К делу № 2а- 816/18
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
п. Тульский 23 октября 2017 года
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Панеш Х.А.,
при секретаре – Курижевой А.В.,
с участием административного истцапомощника Прокурора Майкопского района Республики Адыгея Казанокова О.Л., административного ответчика председателя Межведомственной комиссии при Администрации МО «Майкопский район» Афанасьева С.Н.,
заинтересованных лиц: Сотниковой В.Г., представителя администрация МО «Майкопский район» согласно доверенности Белоусов А.В., представитель администрации МО «Абадзехское сельское поселение» согласно доверенности Шелковиной Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Майкопского района Республики Адыгея в защиту прав, свобод и интересов Сотниковой Веры Гавриловны к административному ответчику администрации МО «Майкопский район» о признании незаконным заключения межведомственной комиссии № 1 от 12.07.2018 года, и возложении на неё обязанности по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Прокурор обратился в Майкопский районный суд с административным исковым заявлением к административному ответчику администрации МО «Майкопский район» о признании незаконным заключения межведомственной комиссии № 1 от 12.07.2018 года, и возложении на неё обязанности по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. В обоснование иска указал, что Прокуратурой Майкопского района проведена проверка по обращению Сотниковой В.Г. по вопросу непригодности для проживания принадлежащего ей жилого дома.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами.
Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции МДС 13-21.2007, утверждено постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение).
В соответствии с п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Согласно п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
В силу п. 47 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Вместе с тем, обследование жилого дома Сотниковой В.Г. проведено в отсутствие специалистов, уполномоченных давать оценку по вышеперечисленным пунктам, не проводился инструментальный контроль и другие виды контроля и исследований.
Кроме того, в соответствии с п. 10 Положения несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
В силу п. 16 Положения жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.
Пунктом 33 Положения закреплено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Установлено, что межведомственной комиссией муниципального образования «Майкопский район» по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее – Межведомственная комиссия) 12.07.2018 принято заключение о том, что жилой дом по адресу: ул. Школьная, 19, ст. Севастопольская, Майкопский район, подлежит капитальному ремонту или реконструкции.
Указанное решение принято Межведомственной комиссией на основании следующих документов:техническое заключение «О состоянии несущих конструкций индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: ул. Школьная, 19, ст. Севастопольская, Майкопский район;акт обследования жилого дома Государственной жилищной инспекцией Республики Адыгея; акт обследования жилищно-бытовых условий от 11.01.2013;акт обследования жилищно-бытовых условий от 11.06.2013;акт обследования жилого дома по адресу: ст. Севастопольская,
ул. Школьная, 19, от 06.07.2018 № 3;копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ул. Школьная, 19,ст. Севастопольская, Майкопский район.
РџСЂРё этом, техническое заключение «О состоянии несущих конструкций индивидуального жилого РґРѕРјР°, расположенного РїРѕ адресу: СѓР». Школьная, 19,СЃС‚. Севастопольская, Майкопский район, подготовленноепозаявлениюСотниковой Р’.Р“. экспертом Гутовым Р”.Рђ. содержит РІ себе следующие выводы:обследованиезданияиндивидуального жилого РґРѕРјР° проведено РІ соответствии СЃ требованиями РЎРџ 13-102-2003. Категория технического состояния ее конструктивных элементов оценивается как аварийное, РЅРµ подлежат Рє восстановлению. Рмеющиеся признаки обрушения конструктивных элементов создают СѓРіСЂРѕР·Сѓ человеческой Р¶РёР·РЅРё;высота жилых помещений РѕС‚ пола РґРѕ потолка составляет 2,10 Рј, что менее требуемой высоты 2,5 Рј. для жилых помещений;РёР·-Р·Р° отсутствия гидроизоляции между цоколем Рё наружной стеной РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ переувлажнение помещений, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РІ помещении присутствует сильный запах сырости;физический РёР·РЅРѕСЃ конструктивных элементов здания составляет более 80%. Р’ этой СЃРІСЏР·Рё, здание индивидуального жилого РґРѕРјР°, расположенное РїРѕ адресу: СѓР». Школьная, 19, СЃС‚. Севастопольская, Майкопский район подлежит СЃРЅРѕСЃСѓ.
Рзложенноесвидетельствуето том, что заключениеМежведомственной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РѕС‚ 28.10.2016 РіРѕРґР° принято СЃ нарушением требований Положения, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем является незаконным Рё подлежит отмене.
В соответствии с. ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Обращение прокурора в интересах Сотниковой В.Г. обусловлено тем, что она по состоянию здоровья и возрасту не может самостоятельно обратиться в суд, поскольку находится в преклонном возрасте и является инвалидом.
Просил признать незаконным заключение межведомственной комиссии муниципального образования «Майкопский район» по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 12.07.2018 № 1 о том, что жилой дом по адресу: ул. Школьная, 19, ст. Севастопольская, Майкопский район, подлежит капитальному ремонту или реконструкции, и обязать межведомственную комиссию муниципального образования «Майкопский район» по признанию помещенияжилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 4 оценку пригодности (непригодности) для проживания жилого дома по адресу: ул. Школьная, 19, ст. Севастопольская, Майкопский район.
В судебном заседании ненадлежащий ответчик администрация МО «Майкопский район» была заменена надлежащим Межведомственной комиссией при Администрации МО «Майкопский район».
В судебное заседание помощник прокурора Казаноков О.Л. поддержал требования в полном объеме и просил их удовлетворить.
Председатель Межведомственной комиссии при Администрации МО «Майкопский район» Афанасьева С.Н. исковые требования не признал, просил в удовлетворении отказать, поскольку вынесено законно и обоснованно.
Представитель администрации МО «Майкопский район» согласно доверенности Белоусов А.В. административный иск не признал и пояснил, что бремя доказывания ложится на истца, а истец проигнорировал данное требование в полном объеме. Административное исковое заявление не основано на конкретных нормах права и доказать невозможность проведения капитального ремонта истец представить не смог. Так же отчет специалиста не может быть надлежащим доказательством, так как выполнен по заказу гражданки Сотниковой В.Г., а так же не соответствует своду правил указанному в самом же заключении специалиста.
Требования прокурора Майкопского района РА в интересах Сотниковой В.Г. не основаны на законе, не указаны нормы права, на которые ссылается прокурор, нормы указанные в постановленииПравительства РФ от 28.01.2006 № 47 не были нарушены. Так же считает, что у административного истца отсутствует право на обращение в суд в интересах Сотниковой В.Г.
Представитель администрации МО «Абадзехское сельское поселение» согласно доверенности Шелковина Т.М. полагала заявленные требования не подлежащим удовлетворению.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с. ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Как следует из заключения Межведомственной комиссии № 1 от 12июля 2018 г., комиссионное обследование жилого помещения, инструментальные замеры, другие виды контроля и исследования комиссией не проводились. В заключении не указаны сведения о несоответствиях установленным требованиям с фактическими значениями показателя или описанием конкретного несоответствия, не отражена оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований (кем проведен контроль (испытание), по конкретным показателям, и полученные фактические значения.
В нарушение требований Положения указанные выводы Межведомственной комиссией не мотивированы, в заключении не приведено техническое обоснование допустимости капитального ремонта или реконструкции спорного жилого дома, что является существенными нарушениями.
То обстоятельство, что в состав Межведомственной комиссии входят специалисты органов государственного контроля и надзора в соответствующих сферах не свидетельствует о том, что все необходимые параметры можно установить путем визуального осмотра помещения, поскольку по ряду вопросов необходимы дополнительные исследования специалистов; для проведения исследований требуется забор проб, проведение измерений и другие виды контроля и исследования.
При таких обстоятельствах, заключение № 1 от 12июля 2018 г. дано Межведомственной комиссией с существенными нарушениями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47.
На основании изложенного административные исковые требования о признании незаконным заключение Межведомственной комиссии от 12июля 2018 г. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В целях восстановления нарушенных прав Сотниковой В.Г. на Межведомственную комиссию суд возлагает обязанность повторно рассмотреть вопрос в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу и принять решение в отношении спорного жилого дома в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47.
Таким образом, вопросы о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, отнесены к полномочиям межведомственной комиссии назначенной постановлением администрации МО «Майкопский район» и в компетенцию суда не входят.
Руководствуясь ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Административные исковые требования прокурора Майкопского района Республики Адыгея в защиту прав, свобод и интересов Сотниковой Веры Гавриловны к административному ответчику администрации МО «Майкопский район» о признании незаконным заключения межведомственной комиссии № 3 от 06.07.2018 года, и возложении на неё обязанности по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносуудовлетворить.
Признать незаконным заключение Межведомственной комиссии по оценке несоответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № 1 от 12июля 2018 г. и отменить.
Обязать межведомственную комиссию муниципального образования «Майкопский район» по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 4, оценку пригодности (непригодности) для проживания жилого дома по адресу:Майкопский район, ст. Севастопольская, ул. Школьная, 19.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 23.10.2018 года.
РЎСѓРґСЊСЏ: РїРѕРґРїРёСЃСЊ
Копия верна. Судья Х.А. Панеш