Дело № 2а-2261/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2019 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Монгуш Р.С., при секретаре Шыырап А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва о признании незаконным бездействия, возложении обязанности привлечь к административной ответственности К.,
с участием представителя административного истца Н., представителя административного ответчика О.,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) к административному ответчику с вышеуказанным иском, указав, что с 1998 года владеет земельным участком, расположенным по адресу: <адрес> общей площадью 800 кв.м. и домиком. Данный участок был приобретен ею у Ц. с условием погашения его задолженности по членским взносам с 1996 по 2000гг. в размере <данные изъяты> рублей. С 1996 года указанный дачный участок пустовал. С 1996 года административный истец пользуется данным земельным участком добросовестно, открыто и непрерывно, владеет как собственным. При оформлении земельного участка у Б. возникли затруднения, так как правообладателем указана К., которая владеет данным земельным участком на основании свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения. К. около 30 лет не пользуется земельным участком, в установленном законом порядке не оформила участок на другого владельца. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республика Тыва», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва, ДД.ММ.ГГГГ в Мэрию г. Кызыла были поданы заявления о привлечении к административной ответственности К. по статье 8.8 КоАП РФ. Административный истец считает бездействие административного ответчика незаконным, поскольку он имеет право направить в суд требование об изъятии земельного участка, не выезжали на указанный земельный участок, не оформили акт и соответствующие документы. Просит признать бездействие незаконным, возложить обязанность привлечь к административной ответственности К..
Определением суда в качестве заинтересованных лиц по делу были привлечены Мэрия г. Кызыла Республики Тыва, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Филиал ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Тыва, К..
В судебном заседании представитель административного истца Н. административный иск полностью поддержала по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика О. просил в удовлетворении иска отказать.
Заинтересованное лицо К. просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель заинтересованного лица Мэрии г. Кызыла Республики Тыва просила рассмотреть дело без ее участия.
Представители заинтересованных лиц Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд рассматривает дело без их участия.
Филиал ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Тыва исключены из числа заинтересованных лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Как видно из материалов дела, Б. обратилась с заявлением о привлечении к административной ответственности К. в Мэрию г. Кызыла Республики Тыва, Филиал ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Тыва, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва.
Из ответа Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Департамент не уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях. Составлением протоколов об административных правонарушениях и назначению наказаний занимается Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва.
Из ответа филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что обращение административного истца перенаправлено в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва.
Согласно пункту 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (подпункт 1); выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подпункт 5).
В силу Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года N 1, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (пункт 2, подпункт "в" пункта 3).
В соответствии с пунктом 6 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного Приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 года N 486, государственный земельный надзор осуществляется в форме проведения плановых и внеплановых проверок. Плановая и внеплановая проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки. Принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушении.
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, органом государственной власти, органом местного самоуправления, индивидуальным предпринимателем или гражданином в процессе осуществления деятельности, обязательных требований, выполнение предписаний Росреестра (территориального органа), проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда, нарушений имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц и граждан (пункт 62).
Проведение внеплановых проверок включает в себя следующие административные действия: 1) принятие решения о проведении проверки; 2) подготовка к проверке; 3) проведение проверки; 4) подготовка акта проверки (пункт 63).
Юридическим фактом - основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки является: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином, органом государственной власти, органом местного самоуправления выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации; 2) мотивированное представление должностного лица Росреестра (территориального органа) по результатам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Росреестр (территориальный орган) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также сведений из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан; 3) выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность; 4) распоряжение руководителя Росреестра (территориального органа), изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; 5) непредставление декларации об использовании земельного участка в срок не позднее трех месяцев после истечения трех лет со дня заключения договора безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 6) истечение установленного пунктом 17 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" срока с момента возникновения у собственника права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенный по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, и (или) земельного участка, в отношении которого имеются сведения о его неиспользовании в течение трех и более лет по целевому назначению для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (пункт 64).
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Росреестр (территориальный орган), а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в подпункте 2 пункта 64 Административного регламента, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки (пункт 66).
При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в подпункте 2 пункта 64 Административного регламента, уполномоченными должностными лицами Росреестра (территориального органа) может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, гражданина, имеющихся в распоряжении Росреестра (территориального органа), при необходимости проводится административное обследование объектов земельных отношений. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, гражданина могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным (66.2).
При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в подпункте 2 пункта 64 Административного регламента, уполномоченное должностное лицо Росреестра (территориального органа) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 64 Административного регламента. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или гражданина к ответственности не принимаются (пункт 66.3).
По результатам рассмотрения заявления Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва направлен ответ Б. от ДД.ММ.ГГГГ о том, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения К. на основании свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ. Проверка соблюдения требований земельного участка законодательства может быть проведена только в отношении законных владельцев земельных участков с вручением им уведомлений о проверке и соблюдением всех иных предусмотренных действующим законодательством процедур. В отношении данного земельного участка отсутствуют сведения о местонахождении правообладателя, в связи с чем, проведение мероприятий по государственному земельному надзору не представляется возможным.
В соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны... подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В рамках проведения проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для садоводства и огородничества, по адресу: <адрес>, принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения К. на основании свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако в настоящее время указанным земельным участком К. не пользуется.
Из заявления Б. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с 1998 года владеет и пользуется земельным участком по адресу: <адрес>.
Нормой статьи 8.8 КоАП предусмотрена ответственность за использование земельных участков нс по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Объективная сторона первого состава административного правонарушения заключается в совершении действий, направленных на использование земельного участка без соблюдения установленного для него режима эксплуатации, сознательного изменения его целевого назначения.
Вышеуказанные действия Управления подтверждают довод административных ответчиков о том, что в ходе проведения предварительной проверки отсутствовали основания для подготовки мотивированного представления о назначении внеплановой проверки и отсутствовали основания для привлечения к административной ответственности К.
Таким образом, совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого бездействия требованиям закона и нарушение этим бездействием прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует, в связи с чем иск не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Б. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва о признании незаконным бездействия, возложении обязанности привлечь к административной ответственности К., оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2019 года (с учетом выходных дней).
Судья Монгуш Р.С.