Решение по делу № 33-5028/2018 от 16.04.2018

Судья Зубова Е.Н.

Дело № 33-5028

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Толстиковой М.А., судей Савельева А.А., Смирновой М.А. при секретаре Тотьмяниной Ю.А., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 21 мая 2018 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры Пермского края на решение Гайнского районного суда Пермского края от 26 февраля 2018 года, которым постановлено -

Исковые требования Лесникова Николая Даниловича удовлетворить частично.

Восстановить Лесникова Николая Даниловича в списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы с датой постановки на учет 14 января 2001 года по категории "работающие".

В остальной части заявленные исковые требования оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Смирновой М.А., пояснения истца Лесникова Н.Д., представителя третьего лица Сидоровой Д.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Лесников Н.Д. обратился в суд с иском к администрации Гайнского муниципального района об обязании восстановить в очереди на получение жилищной субсидии.

В обоснование заявленных требований указал, что он являлся участником программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, стоял в очереди с 14.07.1999 года в категории «работающие». При проверке учетного дела установлено, что он в период постановки на учет имел стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 13 лет 7 месяцев. 27.11.2017 года решением комиссии администрации Гайнского муниципального района он исключен из списков граждан-участников указанной подпрограммы. С данным решением он не согласен. Просит суд восстановить его в списках участников подпрограммы на получение жилищной субсидии с момента возникновения права, т. е. с 14.07.1999 года.

В судебном заседании Лесников Н.Д. на исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчика администрации Гайнского муниципального района полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Третье лицо Министерство строительства и архитектуры Пермского края в судебное заседание не явилось, представило письменные возражения.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Министерство строительства и архитектуры Пермского края, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Судом не учтено, что право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения возникает при наличии совокупности установленных законом требований и носит заявительный характер. Начало реализации указанного права совпадает с подачей гражданином соответствующего заявления и подтверждающих документов. Лесников Н.Д. на момент подачи заявления знал о предъявляемых требованиях, в заблуждение его не вводили, при этом предоставил при подаче заявления ложные данные. Лесников Н.Д. 24.01.2001 года соответствующее заявление и документы не подавал.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица доводы апелляционной жалобы поддержал.

Истец просил в удовлетворении жалобы отказать.

Ответчик администрация Гайнского муниципального района в судебное заседание не явилась, были извещена о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст. 327, 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика.

Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), нашла, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлены условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.

Согласно ст. 1 указанного закона жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Лесников Н.Д. с 28.10.1985 года и по настоящее время зарегистрирован и проживает на территории Гайнского района в пос. Усть-Черная. С 14 июля 1999 года Лесников Н.Д. состоял в администрации Гайнского района на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В ходе инвентаризации учетного дела Лесникова Н.Д. комиссией по жилищным вопросам администрации Гайнского муниципального района Пермского края (протокол № 101 от 27.11.2017 года) принято решение об исключении Лесникова Н.Д. из списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, на первоначальную дату постановки заявитель Лесников Н.Д. стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составлял 13 лет 7 месяцев. Основания снятия с учета, предусмотренные Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, в протоколе жилищной комиссии не указаны.

Рассмотрев указанный спор, суд первой инстанции не согласился с решением комиссией по жилищным вопросам Администрации Гайнского муниципального района № 101 от 27.11.2017 года, мотивировав свои выводы тем, что исключение Лесникова Н.Д. из списка в настоящее время по истечении более десяти лет не может быть признано обоснованным, поскольку принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере. Также суд правомерно учел, что в 1999 году истец был введен в заблуждение относительно наличия права на получение жилищной субсидии, в течение длительного времени органы власти ошибочно признавали право истца на получение жилищной субсидии, что исключало для него необходимость обращения с заявлением в период возникновения соответствующего права., в результате по вине должностных лиц органов местного самоуправления он лишился возможности при достаточности необходимого северного стажа своевременно встать на учет. Право Лесникова Н.Д. на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ возникло 14 января 2001 года, следовательно, он подлежит восстановлению в очереди на выделение субсидии с момента возникновения у него фактического права на включение в данную очередь.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, изложенными в решении, считая их основанными на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательствах и нормах материального и процессуального права. Законных оснований для переоценки вывода суда у судебной коллегии не имеется.

В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Согласно преамбуле вышеназванного Федерального закона, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., в соответствии с нормами этого Федерального закона.

Абзац первый статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ закрепляет право на получение жилищных субсидий за гражданами, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получавших субсидий на эти цели.

В силу положений статей 3 и 4 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту жительства таких граждан. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879 (далее - Положение).

Пунктами 2, 3 и 4 указанного Положения предусматривается, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые, в свою очередь, к работе по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, могут привлекать общественные жилищные комиссии.

Согласно п. 8 Положения регистрация и учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.

В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно пункту 20 Положения в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, гражданам предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.

В выписке из протокола заседания комиссии по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей администрации Гайнского муниципального района № 101 от 27.11.2017г. не указаны основания, по которым Лесников Н.Д. снят с учета. Оснований, перечисленных в п. 21 Положения, при которых граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, судом первой инстанции не установлено.

14.07.1999 года Лесниковым Н.Д. в уполномоченный орган предоставлены все необходимые документы для постановке на его учет для получения жилищной субсидии, в том числе трудовая книжка, подтверждающая стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Проверка предоставленных документов и оценка содержащихся в них информации в силу пунктов 2, 3 и 4 указанного Положения производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законодатель, наделяя органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации функциями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, одновременно возлагает на эти органы обязанность по соблюдению установленного порядка регистрации и учета указанной категории граждан. При этом несоблюдение должностными лицами процедуры постановки на учет при наличии у гражданина права на получение данной социальной выплаты, само по себе не может служить основанием для его снятия с учета на получение такой выплаты.

Из анализа изложенных правовых норм следует, что федеральный законодатель установил право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выехавших из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г. на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии, и закрепил в качестве условий его возникновения наряду с иными условиями - отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость в улучшении жилищных условий. Сам факт постановки органом местного самоуправления гражданина на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на получение единовременной социальной выплаты с соблюдением очередности по дате подачи соответствующего заявления.

Факт официального закрепление права Лесникова Н.Д. на получение жилищной субсидии администрация Гайнского муниципального района Пермского края и Министерство строительства и архитектуры Пермского края с 14.07.1999 года не оспаривался до 27.11.2017 года, тем самым ответчик и третье лицо подтверждали наличие у истца всех необходимых условий, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», по состоянию на указанную дату.

Других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей истец не имеет, нуждаемость Лесникова Н.Д. в улучшении жилищных условий подтверждается материалами дела и ответчиком, третьим лицом не оспаривается. Истец с 1985 года постоянно по настоящее время проживает в пос. Усть-Черная Гайнского района Пермского края, который отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Судебная коллегия считает, что сам по себе факт нарушения администрацией процедуры постановки на учет гражданина не свидетельствует об отсутствии у лица права на нахождение на учете и не является основанием для снятия его с учета на получение социальной выплаты. Подобное ненадлежащее исполнение должностными лицами администрации должностных обязанностей при постановке на учет и снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат, нарушает права таких граждан, добросовестно исполнявших все возложенные законом обязанности по перерегистрации.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают законность постановленного по делу решения, поскольку по существу сводятся к иной оценке исследованных судом доказательств и неверном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Гайнского районного суда Пермского края от 26 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Пермского края - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-5028/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Лесников Николай Данилович
Ответчики
Администрация Гайнского района
Другие
Министерство строительства и архитектуры Пермского края
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Выдрина Юлия Глебовна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее