Судья Прокофьева И.М. |
№21-2/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
28 января 2021 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев протест прокурора Питкярантского района Республики Карелия и жалобу заместителя Министра финансов Республики Карелия на решение судьи Питкярантского городского суда Республики Карелия от 10 декабря
2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Анисомова С.В.,
установил:
постановлением заместителя Министра финансов Республики Карелия от 11 ноября 2020 г. исполняющий обязанности главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Питкярантская центральная районная больница» (далее - ГБУЗ «Питкярантская ЦРБ») Анисимов С.В. был признан виновным в совершении противоправного деяния, предусмотренного ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Питкярантского городского суда РК от 10 декабря
2020 г., принятым по результатам разрешения жалобы привлекаемого лица, постановление по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу прекращено на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В поданных в вышестоящий суд протесте прокурора Питкярантского района РК фио1 и жалобе должностного лица административного органа фио1 ставится вопрос об отмене решения судьи в связи с наличием в рассматриваемом случае состава инкриминируемого руководителю медицинского учреждения противоправного деяния.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
Исходя из ч.13.1 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон №44-ФЗ), срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч.7 ст.94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в ч.8 ст.30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе, оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта (п.2 ч.1 ст.94 Федерального закона №44-ФЗ).
В соответствии с ч.2 ст.12 Федерального закона №44-ФЗ должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в чч.2, 3 ст.2 настоящего Федерального закона.
В силу пп.4.1, 4.3, 4.4 Устава ГБУЗ «Питкярантская ЦРБ» руководителем учреждения является главный врач, который действует как единоличный исполнительный орган на принципах единоначалия по вопросам, отнесенным законодательством к его компетенции.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Карелия от 01 ноября 2019 г. №-ио Анисимов С.В. назначен на должность исполняющего обязанности главного врача ГБУЗ «Питкярантская ЦРБ».
Исследование материалов дела показало, что по результатам проведения электронного аукциона 06 апреля 2020 г. между ГБУЗ «Питкярантская ЦРБ» (заказчиком) и ООО «(...)» (поставщиком) заключен государственный контракт № (реестровый №) на поставку лекарственных препаратов и растворов, влияющих на водно-электролитный баланс, на сумму 579272 рублей.
Согласно пп.9.2, 9.5 государственного контракта оплата осуществляется по факту поставки всего товара (либо по факту поставки товара по каждому этапу поставки), предусмотренного спецификацией (приложение № к контракту), в течение 30 календарных дней с даты подписания заказчиком документов, предусмотренных п.9.3 контракта. Датой оплаты считается дата списания денежных средств со счета заказчика.
Также установлено, что 04 сентября 2020 г. заместителем прокурора Питкярантского района РК было вынесено постановление о возбуждении в отношении исполняющего обязанности главного врача Анисимова С.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, по факту выявления нарушения ГБУЗ «Питкярантская ЦРБ» требований п.2 ч.1 ст.94 Федерального закона №44-ФЗ и пп.9.2, 9.5 государственного контракта № от 06 апреля 2020 г.
Из заложенной в данном процессуальном документе фабулы обвинения следует, что поставка обозначенного в государственном контракте товара на сумму 104215 рублей и его приемка произведены 20 апреля 2020 г., однако оплата полученного товара по состоянию на 04 сентября 2020 г. заказчиком не произведена.
Материалы дела переданы на рассмотрение по подведомственности в Министерство финансов Республики Карелия, по результатам которого постановлением уполномоченного должностного лица данного ведомства от
11 ноября 2020 г. Анисимов С.В. признан виновным в совершении вменяемого деяния.
Решением судьи Питкярантского городского суда РК от 10 декабря
2020 г. постановление о назначении административного наказания отменено, производство по делу прекращено по п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (выводы судьи мотивированы отсутствием в материалах дела достоверных доказательств неисполнения либо ненадлежащего исполнения должностным лицом заказчика своих служебных обязанностей).
Между тем с такими выводами судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
Исходя из ст.2.4 КоАП РФ и примечания к ней, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом применительно к настоящему делу понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственном учреждении.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения (ст.26.1 КоАП РФ).
Исходя из положений п.8 ч.2, ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В обжалуемом судебном акте указано на отсутствие в материалах дела подписанного сторонами акта приема-передачи товара по контракту № от 06 апреля 2020 г., однако при неполноте представленных для рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении материалов судье следовало истребовать все необходимые документы, чего сделано не было, и к протесту прокурора, направленного в вышестоящий суд, приложена копия данного акта.
