Решение по делу № 33-9370/2023 от 17.10.2023

УИД: 11RS0001-01-2023-004907-03

г. Сыктывкар Дело № 2-5683/2023 (№ 33-9370/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,

судей Батовой Л.А., Шерстнёвой А.А.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в судебном заседании 23 октября 2023 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 августа 2023 года, которым

обязана администрация МО ГО «Сыктывкар» ... включить Исакову В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Заслушав доклад судьи Шерстнёвой А.А., объяснения представителя истца Сорокина Р.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Исакова В.А. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности включить Исакову В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

В обоснование требований указано, что она относится к указанной категории лиц, однако ответчиком отказано во включении в список для обеспечения жилым помещением, поскольку в закрепленном за ней жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, площадь, приходящаяся на каждого проживающего, более учетной нормы.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены жильцы квартиры, расположенной по адресу: <Адрес обезличен>, а именно: Демчук В.Н., Исаков С.Н., Демчук В.И., Демчук А.В., Демчук С.В., а также отдел опеки и попечительства администрации Эжвинского района города Сыктывкара.

В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивал, указав, что в закрепленном жилом помещении фактически проживают 6 лиц, соответственно площадь на каждого составляет менее учетной нормы. Представитель ответчика с иском не согласился, указав на наличие закрепленного за истцом жилого помещения. Третьи лица участия в судебном заседании не приняли.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО ГО «Сыктывкар» просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Истец в суде апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения.

Представитель ответчика в суде апелляционной инстанции не участвовал. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено, что Исакова В.А., <Дата обезличена> года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением руководителя администрации Эжвинского района от <Дата обезличена> года в отношении Исаковой В.А. установлено попечительство Демчук В.Н. (3-е лицо по делу), также данным распоряжением за несовершеннолетней Исаковой В.А. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <Адрес обезличен>

Жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> находится в собственности МО ГО «Сыктывкар», имеет общую площадь ... кв. м.

Согласно справке о составе семьи в жилом помещении по указанному адресу зарегистрированы по месту жительства 5 человек – Демчук В.Н., Исаков С.Н., Демчук А.В., Исакова В.А., Демчук С.В.

Администрацией Эжвинского района г. Сыктывкара неоднократно (в <Дата обезличена> году) составлялись акты обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи, из которых следует, что в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, фактически проживает 6 человек: Исакова В.А., Демчук В.Н., Исаков С.Н., Демчук А.В., Демчук С.В., Демчук В.И.

Законность вселения Демчука В.И. в жилое помещение ответчиком не оспаривалась, вопрос о его выселении не ставился.

Решением Совета МО «Город Сыктывкар» от <Дата обезличена> N <Номер обезличен> «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения в г. Сыктывкаре установлена в размере ... кв. м. общей площади жилого помещения.

Таким образом, размер учетной нормы в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, на шестеро фактически проживающих лиц составляет менее учетной нормы, а именно ...

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ проживание детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса РФ);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Жилые помещения предоставляются перечисленным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

В силу пункта 3 указанной статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – Список) в соответствии с пунктом 1 данной статьи. При этом в список включаются лица, указанные в абзаце 1 пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения по договорам специализированного найма предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с пунктом 7 и пунктом 8 статьи 1 Закона Республики Коми от 01 декабря 2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми, в том числе по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьёй 109.1 Жилищного кодекса РФ и статьёй 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, (далее - список) и установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.

Поскольку истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд пришел к обоснованному выводу о праве истца на жилое помещение, подлежащего предоставлению по договору найма специализированного жилого помещения на территории МО ГО «Сыктывкар». При этом суд учел то обстоятельство, что в жилом помещении, в котором проживает истец, площадь жилого помещения менее учетной нормы на каждого проживающего.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны при правильном применении норм материального права.

Доводы ответчика о том, что предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда поставлено в прямую зависимость от перечисления денежных средств из республиканского бюджета Республики Коми в бюджет МО ГО «Сыктывкар» не является основанием для отказа в иске, как о том поставлен вопрос в апелляционной жалобе.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

В силу статьи 10 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 № 134-РЗ финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.

Вместе с тем, как установлено абзацем 2 части 5 статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Доводы апелляционной жалобы о том, что законом не предусмотрен внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку данные доводы не основаны на законе, обеспечение таких лиц жилой площадью не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Указание в жалобе на необходимость осуществления ряда мероприятий, направленных на предоставление жилого помещения истцу, что подразумевает значительные временные затраты, т.к. процедура приобретения в муниципальную собственность жилого помещения и последующего его предоставления взыскателю требует выполнения обязательных действий, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления обстоятельств, предусмотренных вышеприведенными нормами.

Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо принятого судом решения, апелляционная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» - без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 23 октября 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-9370/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Исакова Виктория Александровна
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Другие
Демчук Вера Николаевна
Исаков Сергей Николаевич
Демчук Алексей Васильевич
Управление опеки и попечительства администрации МОГО «Сыктывкар»
Демчук Василий Иванович
Демчук Светлана Васильевна
Управление опеки и попечительства администрации Эжвинского района
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Шерстнёва А. А.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
23.10.2023Судебное заседание
25.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2023Передано в экспедицию
23.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее