается предупреждение терроризма, выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона № 35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в соответствии с которой для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее - Требования).
Согласно п. 21 Требований антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем:
а) проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, включая категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий;
б) определения и устранения причин и условий, способствующих совершению в местах массового пребывания людей террористических актов;
в) контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей;
г) применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей;
д) оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами;
е) контроля за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей;
ж) осуществления мероприятий по защите информации.
В силу п. 22 Требований в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный Требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.
В соответствии с пп. «а» п. 23 Требований все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.
При этом в силу п. 30 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Согласно Уставу ГБУЗ РК «Усть-Цилемская центральная районная больница» создано путём принятия МБУЗ «Усть-Цилемская центральная районная больница» в государственную собственность Республики Коми. Учреждение является государственным учреждением здравоохранения бюджетного типа, финансовое обеспечение которого осуществляется за счёт республиканского бюджета Республики Коми, а также иных, предусмотренных законодательством источников. Учредителем и собственником имущества ГБУЗ РК «Усть-Цилемская центральная районная больница» является Республика Коми. Функции и полномочия Учредителя от имени Республики Коми осуществляет Министерство здравоохранения Республики Коми.
В соответствии с положениями Устава ГБУЗ РК «Усть-Цилемская ЦРБ» источниками финансового обеспечения Учреждения являются имущество, закрепленное за Учреждением Собственником; имущество, приобретенное Учреждением за счет средств, выделенных Учредителем на приобретение такого имущества; имущество, приобретенное Учреждением за счет средств, полученных от осуществления иной приносящей доход деятельности; средства республиканского бюджета Республики Коми, выделяемые в виде субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием Учреждением в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), а также на иные цели; средства республиканского бюджета Республики Коми на исполнение публичных обязательств; доходы от осуществления иной приносящей доходы деятельности; безвозмездные, добровольные и благотворительные взносы от юридических и физических лиц (в том числе иностранных).
Финансовое обеспечение противодействия терроризму, согласно п. 40 Концепции, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.
В силу п. 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Согласно ст. 5 Закона № 35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В ст. 5.1 Закона № 35-ФЗ закреплены полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области противодействия терроризму, в силу которого высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации организует выполнение юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 7); организует поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предназначенных для минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (п. 8).
В силу п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства РК от 05.07.2012 № 283 (далее - Положение), Министерство здравоохранения Республики Коми (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми (далее - в сфере охраны здоровья), фармацевтической деятельности, демографической политики, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление государственного контроля на территории Республики Коми в сфере охраны здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации, координирующим в этих сферах деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми.
Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений Республики Коми, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья (далее - медицинские организации, подведомственные Министерству), отдельных государственных учреждений Республики Коми, определенных Правительством Республики Коми, а также организационно-методическое руководство и координацию деятельности в отношении отдельных государственных унитарных предприятий Республики Коми, определенных Правительством Республики Коми «п. 6 Положения).
В соответствии с пп. 50, 50-1 п. 9 Положения Министерство проводит мероприятия по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий в соответствии с решениями Антитеррористической комиссии в Республике Коми; организует и реализует мероприятия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Республике Коми и другие мероприятия по противодействию идеологии терроризма на территории Республики Коми.
Из материалов дела установлено, что согласно предоставленной информации ГБУЗ РК «Усть- Цилемская ЦРБ» от 13 июня 2018 года - объект ГБУЗ РК «Усть- Цилемская центральная районная больница» - здание, расположенное по адресу: с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 29а, относится к местам с массовым пребыванием людей, в соответствии с паспортом безопасности от 28 мая 2017 года, всоответствии с актом обследования и категорирования места с массовым пребыванием людей здание, расположенное по адресу: с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 29 а, присвоена 3 (третья) категория.
В силу требований пп. «в» п. 10 Требования место массового пребывания людей 3 категории - это место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.
Проведенной проверкой прокуратурой района установлено, что в здании в здании ГБУЗ РК «Усть-Цилемская центральная районная больница», расположенном по адресу: <адрес>, отсутствует система видеонаблюдения, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербу имущества и иным необратимым последствиям.
Состояние антитеррористической защищенности ГБУЗ РК «Усть-Цилемская центральная районная больница» не соответствует требованиям законодательства.
11.08.2016 года главному врачу ГБУЗ РК «Усть-Цилемская центральная районная больница» прокуратурой района вносилось представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, в связи с отсутствием системы видеонаблюдения, однако на протяжении двух лет денежные средства не выделены, контракт на установку видеонаблюдения не заключён, система видеонаблюдения не установлена и соответственно нарушения закона не устранены.
Согласно информации главного врача от 15 мая 2018 года в адрес Министерства здравоохранения Республики Коми в 2016 году направлялась информация о необходимости выделения денежных средств по оборудованию системы видеонаблюдения на 2017 год.
До настоящего времени указанные работы не проведены и не профинансированы.
Отсутствие системы видеонаблюдения в медицинском учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения, создаёт опасность для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы. Выполнение данной обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Действующее законодательство не связывает выполнение органами самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для освобождения организаций от соответствующей обязанности.
Суд считает, что срок для выполнения вышеуказанных обязательств ответчиками - до 01 ноября 2019 года, является разумным, поэтому требования истца, об устранении выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму в указанный срок подлежат удовлетворению в полном объеме.
При вышеизложенным, суд считает исковые требования прокурора Усть-Цилемского района подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Усть-Цилемского района в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ РК «Усть-Цилемская ЦРБ», Министерству здравоохранения Республики Коми об устранении нарушений законодательства о профилактике терроризма удовлетворить.
Обязать ГБУЗ РК «Усть-Цилемская ЦРБ» установить в здании, расположенном по адресу: <адрес>, систему видеонаблюдения, соответствующую требований действующего законодательствав срок до 01 ноября 2019 года.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Коми организовать выполнение ГБУЗ РК «Усть-Цилемская ЦРБ» требований к антитеррористической защищенности по установке в здании, расположенном по адресу: <адрес>, систему видеонаблюдения, соответствующую требований действующего законодательствадо 01 ноября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усть-Цилемский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения.
Председательствующий Л.Ю.Усов