Решение по делу № 2а-35/2022 (2а-380/2021;) от 27.12.2021

Дело (УИД) №60RS0004-01-2021-001254-40

Производство №2а-35/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 января 2022 года                                                   рп.Бежаницы Псковской области

Бежаницкий районный суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Понедельченко Е.А.,

при секретаре Малафеевой Е.В.,

с участием представителя административного истца - заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области Кожанова П.Н.,

представителя административного ответчика - Главы Администрации сельского поселения «Полистовское» Бежаницкого района Псковской области Михайлова В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора, поданного в интересах сковского природоохранного межрайонного прокурора в защи неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения «Полистовское» Бежаницкого района Псковской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обустройству контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора Федорова Н.Э. обратилась в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Полистовское» Бежаницкого района Псковской области о признании незаконным бездействия в непринятии мер по обустройству площадок для накопления твердых коммунальных отходов и возложении обязанности по устранению нарушений, в обоснование заявленных требований указав, что природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления в деятельности администрации сельского поселения «Полистовское» Бежаницкого района Псковской области. В соответствии с положениями ч.3 ст.14 и п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст.3, 8, 13Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.2 ст.1 Закона Псковской области от 10 декабря 2014 года №1464-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений», в их системном толковании, вопросы по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов закреплены за сельскими поселениями области. При этом, в силу ст.13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, правилам благоустройства муниципальных образований, положениям п.3 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №3, а также Правилам благоустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года №1039, в соответствии с которыми контейнерные площадки - места накопления твердых коммунальных отходов должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающие предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

В ходе проверки установлено, что контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов, расположенные по адресам: ..., не оборудованы ограждением по периметру, защищающим от воздействия атмосферных явлений, а также твердым (бетонным, асфальтовым) покрытием. Учитывая, что невыполнение требований законодательства затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора просит суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Полистовское» Бежаницкого района Псковской области, выразившееся в непринятии мер по обустройству контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: ..., и обязать административного ответчика в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения, а именно оборудовать на территории сельского поселения «Полистовское» Бежаницкого района Псковской области по адресам: ..., контейнерные площадки накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с нормами СанПин 2.1.3648-21.

В судебном заседании представитель административного истца - заместитель прокурора Бежаницкого района Псковской области Кожанов П.Н. поддержал заявленные административные исковые требования по изложенным в исковым заявлении обстоятельствам, уточнив в соответствии со ст.46 КАС РФ просительную часть требований, согласно которым просил оборудовать на территории сельского поселения «Полистовское» Бежаницкого района Псковской области по адресам: ... контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов, имеющие твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в соответствии с требованиями, предусмотренными п.3 СанПин 2.1.3684-21.

Представитель административного ответчика - глава администрации сельского поселения «Полистовское» Бежаницкого района Псковской области Михайлов В.И. в судебном заседании с заявленными административными исковыми требованиями согласился, подтвердив выявленные природоохранной прокуратурой района нарушения по обустройству площадок для накопления твердых бытовых отходов. Заявленный в исковом заявлении срок для устранения нарушений считает разумным.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ст.4 Кодекса административного судопроизводства РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании ст.42 Конституции РФ и п.1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст.51 Федерального закона №7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

На основании ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с ч.3 ст.39 Федерального закона №52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст.22 Федерального закона №52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правила определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра (пункт 1).

Пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).

Пунктом 14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно положениям ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В силу ч.4 ст.14 этого же закона только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных ч.1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с положениями ч.1 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Пунктом 2 ст.8 вышеуказанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п.3 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Из материалов административного дела следует, что 14 декабря 2021 года заместителем Псковского природоохранного межрайонного прокурора вынесено решение №153 о проведении проверки в отношении сельского поселения «Полистовское» Бежаницкого района Псковской области на основании задания прокуратуры Псковской области с целью установления наличия или отсутствия в действиях поселения нарушений федерального законодательств в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В ходе проверки установлено, что на территории сельского поселения «Полистовское» контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов, расположенные по адресам: ..., в нарушение требований ч.1 ст.8 Федерального закона №89-ФЗ, не оборудованы ограждением по периметру, защищающим от воздействия атмосферных явлений, а также твердым (бетонным, асфальтовым) покрытием, что подтверждается актом проверки от 16 декабря 2021 года с фототаблицей к нему.

Из ответа администрации сельского поселения «Полистовское» №... от 21 декабря 2021 года следует, что работы по обустройству двух контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов были проведены в мае 2021 года по судебному решению; финансовые средства были выделены из областного бюджета; администрацией поселения планируются работы по обустройству контейнерных площадок на 2022 год при условии выделения денежных средств.

Постановлением администрации сельского поселения «Полистовское» №... от 09 апреля 2020 года утверждены реестр и схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, оборудованных на территории сельского поселения «Полистовское». Согласно данному реестру определены места расположения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а именно по адресам: ..., при этом указано, что используемое покрытие под площадкой на перекрестке ул.... и ул.... не оборудовано, а покрытием под площадкой по ул.... является железобетонная плита.

Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ и п.2 ст.1 Закона Псковской области от 10 декабря 2014 года №1464-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городского поселения» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов являются вопросами местного значения сельского поселения.

Во исполнение ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ и Закона Псковской области от 10 декабря 2014 года №1464-ОЗ в Уставе муниципального образования «Полистовское» указано, что к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Таким образом, областное законодательство относит решение вопросов санитарного законодательства к компетенции сельских поселений.

Разрешая заявленные административные исковые требования по существу, суд считает, что основанием к удовлетворению требований прокурора может быть наличие только двух условий в совокупности: оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону и права либо свободы неопределенного круга лиц были нарушены.

При этом, судом установлено и не оспаривается представителем административного ответчика, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенные напротив дома №... по ул.... и на перекрестке ул.... и ул.... п.... являются не оборудованными. Исходя из положений названных выше норм закона, в условиях нарушения администрацией сельского поселения «Полистовское» требований действующего законодательства, суд приходит к выводу, что несоблюдение органом местного самоуправления санитарных правил нарушает права неопределенного круга лиц - жителей сельского поселения и лиц, временно пребывающих в населенных пунктах данного сельского поселения, на благоприятную окружающую среду.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №3 утвержден СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), устанавливающий санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления, состоящих из твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

С учетом изложенного, уточненное административное исковое требование заместителя Псковского межрайонного природоохранного прокурора подлежит удовлетоврению.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ на суд возложена обязанность в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

С учетом всех обстоятельств дела, мнения представителя административного ответчика, суд считает, что испрашиваемый заместителем прокурора срок для устранения административным ответчиком допущенных нарушений, позволяющий ответчику совершить все необходимые действия для устранения нарушений закона и выполнения обязанностей, предусмотренных законом, является разумным и каких-либо оснований для его изменения не имеется.

Согласно ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.

При подаче административного искового заявления прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с подп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина, с учетом удовлетворения заявленных административных требований, с административного ответчика взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора, поданного в интересах сковского природоохранного межрайонного прокурора в защи неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения «Полистовское» Бежаницкого района Псковской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обустройству контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, удовлетворить.

Признать бездействие администрации сельского поселения «Полистовское» Бежаницкого района Псковской области по непринятию мер по обустройству контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: ... - незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения «Полистовское» Бежаницкого района Псковской области устранить допущенные нарушения требований законодательства, а именно в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать на территории сельского поселения «Полистовское» Бежаницкого района Псковской области по адресам: ..., контейнерные площадки накопления твердых коммунальных отходов, имеющие твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в соответствии с требованиями, предусмотренными п.3 СанПин 2.1.3684-21.

Обязать администрацию сельского поселения ««Полистовское» Бежаницкого района Псковской области сообщить об исполнении решения по административному делу в Бежаницкий районный суд Псковской области и заместителю Псковского природоохранного межрайонного прокурора в течение одного месяца со дня исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Бежаницкий районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме 31 января 2022 года.

...

...

Судья:                                                                                                Е.А.Понедельченко

2а-35/2022 (2а-380/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель Псковского межрайонного природоохранного прокурора
Ответчики
администрация сельского поселения "Полистовское"
Суд
Бежаницкий районный суд Псковской области
Судья
Понедельченко Елизавета Александровна
Дело на сайте суда
bezhanicky.psk.sudrf.ru
27.12.2021Регистрация административного искового заявления
27.12.2021Передача материалов судье
29.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2022Судебное заседание
31.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее