Дело №2-3-928/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пос. Килемары 16 декабря 2016 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Савиновой С.В.,
с участием истца Павлова А.В.,
ответчика – представителя Потребительского кооператива «Моркинское районное потребительское общество» Бурбан С.Б.,
при секретаре Селивановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Павлова А.В. к Потребительскому кооперативу «Моркинское районное потребительское общество» о взыскании причитающихся при увольнении денежных сумм в размере <данные изъяты> рублей, компенсации за несвоевременно выплаченные денежные средства в размере <данные изъяты> рублей и компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей,
у с т а н о в и л :
Павлов А.В. обратился в суд с иском к Потребительскому кооперативу «Моркинское районное потребительское общество» /далее ПК «Моркинское районное потребительское общество» или ответчик/ о взыскании причитающихся при увольнении денежных сумм в размере <данные изъяты> рублей, компенсации за несвоевременно выплаченные денежные средства в размере <данные изъяты> рублей и компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, указав в заявлении, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ПК «Моркинское районное потребительское общество» был заключен трудовой договор со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор был расторгнут на основании протокола собрания уполномоченных ПК «Моркинское районное потребительское общество» в соответствии с п.2 ст.278 Трудового кодекса Российской Федерации /далее ТК РФ/. В нарушение ст.279 ТК РФ и п.4.6 трудового договора, в соответствии с которым при расторжении договора до окончания срока его действия работодатель выплачивает шесть должностных окладов, учитывая, что при прекращении трудового договора выплата компенсации в размере, определяемом трудовым договором, истцу не производилась, истец обратился в суд с требованием о взыскании компенсации, причитающейся при увольнении в размере <данные изъяты> рублей. Кроме того, ссылаясь на требования ст.236 ТК РФ, учитывая, что работодателем были нарушены сроки выплаты заработной платы, истец просит взыскать с ответчика проценты за просрочку выплаты заработной платы в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты компенсации по день фактического расчета в размере <данные изъяты> рублей. Истцом также заявлено требование о компенсации морального вреда в соответствии со ст.237 ТК РФ в размере <данные изъяты> рублей, поскольку неисполнение ответчиком обязанностей по своевременной выплате заработной платы, повлекло для него нравственные страдания и переживания.
В судебном заседании истец Павлов А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, увеличив период взыскания процентов за не своевременную выплату компенсации, причитающейся при увольнении, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дату принятия решения суда) в размере <данные изъяты> рублей.
Представитель ответчика ПК «Моркинское районное потребительское общество» Бурбан С.Б., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, пояснив, что в Верховном Суде Республики Марий Эл рассматривается жалоба ПК «Моркинское райпо» на решение <данные изъяты> районного суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ПК «Моркинское райпо» к Павлову А.В. о взыскании убытков, причиненных руководителем, в сумме <данные изъяты> рублей, которое имеет значение для существа рассматриваемого дела. Кроме того, представитель ответчика отметила, что истцом не представлено доказательств причинения ему со стороны ответчика физических и нравственных страданий, поэтому оснований для компенсации морального вреда не имеется.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу абз.6 ч.2 ст.22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном объеме причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Павловым А.В. и ПК «Моркинское районное потребительское общество» был заключен трудовой договор, срок действия которого с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Вышеназванным трудовым договором регулировались трудовые отношения между Моркинским районным потребительским обществом и <данные изъяты> Моркинского районного потребительского общества Павловым А.В.
Согласно приказа №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении трудового договора с работником трудовой договор с Павловым А.В. расторгнут на основании протокола собрания уполномоченных ПК «Моркинское районное потребительское общество» в соответствии с
п.2 ст.278 ТК РФ.
В соответствии со ст.279 ТК РФ в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с п.2 ст.278 ТК РФ при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором.
В соответствии с п.4.6 вышеназванного трудового договора, заключенного с истцом Павловым А.В., при расторжении договора до окончания срока его действия работодатель выплачивает <данные изъяты> шесть должностных окладов. Согласно п.4.1 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ оплата труда <данные изъяты> состоит из должностного оклада в размере <данные изъяты> рублей и поощрительных выплат стимулирующего характера, предусмотренных Положением об оплате труда работников общества.
В соответствии со ст.22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Из исследованного в судебном заседании расчетного листка за ДД.ММ.ГГГГ видно, что Павлову А.В. начислено в ДД.ММ.ГГГГ: оплата по окладу в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, компенсация за неиспользованный отпуск – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, долг за предприятием – <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копейки. Начисления компенсации в размере шести должностных окладов не производились. Вышеназванные документы ответчиком не оспаривались.
В силу системного толкования норм ст.ст. 391, 393 ТК РФ, а также ст.56 ГПК РФ на работодателе лежит обязанность представить доказательства, подтверждающие своевременность выплаты причитающихся при увольнении денежных сумм, отсутствие или наличие задолженности по заработной плате и другим выплатам, выплаты полного расчета при увольнении работника.
Доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что ответчиком выплачена истцу компенсация при увольнении в соответствии со ст.279 ТК РФ суду не представлены.
Учитывая вышеизложенное, суд считает требования истца о взыскании с ответчика компенсации при увольнении в соответствии со
ст.279 ТК РФ в размере <данные изъяты> рублей обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая требование о взыскании с ответчика в пользу истца процентов за нарушение сроков выплаты компенсации при увольнении в размере <данные изъяты> рублей, суд учитывает следующее.
В соответствии со ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 года №272-ФЗ, действующей с 03 октября 2016 года).
До 03 октября 2016 года ст.236 ТК РФ действовала в редакции Федерального закона от 30.06.2006 года №90-ФЗ, в соответствии с которой при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
В соответствии с указанием Центрального банка РФ от 10 июня 2016 года с 14 июня 2016 года ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации составляет 10,5%, согласно указания Центрального банка РФ от 16 сентября 2016 года с 19 сентября 2016 года ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации составляет 10%.
Учитывая вышеизложенные требования закона, принимая во внимание, что работодателем были нарушены сроки выплаты компенсации, причитающейся истцу при увольнении, суд считает, что требования истца о взыскании с ответчика процентов за нарушение сроков выплаты компенсации при увольнении в размере <данные изъяты> рублей также являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом расчет процентов за нарушение сроков выплаты компенсации при увольнении, представленный истцом, суд признает правильным, поскольку он произведен с учетом периода просрочки выплаты компенсации, размера задолженности и с учетом ключевой ставки, установленной указанием Центрального банка РФ (в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: <данные изъяты> рублей х 10,5% : 300 х <данные изъяты> дней (период просрочки) =<данные изъяты> рублей; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: <данные изъяты> рублей х 10% : 300 х <данные изъяты> дней (период просрочки) = <данные изъяты> рублей; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: <данные изъяты> рублей х 10% : 150 х <данные изъяты> дней (период просрочки) = <данные изъяты> рублей; <данные изъяты> рублей+<данные изъяты> рублей+<данные изъяты> рублей=<данные изъяты> рублей).
Разрешая требование истца о компенсации морального вреда за задержку выплаты компенсации, причитающейся при увольнении, суд учитывает следующее.
В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (п.63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что фактом нарушения трудовых прав истца со стороны ответчика, истцу были причинены нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях о том, что ему необходимо вносить ежемесячные платежи в погашение обязательств по кредитному договору, оплачивать медицинские препараты в виду состояния здоровья, принимая во внимание длительность нарушения трудовых прав истца, с учетом принципа разумности и справедливости, суд считает, что с ответчика в пользу истца подлежит компенсация морального вреда за задержку выплаты компенсации, причитающейся при увольнении, в размере <данные изъяты> рублей.
При удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации, причитающейся при увольнении, процентов за нарушение сроков выплаты компенсации, причитающейся при увольнении, компенсации морального вреда, суд также принимает во внимание исследованные в судебном заседании постановление Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого Ф.И.Р. – председатель совета ПК «Моркинское районное потребительское общество» был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства к административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей и постановление Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл №<данные изъяты>, на основании которого ПК «Моркинское районное потребительское общество» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Вышеназванные постановления обжалованы не были, вступили в законную силу, штрафы, назначенные в качестве меры административного наказания, по ним оплачены. Данные документы суд расценивает как подтверждение виновности ответчика в нарушении трудовых прав истца.
Доводы представителя ответчика Бурбан С.Б., не признавшей исковые требования по тем основаниям, что в Верховном Суде Республики Марий Эл рассматривается жалоба ПК «Моркинское райпо» на решение <данные изъяты> районного суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ПК «Моркинское райпо» к Павлову А.В. о взыскании убытков, причиненных руководителем, в сумме <данные изъяты> рублей, поэтому не имеется оснований для удовлетворения исковых требований, суд считает несостоятельными, не имеющими значения для рассмотрения настоящего гражданского дела, поскольку согласно выписки из протокола собрания уполномоченных ПК «Моркинское райпо» от ДД.ММ.ГГГГ председатель совета ПК «Моркинское райпо» Павлов А.В. был уволен по п.2 ст.278 ТК РФ (в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица решения о прекращении трудового договора). При этом в вышеназванном протоколе либо в приказе о расторжении трудового договора не было указано на расторжение трудового договора в связи с совершением Павловым А.В. правонарушений или потерей доверия, нарушений Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Поэтому доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для применения п.4.6 трудового договора, предусматривающего выплату компенсации при увольнении в размере шести должностных окладов, суд считает несостоятельными.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в пользу государства пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что исковые требования удовлетворены, а в соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истцы - по искам о взыскании заработной платы освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, то государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек подлежит взысканию с ответчика в пользу местного бюджета.
В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд разрешил спор в пределах заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Павлова А.В. к Потребительскому кооперативу «Моркинское районное потребительское общество» о взыскании причитающихся при увольнении денежных сумм в размере <данные изъяты> рублей, компенсации за несвоевременно выплаченные денежные средства в размере <данные изъяты> рублей и компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей удовлетворить частично.
Взыскать с Потребительского кооператива «Моркинское районное потребительское общество» в пользу Павлова А.В. компенсацию, причитающуюся выплате при увольнении в размере
<данные изъяты> рублей, проценты за нарушение сроков выплаты компенсации, причитающейся при увольнении в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с Потребительского кооператива «Моркинское районное потребительское общество» в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в пос.Килемары в течение месяца со дня его принятия.
Судья Медведевского районного
суда Республики Марий Эл С.В. Савинова