Дело № 3а-80/2021
10OS0000-01-2021-000104-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ22 апреля 2021 г. г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.
с участием представителя административного истца Хориной Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а- 80/2021 по административному иску Лаврушова А.С. об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен по тем основаниям, что Лаврушов А.С. является собственником помещения общей площадью (...) кв.м с кадастровым номером № и помещения общей площадью (...) кв.м с кадастровым номером № по адресу: (.....). По состоянию на ХХ.ХХ.ХХ кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером № определена в размере 10 123 517,74 руб., помещения с кадастровым номером № – в размере 32 827 717,72 руб. Указанные кадастровые стоимости являются архивными в связи с внесением ХХ.ХХ.ХХ в ЕГРН сведений об актуальной кадастровой стоимости помещений на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия № от ХХ.ХХ.ХХ. Административный истец полагает завышенной кадастровую стоимость помещений, определенную по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ, не соответствующей их рыночной стоимости, что влечет увеличение налоговых обязательств истца. Лаврушов А.С. просит пересмотреть архивную кадастровую стоимость помещений и установить ее по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ в размере рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке № от ХХ.ХХ.ХХ, выполненным независимым оценщиком ФИО1: помещения с кадастровым номером № – в размере 2651000 руб., помещения с кадастровым номером № – в размере 8396000 руб.
Административный ответчик - Правительство Республики Карелия - в отзыве на административное исковое заявление разрешение спора по существу оставило на усмотрение суда. Обращает внимание на то, что установление кадастровой стоимости равной рыночной, внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. При этом рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки, не может быть определена произвольно на произвольную дату. В случае несогласия с отчетом оценки административного истца заинтересованным лицом в назначении экспертизы должно быть муниципальное образование, поскольку установление кадастровой стоимости спорных объектов в размере их рыночной стоимости окажет влияние на поступление налогового дохода в бюджет муниципального образования.
Административный соответчик - Управление Росреестра по Республике Карелия - в отзыве на иску указал, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 29.01.2014 была определена в порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития РФ №113 от 18.03.2011 в результате проведения работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости в 2011-2012 гг. Оспариваемая кадастровая стоимость является архивной в связи с утверждением Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия приказом от 05.11.2019 №191 актуальной кадастровой стоимости вышеуказанных объектов. Разрешение спора по существу оставляют на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо - филиал ФГУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия» - в отзыве на иск разрешение спора по существу оставило на усмотрение суда.
Представитель административного истца адвокат Хорина Г.В. в судебном заседании поддержала доводы административного иска.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума) указано, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Судом установлено, что Лаврушов А.С. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером № площадью (...) кв.м, назначение – нежилое, наименование – (...), расположенного по адресу: (.....) объекта недвижимости с кадастровым номером № площадью (...) кв.м, назначение – нежилое, наименование- помещения, расположенные на (...), расположенного по адресу: (.....)
В силу главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации Лаврушов А.С. будучи собственником указанного имуществ, является плательщиком налога на имущество и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В силу Федерального закона от 03 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон №237-ФЗ) кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (ч.2 ст.3).
Применительно к вопросам имущественного налогообложения Конституционный Суд Российской Федерации указывал на предпочтительность применения для целей налогообложения именно кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости объекта недвижимости, перед кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки. При этом Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание на такое преимущество рыночной стоимости объекта недвижимости, как ее большая точность, позволяющая наиболее экономически обоснованно определить одну из основных экономических характеристик объекта недвижимости, по сравнению с государственной кадастровой оценкой, которая вместе с тем также не лишена экономических оснований (Постановление от 28 февраля 2019 г. № 13-П; определения от 03 июля 2014 г. № 1555-О, от 16 июля 2015 г. № 1769-О и № 1790-О, от 25 октября 2016 г. № 2207-О и др.).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости (пункт 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 508).
Массовые работы по государственной кадастровой оценке объектов капитального строительства Республики Карелия проводились в 2011-2012 годах. Результаты данных работ были утверждены Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2012 № 298-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия.
29.01.2014 в государственный кадастр недвижимости (ныне – ЕГРН) были внесены сведения о вышеуказанных помещениях, как ранее учтенных, в соответствии с Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России №1 от 11.01.2011.
При внесении указанных сведений по состоянию на 29.01.2014 помещению с кадастровым номером № была определена кадастровая стоимость в размере 10123517,74 руб. (сведения в ЕГРН внесены 12.08.2014), а помещению с кадастровым номером № – в размере 32827717,72 руб. (сведения в ЕГРН внесены 21.03.2017) в соответствии с Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 №113, путем умножения содержащегося в приложении №2 постановления Правительства Республики Карелия от 26.09.2012 №298-П среднего УПКС помещения соответствующего назначения (нежилое) -28081,88 руб. на площадь помещений.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 05.11.2019 № 191 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Карелия (за исключением земельных участков).
В настоящий момент сведения ЕГРН содержат актуальную кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером № в размере 2268622,90 руб., помещения с кадастровым номером № – 8865415,44 руб. Дата внесения сведений в ЕГРН – 31.01.2020, дата определения – 01.01.2019, дата начала применения кадастровой стоимости – 01.01.2020.
Тем самым, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость объектов недвижимости является архивной.
В п.14 Постановления Пленума Верховного разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть пересмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абз. 5 ст. 24.20 Закона).
Административный истец как собственник объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Карелия, является в силу главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком налога на имущество физических лиц, исчисляемого с 01.01.2017 исходя из его кадастровой стоимости (Закон Республики Карелия от 01 ноября 2016 года №2058-ЗРК «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Карелия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения»).
В соответствии с п. 15 ст. 378.2, п. 2 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ), в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Положения п.2.1 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают перерасчет сумм ранее исчисленного налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков - физических лиц за прошлый период, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. Положения п.7 ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.
Таким образом, поскольку на момент разрешения настоящего спора у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для прекращения производства по делу.
В ч.3 ст.245 КАС РФ закреплено, что административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из абз.2 п.8 Постановления Пленума также следует, что ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости. В то же время, абз.3 п.8 названного Постановления Пленума установлено, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
По смыслу указанных разъяснений, процессуальные ограничения срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости обусловлены только установленной Законом периодичностью проведения государственной кадастровой оценки.
Как указано выше, оспариваемые административным истцом результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости были внесены в государственный кадастр недвижимости 12.08.2014 и 21.03.2017, с настоящим иском Лаврушов А.С. обратился 29.03.2021, то есть в отношении объекта с кадастровым номером № - по истечении пяти лет со дня внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, в отношении объекта с кадастровым номером № – в установленный срок.
Между тем, следует отметить, что п.7 ст.4 Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ч.1 ст.24.12 Закона слова «и не реже чем один раз в течение пяти лет» были исключены.
Учитывая дату внесения в ЕГРН актуальных сведений о кадастровой стоимости спорных объектов, суд полагает, что срок для обращения административного истца в суд с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером № подлежит восстановлению.
В соответствии со ст. 11 Закона итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, соответствующий требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно ст. 12 Закона итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчетах, составленных по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № от ХХ.ХХ.ХХ, подготовленный независимым оценщиком ФИО1, согласно которому по состоянию на 29.01.2014 рыночная стоимость помещения с кадастровым номером № составляет 2651000 руб., с кадастровым номером № – 8396000 руб.
Частью 5 ст. 247 КАС РФ установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных ст.64 настоящего Кодекса. Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Мотивированных возражений по представленному административным истцом отчету об оценке административными ответчиками, заинтересованными лицами не заявлено.
Проанализировав отчет об оценке, представленный административным истцом, исходя из положений ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о его соответствии законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности, а определенную рыночную стоимость признает достоверной.
Отчет об оценке содержит подробное описание проведенных оценщиком исследований. В отчете указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи ее проведения, содержится информация, необходимая для достоверного определения стоимости объектов оценки, указаны источники информации. Выводы отчета мотивированы, изложены ясно, не допускают неоднозначного их толкования и не содержат противоречий.
При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.
Установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до 31 января 2020 года (дата внесения актуальных сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости в ЕГРН).
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Лаврушова А.С. удовлетворить.
Установить по состоянию на 29 января 2014 года кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № площадью (...) кв.м, назначение – нежилое, наименование – (...) расположенного по адресу: (.....) размере его рыночной стоимости, равной 2651000 руб. (два миллиона шестьсот пятьдесят одна тысяча рублей) на период с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, и до 31 января 2020 года.
Установить по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № площадью (...) кв.м, назначение – нежилое, наименование- помещения, расположенные (...), расположенного по адресу: (.....) размере его рыночной стоимости, равной 8396000 руб. (восемь миллионов триста девяносто шесть тысяч рублей) на период с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, и до 31 января 2020 года.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Е. Иванова
Мотивированное решение составлено 23.04.2021