Решение по делу № 2-1075/2024 от 11.11.2024

<данные изъяты>

№ 2-1075/2024

72RS0028-01-2024-001648-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялуторовск                                                     12 декабря 2024 года

Ялуторовский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи: Солодовника О.С.,

при секретаре: Глущенко А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1075/2024                 по иску Тюменского межрайонного природоохранного прокурора, действующего                    в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Комлеву Андрею Борисовичу о возложении обязанностей совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Тюменский межрайонный природоохранный прокурор (далее – Прокурор) обратился в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в суд с иском к Комлеву А.Б. о возложении на Комлева А.Б. обязанностей провести очистку земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> от отходов производства и потребления в 2-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу (л.д.9-13).

Требования мотивированы тем, что Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках надзорных мероприятий по проверке обращения директора Департамента недропользования и экологии Тюменской области выявлен факт размещения отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером 72:21:1001001:550 (бой строительного кирпича и др.). Данный земельный участок, расположенный по адресу: Тюменская обл., Ялуторовский р-н, с. Заводопетровское, ул. Ленина, 1, принадлежит на праве собственности Комлеву А.Б. В ходе повторного осмотра установлено, что земельный участок от отходов производства и потребления не очищен. Поскольку допущенные ответчиком нарушения требований действующего законодательства нарушают экологические права неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

В судебное заседание суда первой инстанции Тюменский межрайонный прородоохранный прокурор, ответчик Комлев А.Б., представитель третьего лица Департамента недропользования и экологии Тюменской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещенных надлежащим образом, в связи с чем судом рассмотрено дело в их отсутствие, при этом суд принимает во внимание, что ответчик Комлев А.Б. как на досудебную подготовку по делу, назначенную на 05 декабря 2024 года, так и на судебное заседание был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства по адресу регистрации по месту жительства: <адрес> однако корреспонденция возвращалась в суд за истечением срока хранения. Учитывая изложенное, суд признает неявку ответчика Комлева А.Б. не препятствующей рассмотрению дела, полагая при этом, что ответчик Комлев А.Б. злоупотребляя своими правами уклоняется от получения корреспонденции суда и явки в суд в отсутствие уважительных причин (л.д.38, 41, 64, 66).

Информация о деле была заблаговременно размещена на официальном сайте Ялуторовского районного суда Тюменской области yalutorovsky.tum.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Департаментом недропользования и экологии Тюменской области проведено обследование водоохранных зон водных объектов, расположенных на территории Ялуторовского муниципального района Тюменской области, на весенне-летний период 2024 года (в рамках подготовки мероприятий к паводковому сезону). В ходе осмотра водоохранной зоны р. Бердянка в границах с. Заводопетровское, зафиксировано место размещения отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером (<адрес>, принадлежащего Комлеву А.Б. В ходе повторного осмотра установлено, что меры по очистке территории от отходов производства и потребления Комлевым А.Б. не приняты (л.д.14-15).

В ходе осмотра 13 июня 2024 года водоохранных зон и прибрежных защитных полос, в том числе <адрес>) установлено, что в водоохранной зоне водного объекта <адрес> в местах с координатами с.ш. .д. (координаты № 4) нарушений специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта не выявлено. При обследовании водоохранной зоны водного объекта в местах с координатами д. (координаты № 6) зафиксированы места размещения отходов производства и потребления (отходы боя строительного кирпича, код ФККО – 3 43 210 01 20 5). При наложении координат, отснятых на местности на картографические материалы установлено, что отходы производства и потребления расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером (л.д.16-20)

В адрес Комлева А.Б. было направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 21 июня 2024 года № 312/24 и повторное 21 августа 2024 года (л.д.21, 22, 23, 24).

В ходе выездного обследования территории, прилегающей к <адрес>, земельного участка с кадастровым номером в части размещения отходов производства и потребления в водоохранной зоне. Повторно зафиксированы места размещения отходов производства и потребления (отходы боя строительного кирпича, код ФККО – 3 43 210 01 20 5) (л.д.25-27).

Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Комлеву А.Б. (л.д.28-31).

Комлев А.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.32).

Статьей 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

Согласно статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, среди прочего, земли, недра, почвы.

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (статья 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно общим требованиям, установленным статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объектами размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В силу статьи 28 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления влечет за собой, в том числе, гражданско-правовую ответственность.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

При рассмотрении дела по существу достоверно установлено и ответчиком не оспорен факт неправомерного размещения им на принадлежащем ему земельном участке отходов производства и потребления.

Доказательств устранения допущенных нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды не представлено.

Суд полагает, что в случае размещения отходов вред окружающей среде причиняется самим фактом попадания отходов на почву в не отведенном для этого месте (несанкционированном). Деградация почв, в случае складирования несанкционированных отходов, является очевидной и обуславливается негативным воздействием, оказываемым размещенными отходами на компоненты окружающей среды, невозможностью их функционирования в естественном режиме.

Кроме того, размещение отходов произошло возле р. Бердянка, то есть водного объекта, тогда как водные объекты имеют значимость в качестве основы жизни и деятельности человека. Водные объекты являются важнейшей составной частью окружающей среды, среды обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов. Водные объекты являются природными ресурсами, используемыми человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно объектом права собственности и иных прав.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчик не выполняет должным образом требования действующего законодательства об отходах производства и потребления, чем нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.

Наличие несанкционированной свалки свидетельствует о том, что ответчиком не предпринимается достаточных мер, необходимых для должного санитарного содержания земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте положений пункта 3 статьи 123 Конституции России и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Между тем, относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств обратного не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора и возложении на ответчика обязанностей произвести очистку территории земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> от отходов производства и потребления.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Прокурором заявлено о разумности срока исполнения решения суда в 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд соглашается с требованием прокурора в данной части и считает необходимым установить срок совершения определенных действий в 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку такой срок является разумным, с учетом характера допущенных нарушений и сложности их устранения.

Возражений относительно такого срока не заявлено, иного материалы дела не содеражат.

На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктов 1, 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации на Комлева А.Б. относится государственная пошлина в размере 3 000 руб.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Тюменского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц,                     к Комлеву Андрею Борисовичу о возложении обязанностей совершить действия – удовлетворить.

Возложить на Комлева Андрея Борисовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт ), обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести очистку территории земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу<адрес> от отходов производства                         и потребления (отходы боя строительного кирпича, код Федерального классификационного каталога отходов – 3 43 210 01 20 5)

Взыскать с Комлева Андрея Борисовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения            (паспорт бюджет муниципального образования городской округ                город Ялуторовск государственную пошлину в размере 3 000 руб.

Решение суда может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ялуторовский районный суд Тюменской области.

Мотивированное решение составлено 17 декабря 2024 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1075/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Тюменский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Комлев Андрей Борисович
Другие
Департамент недропользования и экологии Тюменской области
Суд
Ялуторовский районный суд Тюменской области
Дело на странице суда
yalutorovsky.tum.sudrf.ru
11.11.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.11.2024Передача материалов судье
12.11.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.11.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2024Подготовка дела (собеседование)
05.12.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2024Судебное заседание
17.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее