Решение по делу № 33-2398/2023 от 07.08.2023

Судья Кондратова О.Ю. Дело № 2-1612/2023

№ 33-2398/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Ушаковой И.Г.,

судей Булатова П.Г., Резепиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Шариповой Г.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 29 августа 2023 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кургана в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу «Курганская генерирующая компания» о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности топливно-энергетического комплекса,

по апелляционной жалобе Публичного акционерного общества «Курганская генерирующая компания» на решение Курганского городского суда Курганской области от 14 февраля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Резепиной Е.С. об обстоятельствах дела, пояснения представителя процессуального истца Брюхова Р.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор города Кургана обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Публичному акционерному обществу «Курганская генерирующая компания» (далее - ПАО «Курганская генерирующая компания») о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности топливно-энергетического комплекса.

В обоснование исковых требований истцом указывалось, что прокуратурой города Кургана с привлечением сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области проведена проверка соблюдения требований антитеррористической защищенности на объекте топливно-энергетического комплекса Курганская ТЭЦ, принадлежащего ПАО «Курганская генерирующая компания», по результатам которой выявлены нарушения законов.

Распоряжением Губернатора Курганской области от 3 августа 2017 г. № 260-р «Об утверждении перечня расположенных на территории Курганской области объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию» Курганская ТЭЦ, принадлежащая ПАО «Курганская генерирующая компания», включена в указанный перечень.

Вместе с тем, в ходе проведения проверки выявлен ряд нарушений требований антитеррористической защищенности Курганской ТЭЦ.

Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458 (далее – Правила № 458). Так, основное ограждение периметра объекта Курганская ТЭЦ, где есть возможность подкопа, не оборудовано дополнительным нижним ограждением с заглублением не менее 0,5 м, что нарушает пункт 83 главы IV Правил № 458.

Кроме того, в нарушение пунктов 71, 104 и 105 главы IV Правил № 458 периметр объекта не оборудован запретной зоной и предупредительными знаками.

Также установлено, что рядом с постом охраны на объекте Курганская ТЭЦ оборудованы ворота для железнодорожного транспорта. Каркас данных ворот выполнен из металлической трубы диаметром 50 мм и толщиной 3 мм, по диагонали сварены металлическим прутком. Заполнение ворот выполнено из листового металла толщиной 2 мм. Вместе с тем, в нарушение пункта 61 главы IV Правил № 458 под воротами имеется возможность для проникновения на объект топливно-энергетического комплекса.

Для технических нужд Курганской ТЭЦ из озера Орлово осуществляется забор воды при помощи 2-х гидротехнических сооружений, являющихся неотъемлемой частью указанного объекта топливно-энергетического комплекса. Насосы водозабора оборудованы в кирпичных зданиях, расположенных на берегу озера. Проверкой выявлено, что на указанных гидротехнических сооружениях основное ограждение не соответствует требованиям пунктов 72, 73 главы IV Правил № 458, а также вопреки положениям пунктов 82, 83 Правил № 458 на объекте отсутствует дополнительное ограждение (верхнее и нижнее). Наряду с этим гидротехнические сооружения не оборудованы средствами пожарной сигнализации, охранной телевизионной системой, что нарушает пункт 177, подпункт «а» пункта 232 главы IV Правил № 458.

Помимо этого, в нарушение подпункта «а» пункта 232 главы IV Правил № 458 телевизионной охранной системой охвачен не весь периметр Курганской ТЭЦ.

Количество фонарей на объекте, а также на гидротехнических сооружениях не обеспечивает необходимые условия видимости основного ограждения объекта по всему периметру, что не соответствует требованиям пункта 247 главы IV Правил.

Изложенные обстоятельства противоречат принципам обеспечения антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, свидетельствуют о непринятии надлежащих мер с целью предупреждения терроризма на указанном объекте, что создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, способных привести к необратимым последствиям, в том числе к приостановлению деятельности теплоэлектроцентрали.

Учитывая, что постановлением Администрации города Кургана от 17 сентября 2013 года № 6917 в качестве единой теплоснабжающей организации на территории городского округа города Кургана определено ПАО «Курганская генерирующая компания», осуществляющее деятельность на Курганской ТЭЦ, негативные последствия, возникновение которых возможно в связи с необеспечением антитеррористической защищенности объекта, влекут нарушение прав неопределенного круга потребителей тепловой энергии.

Кроме того, под угрозу ставится здоровье и жизнь работников объекта топливно-энергетического комплекса.

Ранее нарушения требований антитеррористической защищенности на Курганской ТЭЦ выявлялись сотрудниками Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области в ходе плановой проверки в августе 2021 года, по результатам чего ПАО «Курганская генерирующая компания» выдано соответствующее предписание. При проведении внеплановой проверки сотрудниками Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области в сентябре 2022 года выявлено, что нарушения не устранены.

Нарушения требований антитеррористической защищенности на Курганской ТЭЦ подтвердились и в ходе текущей проверки, проведенной в рамках прокурорского надзора за исполнением требований федерального законодательства, в связи с чем, в настоящее время имеется необходимость возложить на ПАО «Курганская генерирующая компания» обязанность по устранению выявленных нарушений в судебном порядке.

С учетом измененных исковых заявлений в редакции от 13 февраля 2023 года, прокурор города Кургана просил суд обязать ПАО «Курганская генерирующая компания» устранить нарушения требований антитеррористической защищенности на объекте топливно-энергетического комплекса Курганская ТЭЦ, расположенном по адресу: пр. Конституции, д. 29А, г. Курган, Курганская область, а именно:

- оборудовать дополнительным нижним ограждением с заглублением не менее 0,5 м основное ограждение периметра объекта Курганская ТЭЦ, где есть возможность подкопа, за исключением мест, где установлена противоподкопная решетка или основное ограждение имеет бетонное основание;

- оборудовать периметр объекта Курганская ТЭЦ запретной зоной и предупредительными знаками;

- оборудовать основное ограждение на двух гидротехнических сооружениях, расположенных около озера Орлово и являющихся неотделимой частью объекта Курганская ТЭЦ, в соответствии с требованиями пунктов 72, 73 главы IV Постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458;

- оборудовать дополнительное ограждение (верхнее и нижнее) на двух гидротехнических сооружениях, расположенных около озера Орлово и являющихся неотделимой частью объекта Курганская ТЭЦ;

- оборудовать средствами пожарной сигнализации, охранной телевизионной системой два гидротехнических сооружения, расположенных около озера Орлово и являющихся неотделимой частью объекта Курганская ТЭЦ;

- обеспечить возможность охвата всего периметра объекта Курганская ТЭЦ телевизионной охранной системой;

- обеспечить условия видимости основного ограждения объекта Курганская ТЭЦ по всему периметру посредством установления необходимого количества фонарей;

- обеспечить условия видимости основного ограждения двух гидротехнических сооружений, расположенных около озера Орлово и являющихся неотделимой частью объекта Курганская ТЭЦ, по всему периметру посредством установления необходимого количества фонарей.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора города Кургана Шведкина О.В. поддержала доводы иска и требования измененного искового заявления в полном объеме.

Представитель ответчика ПАО «Курганская генерирующая компания» по доверенности Васильева И.Г. с исковыми требованиями не согласилась по доводам письменных возражений на исковое заявление.

Представитель третьего лица Управления Росгвардии по Курганской области по доверенности Сампоев К.С. в судебном заседании поддержал требования прокурора города Кургана.

Курганским городским судом Курганской области 14 февраля 2023 г. было вынесено решение об удовлетворении заявленных требований прокурора города Кургана в полном объеме.

Не согласившись с решением, ПАО «Курганская генерирующая компания» обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.

В обоснование жалобы указано, что ПАО «Курганская генерирующая компания» проводит комплекс мероприятий в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса – Курганской ТЭЦ, что свидетельствует об отсутствии на объекте случаев возникновения чрезвычайных ситуаций. Кроме того, указывает, что судом не учтено, что исполнение возложенных обязанностей противоречит целям, задачам и принципам обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, установленных статьями 3, 4 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» в части предупреждения угроз совершения актов незаконного вмешательства, поскольку работы по расчистке территории с целью реализации мероприятия по оборудованию нижнего дополнительного ограждения в виде сварной решетки могут «облегчить» имеющийся рельеф и грунты, что приведет к потере прочности основания периметрального ограждения.

В письменных возражениях прокурор города Кургана просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу ПАО «Курганская генерирующая компания» - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель процессуального истца прокурор Брюхов Р.А. против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.

С учетом мнения представителя истца, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке, предусмотренном ст. ст. 167, 327, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) и в пределах доводов апелляционной жалобы.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, установлены Федеральным законом от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности топливно-энергетического комплекса» (далее - Федеральный закон № 256-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 256-ФЗ одним из принципов обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса является обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

На основании статьи 9 Федерального закона № 256-ФЗ система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.

Антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта. Субъекты топливно-энергетического комплекса -физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса, а также хозяйственные общества, по отношению к которым указанные юридические лица являются дочерними обществами (пункты 2, 13 статьи 2 Федерального закона № 256-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона № 256-ФЗ обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса.

В силу части 1 статьи 7 Федерального закона № 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, которым присвоена категория опасности, обязаны соблюдать установленные Правительством Российской Федерации требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности.

В силу части 2 статьи 12 данного Федерального закона субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона № 256-ФЗ соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.

Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов), а также за счет иных субъектов топливно-энергетического комплекса (часть 1 статьи 16 Федерального закона № 256-ФЗ).

Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 256-ФЗ установлено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

В целях реализации положений названного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458, утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее-Правила) по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которыми предусмотрены соответствующие требования в зависимости от установленной категории опасности объектов.

В соответствии с пунктом 1 данные Правила устанавливают требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации в зависимости от установленной категории опасности объектов.

Установлено, что Распоряжением Губернатора Курганской области от 3 августа 2017 г. № 260-р «Об утверждении перечня расположенных на территории Курганской области объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию» Курганская ТЭЦ, принадлежащая ПАО «Курганская генерирующая компания», включена в указанный перечень.

Из материалов дела следует, что по поручению прокурора города Кургана 2 ноября 2022 г. с участием инспектора по особым поручениям отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Курганской области – Куркина Е.А. и помощника прокурора г. Кургана – Брюхова Р.А. проведена проверка состояния антитеррористической защищенности Курганской ТЭЦ по адресу: Курганская область, г. Курган, пр. Конституции, д. 29А, по результатам которой составлен акт.

В Акте проверки от 2 ноября 2022 г. отражена общая характеристика объекта ТЭК: общая площадь 46 га, периметр – 4450,00 м, на территории расположено 90 зданий, из них 12 складов. Режим работы объекта круглосуточный. Доступ ограничен на газораспределительный пункт и здание электролизерной.

Из содержания указанного Акта проверки следует, что основное ограждение периметра объекта, где есть возможность подкопа, не оборудовано дополнительным нижним ограждением с заглублением не менее 0,5 м (пункт 83 главы IV Правил). Периметр объекта не оборудован запретной зоной и предупредительными знаками (пункты 71, 104 и 105 главы IV Правил).

Рядом с постом охраны № 9 оборудованы ворота для железнодорожного транспорта. Каркас данных ворот выполнен из металлической трубы диаметром 50 мм и толщиной 3 мм, по диагонали сварены металлическим прутом. Заполнение ворот выполнено из листового металла толщиной 2 мм, при этом под воротами имеется возможность для проникновения на объект (пункт 61 главы IV Правил). На территории объекта оборудовано еще 5 аналогичных ворот для железнодорожного транспорта.

В Акте проверки также содержится указание на наличие 2-х гидротехнических сооружений, с помощью которых из озера Орлово осуществляется забор воды для технических нужд объекта. Вместе с тем, основное ограждение на гидравлических сооружениях не соответствует требованиям пунктов 73, 76, 82, 83 главы IV Правил, поскольку отсутствует дополнительное ограждение (верхнее и нижнее). Кроме того, в нарушение пункта 117 главы IV Правил, гидротехнические сооружения не оборудованы средствами охранной сигнализации.

Помимо прочего, в нарушение пункта «а» пункта 232 главы IV Правил не весь периметр Курганской ТЭЦ охвачен охранной телевизионной системой. Гидротехнические сооружения также не оборудованы охранной телевизионной системой.

Кроме того, согласно акту выявлены нарушения пункта 247 главы IV Правил, поскольку количество фонарей на объекте, а также на гидротехнических сооружениях не обеспечивает необходимые условия видимости основного ограждения объекта по всему периметру.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения плановой проверки ПАО «Курганская генерирующая компания» в августе 2021 года сотрудниками Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области выявлены нарушения требований антитеррористической защищенности на Курганской ТЭЦ, в связи с чем, в адрес ПАО «Курганская генерирующая компания» выдано соответствующее предписание об устранении выявленных нарушений № 648/9-2077, однако, по состоянию на сентябрь 2022 года предписание не исполнено, выявленные нарушения устранены не были.

Как усматривается из материалов дела, заявленные ПАО «Курганская генерирующая компания» требования о признании недействительными пунктов 1 и 3 указанного предписания от 13.08.2021 № 648/9-2077 об устранении выявленных нарушений оставлены без удовлетворения.

В рамках рассмотрения дела в суде первой инстанции сторонами проведен осмотр состояния защищенности железнодорожных ворот, в ходе которого установлено, что под воротами отсутствует возможность для проникновения на объект.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458, пришел к выводу о том, что на ответчике лежит обязанность по исполнению требований указанных законов путем обеспечения защиты вышеуказанных объектов.

Оценивая выводы суда первой инстанции по существу спора, судебная коллегия находит их основанными на правильном применении норм материального права и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека на личную безопасность.

При проведении проверки прокуратурой города Кургана были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих ПАО «Курганская генерирующая компания».

Выявленные прокурором нарушения существенно снижают антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетической системы, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком требований Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458, в связи с чем, заявленные прокурором требования являются обоснованными, и суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетической системы.

При этом судебная коллегия отмечает социальную значимость объектов топливно-энергетического комплекса, а также возможные негативные последствия неисполнения мер по обеспечению надлежащей антитеррористической защищенности объектов.

Доводы апелляционной жалобы о том, что бездействие со стороны ответчика отсутствовало, обществом предприняты меры на исполнение обязанности по соблюдению законодательства, судебная коллегия отклоняет, поскольку наличие выявленных нарушений на объектах топливно-энергетического комплекса: Курганская ТЭЦ и 2-х гидротехнических сооружений, расположенных в районе озера Орлово, подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств и стороной ответчика не оспорено.

Утверждение стороны ответчика о том, что исполнение возложенной обязанности по оборудованию дополнительным нижним ограждением с заглублением не менее 0,5 м основного ограждения периметра объекта Курганская ТЭЦ, где есть возможность подкопа, за исключением мест, где установлена противоподкопная решетка или основное ограждение имеет бетонное основание, противоречит целям, задачам и принципам обеспечения безопасности объекта, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку является надуманным и субъективным, конкретных фактов того, что при выполнении указанных мероприятий облегчается доступ потенциальных нарушителей материалы дела не содержат.

Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебном акте и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.

Решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Курганского городского суда Курганской области от 14 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Публичного акционерного общества «Курганская генерирующая компания» – без удовлетворения.

Судья - председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 сентября 2023 г.

Судья Кондратова О.Ю. Дело № 2-1612/2023

№ 33-2398/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Ушаковой И.Г.,

судей Булатова П.Г., Резепиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Шариповой Г.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 29 августа 2023 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кургана в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу «Курганская генерирующая компания» о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности топливно-энергетического комплекса,

по апелляционной жалобе Публичного акционерного общества «Курганская генерирующая компания» на решение Курганского городского суда Курганской области от 14 февраля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Резепиной Е.С. об обстоятельствах дела, пояснения представителя процессуального истца Брюхова Р.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор города Кургана обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Публичному акционерному обществу «Курганская генерирующая компания» (далее - ПАО «Курганская генерирующая компания») о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности топливно-энергетического комплекса.

В обоснование исковых требований истцом указывалось, что прокуратурой города Кургана с привлечением сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области проведена проверка соблюдения требований антитеррористической защищенности на объекте топливно-энергетического комплекса Курганская ТЭЦ, принадлежащего ПАО «Курганская генерирующая компания», по результатам которой выявлены нарушения законов.

Распоряжением Губернатора Курганской области от 3 августа 2017 г. № 260-р «Об утверждении перечня расположенных на территории Курганской области объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию» Курганская ТЭЦ, принадлежащая ПАО «Курганская генерирующая компания», включена в указанный перечень.

Вместе с тем, в ходе проведения проверки выявлен ряд нарушений требований антитеррористической защищенности Курганской ТЭЦ.

Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458 (далее – Правила № 458). Так, основное ограждение периметра объекта Курганская ТЭЦ, где есть возможность подкопа, не оборудовано дополнительным нижним ограждением с заглублением не менее 0,5 м, что нарушает пункт 83 главы IV Правил № 458.

Кроме того, в нарушение пунктов 71, 104 и 105 главы IV Правил № 458 периметр объекта не оборудован запретной зоной и предупредительными знаками.

Также установлено, что рядом с постом охраны на объекте Курганская ТЭЦ оборудованы ворота для железнодорожного транспорта. Каркас данных ворот выполнен из металлической трубы диаметром 50 мм и толщиной 3 мм, по диагонали сварены металлическим прутком. Заполнение ворот выполнено из листового металла толщиной 2 мм. Вместе с тем, в нарушение пункта 61 главы IV Правил № 458 под воротами имеется возможность для проникновения на объект топливно-энергетического комплекса.

Для технических нужд Курганской ТЭЦ из озера Орлово осуществляется забор воды при помощи 2-х гидротехнических сооружений, являющихся неотъемлемой частью указанного объекта топливно-энергетического комплекса. Насосы водозабора оборудованы в кирпичных зданиях, расположенных на берегу озера. Проверкой выявлено, что на указанных гидротехнических сооружениях основное ограждение не соответствует требованиям пунктов 72, 73 главы IV Правил № 458, а также вопреки положениям пунктов 82, 83 Правил № 458 на объекте отсутствует дополнительное ограждение (верхнее и нижнее). Наряду с этим гидротехнические сооружения не оборудованы средствами пожарной сигнализации, охранной телевизионной системой, что нарушает пункт 177, подпункт «а» пункта 232 главы IV Правил № 458.

Помимо этого, в нарушение подпункта «а» пункта 232 главы IV Правил № 458 телевизионной охранной системой охвачен не весь периметр Курганской ТЭЦ.

Количество фонарей на объекте, а также на гидротехнических сооружениях не обеспечивает необходимые условия видимости основного ограждения объекта по всему периметру, что не соответствует требованиям пункта 247 главы IV Правил.

Изложенные обстоятельства противоречат принципам обеспечения антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, свидетельствуют о непринятии надлежащих мер с целью предупреждения терроризма на указанном объекте, что создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, способных привести к необратимым последствиям, в том числе к приостановлению деятельности теплоэлектроцентрали.

Учитывая, что постановлением Администрации города Кургана от 17 сентября 2013 года № 6917 в качестве единой теплоснабжающей организации на территории городского округа города Кургана определено ПАО «Курганская генерирующая компания», осуществляющее деятельность на Курганской ТЭЦ, негативные последствия, возникновение которых возможно в связи с необеспечением антитеррористической защищенности объекта, влекут нарушение прав неопределенного круга потребителей тепловой энергии.

Кроме того, под угрозу ставится здоровье и жизнь работников объекта топливно-энергетического комплекса.

Ранее нарушения требований антитеррористической защищенности на Курганской ТЭЦ выявлялись сотрудниками Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области в ходе плановой проверки в августе 2021 года, по результатам чего ПАО «Курганская генерирующая компания» выдано соответствующее предписание. При проведении внеплановой проверки сотрудниками Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области в сентябре 2022 года выявлено, что нарушения не устранены.

Нарушения требований антитеррористической защищенности на Курганской ТЭЦ подтвердились и в ходе текущей проверки, проведенной в рамках прокурорского надзора за исполнением требований федерального законодательства, в связи с чем, в настоящее время имеется необходимость возложить на ПАО «Курганская генерирующая компания» обязанность по устранению выявленных нарушений в судебном порядке.

С учетом измененных исковых заявлений в редакции от 13 февраля 2023 года, прокурор города Кургана просил суд обязать ПАО «Курганская генерирующая компания» устранить нарушения требований антитеррористической защищенности на объекте топливно-энергетического комплекса Курганская ТЭЦ, расположенном по адресу: пр. Конституции, д. 29А, г. Курган, Курганская область, а именно:

- оборудовать дополнительным нижним ограждением с заглублением не менее 0,5 м основное ограждение периметра объекта Курганская ТЭЦ, где есть возможность подкопа, за исключением мест, где установлена противоподкопная решетка или основное ограждение имеет бетонное основание;

- оборудовать периметр объекта Курганская ТЭЦ запретной зоной и предупредительными знаками;

- оборудовать основное ограждение на двух гидротехнических сооружениях, расположенных около озера Орлово и являющихся неотделимой частью объекта Курганская ТЭЦ, в соответствии с требованиями пунктов 72, 73 главы IV Постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458;

- оборудовать дополнительное ограждение (верхнее и нижнее) на двух гидротехнических сооружениях, расположенных около озера Орлово и являющихся неотделимой частью объекта Курганская ТЭЦ;

- оборудовать средствами пожарной сигнализации, охранной телевизионной системой два гидротехнических сооружения, расположенных около озера Орлово и являющихся неотделимой частью объекта Курганская ТЭЦ;

- обеспечить возможность охвата всего периметра объекта Курганская ТЭЦ телевизионной охранной системой;

- обеспечить условия видимости основного ограждения объекта Курганская ТЭЦ по всему периметру посредством установления необходимого количества фонарей;

- обеспечить условия видимости основного ограждения двух гидротехнических сооружений, расположенных около озера Орлово и являющихся неотделимой частью объекта Курганская ТЭЦ, по всему периметру посредством установления необходимого количества фонарей.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора города Кургана Шведкина О.В. поддержала доводы иска и требования измененного искового заявления в полном объеме.

Представитель ответчика ПАО «Курганская генерирующая компания» по доверенности Васильева И.Г. с исковыми требованиями не согласилась по доводам письменных возражений на исковое заявление.

Представитель третьего лица Управления Росгвардии по Курганской области по доверенности Сампоев К.С. в судебном заседании поддержал требования прокурора города Кургана.

Курганским городским судом Курганской области 14 февраля 2023 г. было вынесено решение об удовлетворении заявленных требований прокурора города Кургана в полном объеме.

Не согласившись с решением, ПАО «Курганская генерирующая компания» обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.

В обоснование жалобы указано, что ПАО «Курганская генерирующая компания» проводит комплекс мероприятий в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса – Курганской ТЭЦ, что свидетельствует об отсутствии на объекте случаев возникновения чрезвычайных ситуаций. Кроме того, указывает, что судом не учтено, что исполнение возложенных обязанностей противоречит целям, задачам и принципам обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, установленных статьями 3, 4 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» в части предупреждения угроз совершения актов незаконного вмешательства, поскольку работы по расчистке территории с целью реализации мероприятия по оборудованию нижнего дополнительного ограждения в виде сварной решетки могут «облегчить» имеющийся рельеф и грунты, что приведет к потере прочности основания периметрального ограждения.

В письменных возражениях прокурор города Кургана просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу ПАО «Курганская генерирующая компания» - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель процессуального истца прокурор Брюхов Р.А. против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.

С учетом мнения представителя истца, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке, предусмотренном ст. ст. 167, 327, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) и в пределах доводов апелляционной жалобы.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, установлены Федеральным законом от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности топливно-энергетического комплекса» (далее - Федеральный закон № 256-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 256-ФЗ одним из принципов обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса является обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

На основании статьи 9 Федерального закона № 256-ФЗ система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.

Антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта. Субъекты топливно-энергетического комплекса -физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса, а также хозяйственные общества, по отношению к которым указанные юридические лица являются дочерними обществами (пункты 2, 13 статьи 2 Федерального закона № 256-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона № 256-ФЗ обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса.

В силу части 1 статьи 7 Федерального закона № 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, которым присвоена категория опасности, обязаны соблюдать установленные Правительством Российской Федерации требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности.

В силу части 2 статьи 12 данного Федерального закона субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона № 256-ФЗ соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.

Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов), а также за счет иных субъектов топливно-энергетического комплекса (часть 1 статьи 16 Федерального закона № 256-ФЗ).

Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 256-ФЗ установлено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

В целях реализации положений названного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458, утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее-Правила) по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которыми предусмотрены соответствующие требования в зависимости от установленной категории опасности объектов.

В соответствии с пунктом 1 данные Правила устанавливают требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации в зависимости от установленной категории опасности объектов.

Установлено, что Распоряжением Губернатора Курганской области от 3 августа 2017 г. № 260-р «Об утверждении перечня расположенных на территории Курганской области объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию» Курганская ТЭЦ, принадлежащая ПАО «Курганская генерирующая компания», включена в указанный перечень.

Из материалов дела следует, что по поручению прокурора города Кургана 2 ноября 2022 г. с участием инспектора по особым поручениям отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Курганской области – Куркина Е.А. и помощника прокурора г. Кургана – Брюхова Р.А. проведена проверка состояния антитеррористической защищенности Курганской ТЭЦ по адресу: Курганская область, г. Курган, пр. Конституции, д. 29А, по результатам которой составлен акт.

В Акте проверки от 2 ноября 2022 г. отражена общая характеристика объекта ТЭК: общая площадь 46 га, периметр – 4450,00 м, на территории расположено 90 зданий, из них 12 складов. Режим работы объекта круглосуточный. Доступ ограничен на газораспределительный пункт и здание электролизерной.

Из содержания указанного Акта проверки следует, что основное ограждение периметра объекта, где есть возможность подкопа, не оборудовано дополнительным нижним ограждением с заглублением не менее 0,5 м (пункт 83 главы IV Правил). Периметр объекта не оборудован запретной зоной и предупредительными знаками (пункты 71, 104 и 105 главы IV Правил).

Рядом с постом охраны № 9 оборудованы ворота для железнодорожного транспорта. Каркас данных ворот выполнен из металлической трубы диаметром 50 мм и толщиной 3 мм, по диагонали сварены металлическим прутом. Заполнение ворот выполнено из листового металла толщиной 2 мм, при этом под воротами имеется возможность для проникновения на объект (пункт 61 главы IV Правил). На территории объекта оборудовано еще 5 аналогичных ворот для железнодорожного транспорта.

В Акте проверки также содержится указание на наличие 2-х гидротехнических сооружений, с помощью которых из озера Орлово осуществляется забор воды для технических нужд объекта. Вместе с тем, основное ограждение на гидравлических сооружениях не соответствует требованиям пунктов 73, 76, 82, 83 главы IV Правил, поскольку отсутствует дополнительное ограждение (верхнее и нижнее). Кроме того, в нарушение пункта 117 главы IV Правил, гидротехнические сооружения не оборудованы средствами охранной сигнализации.