Также выводы судьи мотивированы тем, что должностным лицом не были истребованы, изучены и проанализированы финансовые документы в части поступления и наличия на дату наступления срока исполнения обязательств по государственному контракту на счет медицинского учреждения средств ОМС (внебюджетных средств).
В соответствии с п.2 ст.72 Бюджетного кодекса РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных п.3 настоящей статьи.
Согласно чч.1, 7 ст.16 Федерального закона №44-ФЗ планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. План-график формируется государственным учреждением в соответствии с требованиями настоящей статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения соответственно плана финансово-хозяйственной деятельности такого учреждения.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что государственные заказчики осуществляют закупки на основании планов-графиков закупок товаров и оплачивают их в пределах лимитов бюджетных обязательств и в процессе закупочной деятельности руководитель учреждения должен исходить из реального объема финансирования и планировать закупки с учетом поступающих денежных средств с целью своевременной оплаты заказываемого товара.
Условиями п.9.1 государственного контракта № от 06 апреля 2020 г. сторонами была предусмотрена оплата по поставке товара за счет средств ОМС (внебюджетные средства).
В материалах настоящего дела имеются разного рода документы финансового характера, которые явились предметом изучения должностного лица, в том числе: отчеты о состоянии лицевых счетов за период с 01 ноября 2019 г. по 30 июня 2020 г., оборотно-сальдовая ведомость по счету за период с 18 января по июнь 2020 г., отражающая расходование находящихся на счете денежных средств, содержание которых позволяет установить наличие по состоянию на 20 мая 2020 г. на лицевом счете ГБУЗ РК «Питкярантская ЦРБ» денежных средств, необходимых для оплаты счета по государственному контракту в размере 104215 рублей.
Из письменных объяснений Анисимова С.В. следует, что задолженность заказчика перед поставщиком образовалась в 2019 г. и поступающие на лицевые счета медицинского учреждения денежные средства направлялись на иные цели, не связанные с исполнением заключенных контрактов.
При пересмотре постановления должностного лица надлежащая оценка всем собранным по делу доказательствам применительно к заложенной в ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ диспозиции, сути выявленного нарушения, возложенным на заказчика обязанностям и сфере специального нормативного регулирования судьей не дана.
Кроме того при рассмотрении дела в вышестоящем суде исследовано соглашение о предоставлении из бюджета Республики Карелия государственному бюджетному и автономному учреждению Республики Карелия субсидии в соответствии с абз.2 п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ от 29.04.2020 №30-ЦС, заключенное между Министерством здравоохранения Республики Карелия и ГБУЗ «Питкярантская ЦРБ», согласно которому и приложенным к нему документам (в частности, карточке счета 17.01 за апрель - ноябрь 2020 г.) по состоянию на 20 мая 2020 г. в данное медицинское учреждение поступило 15 108 273,30 рублей целевых денежных средств на реализацию мероприятий по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции.
С учетом изложенного доводы привлекаемого лица об использовании средств ОМС (внебюджетных средств) для решения вопросов, связанных с возникшей эпидемиологической обстановкой, не могут бесспорно указывать на отсутствие возможности надлежащего исполнения условий заключенного контракта.
Таким образом, прекращая производство по настоящему делу, судья не принял необходимых мер к всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению всех обстоятельств дела, как того требует ст.24.1 КоАП РФ.
Без исследования приведенных обстоятельств выводы судьи являются преждевременными.
Допущенные нарушения требований КоАП РФ носят существенный характер и не позволяют в настоящее время признать обжалуемый судебный акт обоснованным.
Поскольку при рассмотрении дела все обстоятельства, подлежащие в соответствии со ст.26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, не установлены, и предусмотренный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения лица к административной ответственности не истек, решение судьи на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежит отмене, дело - возвращению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
После выяснения всех обстоятельств на основании имеющихся и вновь полученных доказательств надлежит принять законное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ, проверив доводы участвующих в деле лиц в полном объеме.
Руководствуясь требованиями ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Питкярантского городского суда Республики Карелия от
10 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Анисимова С.В. отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Питкярантский городской суд Республики Карелия.
Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.26).
Судья Н.А.Колбасова