Дело № 2-2684/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 сентября 2018 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края, в составе
председательствующего судьи Минкиной М.Т.
при секретаре Алюшиной Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Сафронова С.Н. к МБУ «Городские спортивные сооружения» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Сафронова С.Н. обратился в суд с иском к МБУ «Городские спортивные сооружения» о взыскании заработной платы, мотивируя тем, что Сафронов С.Н. состоял в трудовых отношениях с ответчиком в должности ремонтировщика спортивных сооружений. За период работы в нарушение требований ст.133 ТК РФ ответчик производил начисление и выплату заработной платы в размере, меньшем, чем установлено законом, в результате чего истцу недоплачено <данные изъяты> руб. Так в соответствии ст.315 ТК РФ заработная плата должна быть начислена с учетом оклада и всех стимулирующих выплат, за исключением районного и северного коэффициента, после чего на этот размер, который не должен быть ниже минимального размера оплаты труда начислен районный и северный коэффициент. Просит суд взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по не начисленной и невыплаченной заработной плате в сумме <данные изъяты> руб. за период ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены Отдел спорта и молодежной политики Администрации г.Минусинска, Администрация г.Минусинска (л.д.2).
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении (л.д.3-4).
В судебном заседании представитель ответчика с требованиями не согласился, представил письменный отзыв (л.д. 54), пояснил, что расчет и выплата заработной платы истцу производилась в соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от ДД.ММ.ГГГГ
Истец, представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещались надлежащим образом (л.д.50). Истец представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.49).
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.7, ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации: в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с требованиями ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии с требованиями ст.22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст.135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. В силу ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.
В силу ФЗ от 19.06.2000 N82-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2017 года установлен в сумме 7800 рублей в месяц.
Согласно ст. 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть 1 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а ч. 3 той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст.133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В силу ст.315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Как следует из ч.11 ст.133.1 ТК РФ, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
По своему содержанию приведенное положение полностью совпадает с ч.3 ст.133 данного Кодекса, устанавливающей, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Таким образом, закрепляя возможность в рамках трехстороннего сотрудничества устанавливать минимальную заработную плату в субъекте Российской Федерации, федеральный законодатель исходил из того, что в механизме правового регулирования оплаты труда такая дополнительная гарантия будет в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. N1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. N162-О-О и от 25 февраля 2013 г. N327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст.37, ч.3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч.1 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний ст.37 (ч.3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 13.11.1992 N393-П "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 1 ноября 1992 года установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных в южных районах Красноярского края, согласно приложению, в том числе г. Минусинск.
Судом установлено, что Сафронов С.Н. работал у ответчика МБУ «Городские спортивные сооружения» по трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35-39), что также подтверждается сведениями трудовой книжки (л.д.6-21). Из представленных расчетных листов за период с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-30) следует, что Сафронову С.Н. начислялась заработная плата за фактически отработанное время.
Разрешая требования истца о взыскании недоплаченной заработной платы, суд с учетом изложенного, соглашается с доводами прокурора, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом повышенная оплата труда в особых климатических условиях путем установления районного коэффициента и процентной надбавки гарантируется ст.315 ТК РФ, согласно которой оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, поскольку в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не в полном объеме выплачивалась заработная плата, то есть действиями работодателя были нарушены трудовые права работника.
Таким образом, заработная плата истца, при выполнении им нормы рабочего времени, не должна быть менее чем <данные изъяты> руб. в период с ДД.ММ.ГГГГ включительно (7800*1,3*1,3).
Учитывая представленные сведения о начислении заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ и выполнении нормы рабочего времени суд считает необходимым взыскать недоначисленную заработную плату в пользу Сафронова С.Н. в сумме <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>), в соответствии со следующим расчетом:
- ДД.ММ.ГГГГ, с учетом фактически отработанного времени, истцу надлежало начислить <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>/<данные изъяты> дня- норма рабочего времени *<данные изъяты> дней- фактически отработанно), а начислено <данные изъяты> руб., соответственно недоначислено работодателем и подлежит взысканию <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>);
- ДД.ММ.ГГГГ, с учетом фактически отработанного времени, истцу надлежало начислить <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>/<данные изъяты> день- норма рабочего времени *<данные изъяты> дней- фактически отработанно), а начислено <данные изъяты> руб., соответственно недоначислено работодателем и подлежит взысканию <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>);
- ДД.ММ.ГГГГ, с учетом фактически отработанного времени, истцу надлежало начислить <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>/<данные изъяты> дня- норма рабочего времени *<данные изъяты> дня- фактически отработанно), а начислено <данные изъяты> руб., соответственно недоначислено работодателем и подлежит взысканию <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>).
Доводы о том, что размер заработной платы Сафронова С.Н. соответствует действующему законодательству, являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание.
В связи с удовлетворением исковых требований в соответствии с требованиями ст.103 ГПК РФ и ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб. в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 173 ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с МБУ «Городские спортивные сооружения» в пользу Сафронова С.Н. задолженность по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб.
Взыскать с МБУ «Городские спортивные сооружения» госпошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: