гр. дело №2-4044 \16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 апреля 2016 года
Сыктывкарский городской суд РК в составе судьи Дульцевой Ю.А.,
при секретаре Стрыгиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новиковой И.Л. к Министерству строительства, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства РК об оспаривании решения об исключении из числа участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП « Жилище» на ** ** ** годы, признании права на получение государственного жилищного сертификата;
у с т а н о в и л :
Новикова И.Л. обратилась в суд к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми ( в настоящее время – Министерство строительства, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства РК), с требованиями о признании права на получение государственной жилищной субсидии в числе граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП « Жилище» на ** ** ** годы. В обоснование указала, что ответчиком принято неправомерное решение об исключении ее из сводного списка граждан- получателей сертификатов, т.к. в ее собственности и собственности членов ее семьи имеются ... жилых помещения за пределами РКС. Однако, указанные объекты приобретены в ипотеку, кроме того их совокупная площадь составляет менее ... кв.м. ( из расчета ... кв.м. на каждого из членов ее семьи).
Истица ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласилась, указывая о том, что истца в период состояния ее на учете не сообщила об изменении обеспеченности жильем и приобретении объектов за пределами РКС в собственность ее и супруга в ** ** **., а также в собственность ее дочери в ** ** **. Сам факт наличия жилья по норме нуждаемости за пределами РКС исключает возможность выдачи жилищного сертификата. Таким образом, из списков участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП « Жилище» на ** ** ** годы истица исключена обоснованно и оснований для удовлетворения ее требований не имеется.
Привлеченная к участию в деле Администрация МР « Вуктыл» в письменном отзыве по иску поддержала позицию ответчика, полагая его действия правомерными.
Заслушав явившуюся сторону, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Новикова И.Л. была включена Администрацией МР « Вуктыл»» в список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (социальных выплат), в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет ** ** **. ( как достоверно свидетельствует ее предварительная заявка от указанной даты).
Истица имеет необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера, проживает совместно с супругом, двумя дочерьми и н\л внучкой, ** ** **.р. на площади ... кв.м. по адресу: ..., с регистрационного учета по месту жительства не снималась, указанное жилое помещение передано в ее собственность в порядке приватизации. Перечисленные обстоятельства сторонами не оспаривались и подтверждаются материалами дела.
** ** **. Новикова И.Л. обратилась с заявлением о включении ее семьи в число участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП « Жилище».
На указанную дату в собственности граждан, зарегистрированных в качестве членов семьи заявителя в ... и включенных ею в состав своей семьи при подаче заявления, находились :
-..., площадью ... кв.м. ( ГРП от ** ** **. в долях по ... в праве Новиковой И.Л., В.В. );
- ..., площадью ... кв.м. ( ГРП от ** ** **. П.В. в полной доле ).
На основании представленного заявления и пакета документов, Новикова И.Л. была включена в сводный список граждан- участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП « Жилище» с заявленным составом семьи по МОМР « Вуктыл» и указанный список направлен для дальнейшего движения в адрес ответчика.
Письмом Минархстроя РК №... от ** ** **. Новикова И.Л. исключена из списка граждан- получателей сертификатов ( согласно приложения) в связи с наличием в собственности ее семьи перечисленных выше жилых помещений за пределами РКС.
Рассматривая требования истца применительно к перечисленным обстоятельствам, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879, принятым в целях совершенствования деятельности по реализации вышеуказанного Федерального закона, утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с пунктами 24, 25 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в п. 17 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно п. 20 данного Положения в случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности).
Согласно пп."в" п.21 Положения выявление в документах, представленных гражданином, претендующим на получение вышеуказанной социальной выплаты, не соответствующих действительности сведений является основанием для снятия гражданина с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Предоставление безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета является способом оказания помощи выезжающим из районов с экстремальными природно-климатическими условиями гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Анализ Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879, свидетельствует о том, что члены семьи гражданина учитываются при постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, а также при определении размера данной выплаты.
Согласно ст. 5 Федерального закона N 125-ФЗ членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.
После приобретения жилых помещений в ... и ..., на каждого члена семьи Новиковых ( ... человек), без учета жилого помещения в ... стало приходиться по ... кв.м. ( ...), что больше установленной нормы жилой площади по каждому из перечисленных регионов за пределами РКС ( ... кв.м.- ТО, ... кв.м.- МО).
Никто из собственников указанных объектов не исключен заявителем из числа лиц, желающих выехать вместе с ней за пределы района Крайнего севера, и подлежащих учету при определении размера жилищной субсидии.
Следовательно, вывод ответчика о наличии у семьи истца в собственности жилья на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера, отвечающего установленным требованиям для проживания, а равно и для признания истицы утратившей право на получения социальной субсидии, является обоснованным, т.к. право истца на получение жилищной субсидии на переселение по материалам дела не определяется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", действовавшим на момент включения истицы в число участников Подпрограммы и принятия оспариваемого решения Минархстроем Республики Коми, определены случаи, при которых граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в числе которых, выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений (пп. "в" п. 21 Положения), а также приобретение (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам (пп. "д" п. 21 Положения).
По данным ЕГРП, квартира ... по ..., и ... по ... обременены ипотекой в силу закона ( сроком на ... лет /с ** ** **./ и на ... лет / с ** ** **/, как указано самим истцом в заявлении), однако, никаких сведений об особых условиях ипотеки в материалы дела не представлено и на наличие указанных обстоятельств стороны не ссылались.
Граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие состояние их нуждаемости в переселении, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.
Минархстрой Республики Коми, являясь исполнителем государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством и органом, формирующим сводные списки, осуществляет контроль за действиями органами местного самоуправления по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с чем, имеет право принимать решение о снятии с учета граждан и отказе им в выдаче ГЖС.
Доводы истца о том, что при расчете размера жилой площади необходимо руководствоваться нормой предоставления ( ... кв.м. на каждого члена семьи) основаны на неверном толковании Закона. При установленных обстоятельствах истица обоснованно исключена из списка граждан – получателей жилищных субсидий, оснований для удовлетворения заявленных ею требований не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении требований Новиковой И.Л. к Министерству строительства, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства РК об оспаривании решения об исключении из числа участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП « Жилище» на ** ** ** годы, признании права на получение государственного жилищного сертификата – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми в течении месяца со дня изготовления мотивированной части решения. Дата изготовления мотивированного решения –
Судья - Ю.А.Дульцева
Мотивированное решение изготовлено