УИД 11RS0№...-48 Дело №...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Машкалевой О.А.
при секретаре Ухановой М.С.,
с участием:
представителя ответчика Бобровой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
9 декабря 2020 г. гражданское дело по исковому заявлению Рождественской Светланы Вячеславовны к ООО «КДЛ «МедТест» о взыскании денежной компенсации за задержку выплат заработной платы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Рождественская С.В. обратилась в суд с иском к ООО «КДЛ «МедТест» о взыскании компенсации за задержку выплат с индексацией в размере 23525,59 рублей, компенсации морального вреда в размере 20000 рублей, в обоснование указав, что работала у ответчика, 29.04.2019 была уволена. В июле 2020 г. обратилась к ответчику с заявлением о получении справки 2НДФЛ. После получения справки узнала, что при увольнении заработная плата ей была выплачена не в полном объеме. После ее обращения задолженность ответчиком была погашена. Однако компенсацию за задержку выплат ответчик отказал выплачивать.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Государственная инспекция труда в Республике Коми.
В судебном заседании представитель ответчика с требованиями не согласилась, заявив о пропуске срока обращения истца в суд.
Истец и представитель третьего лица в судебном заседании отсутствуют, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело без их участия.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В свою очередь, в соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные Трудовым Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами.
В силу ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Согласно ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Установлено, что истец состояла с ООО «РБС» (после переименования ООО «КДЛ «МедТест») в трудовых отношениях в должности заместителя директора. ** ** ** истец уволена с работы по собственному желанию.
Согласно расчетному листку истцу в апреле 2019 г. начислено 121470,66 рублей, к выплате положено за вычетом НДФЛ 105679,66 рублей.
** ** ** истцу была перечислена заработная плата в сумме 758,65 рублей. Задолженность за предприятием составила 104921,01 рублей.
** ** ** представитель Рождественской С.В. – Тарабукин В.И. обратился в ООО КДЛ «МедТест» с заявлением о выдаче трудовой книжки, справки о среднем заработке, расчетных листков, справок 2НДФЛ. Данные документы были получены истцом.
** ** ** представитель Рождественской С.В. – Тарабукин В.И. обратился в ООО КДЛ «МедТест» с заявлением о выплате задолженности по заработной плате.
** ** ** ООО КДЛ «МедТест» перечислило на счет истца заработную плату в сумме 104921,01 рублей.
Так как ответчик несвоевременно произвел выплату заработной платы при увольнении, истец обратилась в суд с настоящим иском о взыскании компенсации за задержку выплат и индексации.
Не соглашаясь с требованиями истца, представитель указывает, что истцом пропущен срок для обращения в суд.
В ч. 2 ст. 392 ТК РФ предусмотрено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных чч. 1, 2 и 3 ст. 392 ТК РФ, они могут быть восстановлены судом (ч. 4 ст. 392 ТК РФ).
В абзаце пятом п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Разъяснения по вопросам пропуска работником срока на обращение в суд содержатся в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2018 № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям».
Так Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.05.2018 № 15 разъяснил следующее: Судам необходимо учитывать, что при пропуске работником срока, установленного ст. 392 ТК РФ, о применении которого заявлено ответчиком, такой срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин (ч. 4 ст. 392 ТК РФ). В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п.
К уважительным причинам пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть также отнесено и обращение работника с нарушением правил подсудности в другой суд, если первоначальное заявление по названному спору было подано этим работником в установленный ст. 392 ТК РФ срок.
Обратить внимание судов на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Например, об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.
Обстоятельства, касающиеся причин пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и их оценка судом должны быть отражены в решении.
Из норм трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что работникам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен в судебном порядке. Перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Приведенный в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.
Как указывает истец, она узнала о задолженности по выплате заработной платы, когда получила по ее письменному заявлению расчетные листки, то есть 17.07.2020.
Доказательств тому, что истцу был вручен расчетный листок в день увольнения, ответчиком суду не представлено. Вместе с тем, ответчиком и не оспаривается тот факт, что истцу не выдавался в день увольнения расчетный листок.
В связи с этим, о нарушении своих трудовых прав истец узнала только 17.07.2020.
Далее истец предпринимала в досудебном порядке урегулировать спор.
В суд с иском истец обратилась 02.10.2020.
Учитывая данные обстоятельства, а также принимая во внимание, что истец узнала о нарушении трудовых прав 17.07.2020, также учитывая, что истец является инвалидом первой группы, задолженность по заработной плате ответчиком добровольно погашена 21.07.2020, суд приходит к выводу, что истцом не пропущен срок для обращения в суд за взысканием компенсации за задержку выплат.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Компенсация за задержку выплат составит 20346,96 рублей:
- 105679,66 рублей х 7,75% / 150 х 16 дн. = 873,62 рублей;
- 104921,01 рублей х 7,75% / 150 х 32 дн. = 1734,70 рублей;
- 104921,01 рублей х 7,5% / 150 х 42 дн. = 2203,34 рублей;
- 104921,01 рублей х 7,25% / 150 х 42 дн. = 2129,90 рублей;
- 104921,01 рублей х 7% / 150 х 49 дн. = 2399,19 рублей;
- 104921,01 рублей х 6,5% / 150 х 49 дн. = 2227,82 рублей;
- 104921,01 рублей х 6,25% / 150 х 56 дн. = 2448,16 рублей;
- 104921,01 рублей х 6% / 150 х 77 дн. = 3231,56 рублей;
- 104921,01 рублей х 5,5% / 150 х 56 дн. = 2154,38 рублей;
- 104921,01 рублей х 4,5% / 150 х 30 дн. = 944,29 рублей.
Истец просит взыскать компенсацию за задержку выплат в размере 19926,11 рублей.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за задержку выплат в пределах заявленных требований 19926,11 рублей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», начисление процентов в связи с несвоевременной выплатой заработной платы не исключает права работника на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов, поскольку такая индексация является не самостоятельной мерой ответственности работодателя, а механизмом восстановления покупательной способности денег, своевременно не полученных работником.
Принимая во внимание индексы Госкомстата Республики Коми, поскольку они более реально отражают инфляционные процессы в регионе, размер индексации составит 7240,29 рублей:
- за май 2019 г. – 153,40 рублей (105679,66 рублей х 0,3% / 31 х 15);
- за май 2019 г. - 162,46 рублей (104921,01 рублей х 0,3% / 31 х 16);
- за июнь 2019 г. - 419,29 рублей (104921,01 рублей х 0,4%);
- за июль 2019 г. - 524,61 рублей (104921,01 рублей х 0,5%);
- за август 2019 г. – 0 рублей;
- за сентябрь 2019 г. – 0 рублей;
- за октябрь 2019 г. – 0 рублей;
- за ноябрь 2019 г. - 314,77 рублей (104921,01 рублей х 0,3%);
- за декабрь 2019 г. – 734,45 рублей (104921,01 рублей х 0,7%);
- за январь 2020 г. - 1993,50 рублей (104921,01 рублей х 1,9%);
- за февраль 2020 г. - 839,37 рублей (104921,01 рублей х 0,8%);
- за март 2020 г. - 209,85 рублей (104921,01 рублей х 0,2%);
- за апрель 2020 г. - 839,37 рублей (104921,01 рублей х 0,8%);
- за май 2020 г. - 734,45 рублей (104921,01 рублей х 0,7%);
- за июнь 2020 г. – 314,77 рублей (104921,01 рублей х 0,3%).
Истец просит взыскать индексацию в размере 3599,48 рублей.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию индексация в пределах заявленных требований 3599,48 рублей.
Доводы стороны ответчика, что истцу подлежит компенсация за задержку выплат за период с 30.04.2019 по 10.09.2019, так как в адрес истца 11.09.2019 направлялось уведомление о получении трудовой книжки и окончательного расчета, судом во внимание не принимается.
Как установлено, заработная плата истца перечислялась на ее счет в банке. В связи с этим, окончательный расчет при увольнении также должен быть произведен путем перечисления денежных средств на счет истца в банке, что ответчиком не было сделано.
То обстоятельство, что истцу направлялось уведомление о получении трудовой книжки и окончательного расчета, не освобождает ответчика от ответственности своевременно произвести окончательный расчет. В данном случае указанным уведомлением ответчик освобождается лишь от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки в соответствии со ст. 84.1 ТК РФ.
В силу статьи 21 ТК РФ имеет право на компенсацию морального вреда, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
На основании ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
При определении размера компенсации, подлежащего взысканию с ответчика в счет компенсации морального вреда, причиненного истцу, суд учитывает обстоятельства дела, степень вины работодателя, объем и характер нравственных страданий истца, период нарушения трудовых прав, а также то обстоятельство, что истец является инвалидом первой группы, и полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 15000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Рождественской Светланы Вячеславовны удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «КДЛ «МедТест» в пользу Рождественской Светланы Вячеславовны компенсацию за задержку выплат в размере 19926 (девятнадцать тысяч девятьсот двадцать шесть) рублей 11 копеек, индексацию в размере 3599 (три тысячи пятьсот девяносто девять) рублей 48 копеек, компенсацию морального вреда в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части требований Рождественской Светланы Вячеславовны к ООО «КДЛ «МедТест» о компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья О.А. Машкалева
Мотивированное решение вынесено 11.12.2020