Помимо прочего, в нарушение пункта «а» пункта 232 главы IV Правил не весь периметр Курганской ТЭЦ охвачен охранной телевизионной системой. Гидротехнические сооружения также не оборудованы охранной телевизионной системой.

Кроме того, согласно акту выявлены нарушения пункта 247 главы IV Правил, поскольку количество фонарей на объекте, а также на гидротехнических сооружениях не обеспечивает необходимые условия видимости основного ограждения объекта по всему периметру.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения плановой проверки ПАО «Курганская генерирующая компания» в августе 2021 года сотрудниками Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области выявлены нарушения требований антитеррористической защищенности на Курганской ТЭЦ, в связи с чем, в адрес ПАО «Курганская генерирующая компания» выдано соответствующее предписание об устранении выявленных нарушений № 648/9-2077, однако, по состоянию на сентябрь 2022 года предписание не исполнено, выявленные нарушения устранены не были.

Как усматривается из материалов дела, заявленные ПАО «Курганская генерирующая компания» требования о признании недействительными пунктов 1 и 3 указанного предписания от 13.08.2021 № 648/9-2077 об устранении выявленных нарушений оставлены без удовлетворения.

В рамках рассмотрения дела в суде первой инстанции сторонами проведен осмотр состояния защищенности железнодорожных ворот, в ходе которого установлено, что под воротами отсутствует возможность для проникновения на объект.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458, пришел к выводу о том, что на ответчике лежит обязанность по исполнению требований указанных законов путем обеспечения защиты вышеуказанных объектов.

Оценивая выводы суда первой инстанции по существу спора, судебная коллегия находит их основанными на правильном применении норм материального права и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека на личную безопасность.

При проведении проверки прокуратурой города Кургана были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих ПАО «Курганская генерирующая компания».

Выявленные прокурором нарушения существенно снижают антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетической системы, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком требований Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458, в связи с чем, заявленные прокурором требования являются обоснованными, и суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетической системы.

При этом судебная коллегия отмечает социальную значимость объектов топливно-энергетического комплекса, а также возможные негативные последствия неисполнения мер по обеспечению надлежащей антитеррористической защищенности объектов.

Доводы апелляционной жалобы о том, что бездействие со стороны ответчика отсутствовало, обществом предприняты меры на исполнение обязанности по соблюдению законодательства, судебная коллегия отклоняет, поскольку наличие выявленных нарушений на объектах топливно-энергетического комплекса: Курганская ТЭЦ и 2-х гидротехнических сооружений, расположенных в районе озера Орлово, подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств и стороной ответчика не оспорено.

Утверждение стороны ответчика о том, что исполнение возложенной обязанности по оборудованию дополнительным нижним ограждением с заглублением не менее 0,5 м основного ограждения периметра объекта Курганская ТЭЦ, где есть возможность подкопа, за исключением мест, где установлена противоподкопная решетка или основное ограждение имеет бетонное основание, противоречит целям, задачам и принципам обеспечения безопасности объекта, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку является надуманным и субъективным, конкретных фактов того, что при выполнении указанных мероприятий облегчается доступ потенциальных нарушителей материалы дела не содержат.

Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебном акте и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.

Решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Курганского городского суда Курганской области от 14 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Публичного акционерного общества «Курганская генерирующая компания» – без удовлетворения.

Судья - председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 сентября 2023 г.

33-2398/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
ПРОКУРОР Г КУРГАНА В ИНТЕРЕСАХ Н/О КРУГА ЛИЦ
Ответчики
ПАО КУРГАНСКАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ
Другие
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Курганской области
Суд
Курганский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.krg.sudrf.ru
07.08.2023Передача дела судье
29.08.2023Судебное заседание
04.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2023Передано в экспедицию
29.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее