Решение от 17.06.2015 по делу № 2-242/2015 от 25.02.2015

К делу №2-242/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Мостовской 17 июня 2015 года

Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего     Немчинова Ю.А.,

с участием истцов Корневой Л.С., Корнева М.В.,

представителя истцов Моисеевой М.С.,

представителей ответчика администрации МО Мостовский район Коваленко Е.В., Лыхиной Т.В.,

при секретаре Семеновой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Корневой <...>Л.С., Корнева <...>М.В. к

администрации МО Мостовский район о признании предоставления квартиры на условиях социального найма, признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

    Корнева Л.С., Корнев М.В., первоначально обратились в суд с исковым заявлением к администрации МО Мостовский район, в котором просили признать, что квартира № <...>, общей площадью <...> кв.м, расположенная по адресу: <...>, п. <...>, ул. <...>, <...>, предоставлена Корневой Л.С. на условиях социального найма, а также просили признать за ними в порядке приватизации право собственности в равных долях на указанную квартиру.

    В последующем истцы уточнили исковые требования и просили признать, что квартира № <...>, общей площадью <...> кв.м, расположенная по адресу: <...>, п. <...>, ул. <...>, <...>, предоставлена Корневой Л.С. Корневу М.В.на условиях социального найма и просили признать за ними в порядке приватизации право собственности в равных долях на указанную квартиру.

    Уточненные исковые требования мотивированы тем, что Корнева Л.С. по приглашению главы МО Мостовский район с гарантией предоставления ей и членам ее семьи жилого помещения, в 2010 году приехала работать в МБУЗ «Мостовская ЦРБ» на должность главного врача.

    Постановлением главы МО Мостовский район от 02.04.2012 № <...> «О предоставлении служебной квартиры № <...>, расположенной по адресу: п. <...>, ул. <...>, <...>, Корневой Л.С.» Корневой Л.С. и ее сыну Корневу М.В. была предоставлена указанная квартира с правом проживания по договору найма служебного помещения на период трудовых отношений с МБУЗ «Мостовская ЦРБ», заключенного с ответчиком.

    В связи с тем, что истцы право на однократную приватизацию жилого помещения не использовали, 26.12.2014 Корнева Л.С. обратилась к ответчику с соответствующим заявлением, ответ на которое так и не получила. Корнева Л.С. считает, что такие действия администрации ущемляют ее права на приобретение спорной квартиры в собственность в порядке приватизации.

    Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 (далее — Правила).

Правила предусматривают, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее — орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами (пункт 12 Правил).

    Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Таким образом, спорная квартира должны быть зарегистрирована в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как служебное помещение.

    Согласно правилам ведения ЕГРП, утвержденным Постановлением правительства от 18.02.1998 № 219. Сведения об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду (либо исключении из фонда) вносятся в графу «Особые отметки регистратора», подраздела 11-1 раздела ЕГРП, открытого на соответствующее помещение. Данная информация учитывается государственным регистратором при проведении правовой экспертизы документов, поступающих на государственную регистрацию прав, сделок, ограничений.

    Истцы полагают, что спорная квартира не является служебным помещением, поскольку в настоящее время не отнесено к категории жилых помещений специализированного жилищного фонда и не зарегистрировано в качестве служебного. Согласно выписке из ЕГРП от 28.10.2014 № <...>, спорная квартира является муниципальной собственностью Мостовского района, не имеет ограничений (обременений)     права, не состоит в реестре специализированных жилых помещений в качестве служебной, поэтому к ней применим правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.

    На момент придания спорной квартире статуса служебного жилья у администрации МО Мостовский район имелись препятствия, поскольку семья истцов уже с 2010 года проживала в ней. Таким образом решение, принятое ответчиком об отнесении спорной квартиры к специализированному жилищному фонду, является незаконным.

    В жилищном законодательстве, в том числе в ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» отсутствуют нормы, регламентирующие последствия передачи служебных помещений, закрепленных за государственными или муниципальными предприятиями либо учреждениями, в ведении органов местного самоуправления. Учитывая отсутствие нормы, прямо регулирующей такие отношения, необходимо применить аналогию закона и положения ст. ? ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ». В связи с тем, что служебные жилые помещения предоставлялись только на период работы определенным категориям работников. Которые в связи со спецификой их работы должны проживать по месту работы или вблизи от него, то спорная квартира была предоставлена Корневой Л.С. как единственное жилье с правом проживания в ней.

     В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

По смыслу Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если по независящим от граждан причинам, они не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, возникает нарушение положений ст. 35 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Отсюда следует, что если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору найма жилого помещения, он вправе обратиться в суд в порядке ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного, фонда в Российской Федерации».

    В судебном заседании истцы Корнева Л.С., Корнев М.В. поддерживали исковые требования и настаивали на их удовлетворении.

    Представитель истцов Моисеева М.С. также настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований, дополнив доводы, указанные в иске тем, что из содержания п.3 Правил отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма. Таким образом решение об отнесении квартиры к числу служебных может быть принято только до предоставления квартиры жильцам.

    Из материалов дела следует, что спорная квартира была предоставлена истцам для проживания до присвоения ей статуса служебной. Данное обстоятельство свидетельствует о незаконности решения. Принятого ответчиком в апреле 2012 года об отнесении квартиры к специализированному жилищному фонду.

    Предоставленная истцам квартира не соответствовала санитарным требованиям, техническим правилам и нормам, а именно являлась не пригодной для проживания семьи истцов, что противоречит Положению о государственном жилищном фонде в РФ, утвержденном Постановление Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301, Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42.

    По мнению истцов, жилое помещение после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации имущества. В то время как с апреля 2012 года до 2015 года - до момента обращения истцов в суд, спорное жилое помещение не было зарегистрировано в органах государственной регистрации недвижимости вплоть до января 2015 года. На момент предоставления истцам спорной квартиры она не была зарегистрирована как служебное помещение. В реестре муниципального имущества спорная квартира не значилась в качестве служебного жилого помещения.

    Доказательств отнесения спорной квартиры к специализированному жилищному фонду на момент предоставления ее истцам, в соответствии с установленным порядком и требованиями, ответчиком не предоставлено.

    Другого жилья истцы не имеют, зарегистрированы по месту жительства в спорной квартире, производят оплату коммунальных услуг, оплачивают капитальный ремонт многоквартирного дома, не имеют в собственности жилых помещений и ранее в приватизации не участвовали, в связи с чем по отношению к ним должны быть применены нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Представители ответчика администрации МО Мостовский район Коваленко Е.В., Лыхина Т.В. исковые требования не признали, поддерживая возражение на исковое заявление из которого следует, что в соответствии со ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. На ряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него. В том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающее на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом

    Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с п. 14 Правил решение органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда должно быть направлено в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Решение об отнесении спорной квартиры к специализированному жилищному фонду было направлено администрацией в орган. Осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.04.2012.

    Действующим законодательством не предусмотрена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на объекты недвижимости в связи с принятием решения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.

    Постановлением главы МО Мостовский район от 02.04.2012 № <...> «О предоставлении служебной квартиры № <...>, расположенной по адресу: п. <...> ул. <...>, <...>, Корневой Л.С.» Корневой Л.С. на семью в составе двух человек (Корнева Л.С., Корнев М.В.) была предоставлена указанная квартира. 03.04.2012 с Корневой Л.С. был заключен договор найма служебного помещения. Таким образом, на момент предоставления Корневой Л.С., спорная квартира уже имела статус служебной и могла быть предоставлена исключительно по договору найма служебного жилого помещения. Истцы не относятся к категории лиц, которым в соответствии со ст. 49 ЖК РФ предоставляется жилое помещение по договору социального найма.

    На момент предоставления Корневой Л.С. спорной квартиры. Семья Корневой не состояла на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, малоимущей не признавалась, гражданам отдельных категорий, определенным ФЗ, Указами Президента РФ, законами субъектов РФ, не относится. В связи с чем семья истцов не могла и не имела права быть обеспеченной жилым помещением по договору социального найма.

    В силу ст. 4 закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" служебные жилые помещения приватизации не подлежат.

    Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку в силу ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Решение вопроса о приватизации служебной квартиры является исключительным правом собственника (обладателя ограниченного вещного права) данного жилого помещения.

    Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.

    При этом каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

    В силу ч.3.4 ст.57, ст.63 ЖК РФ основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

    Решение о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма администрацией МО Мостовский район не принималось. Спорная квартира предоставлена истцам во временное пользование именно как служебная. При этом решение Совета МО Мостовский район от 02.04.2012 № <...> «О присвоении статуса служебного жилого помещения» и постановление администрации МО Мостовский район от 02.04.2012 № <...> ««О предоставлении служебной квартиры № <...>, расположенной по адресу: п. <...>, ул. <...>, <...>, Корневой Л.С.» в установленном законом порядке не оспорены и недействительными не признаны.

    Истцы на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации МО Мостовский район по категории малоимущие граждане не состояли, что подтверждается соответствующей справкой.

    Аналогичная позиция закреплена в Определении ВС РФ от 27.01.2015 по делу № 18-КГ14-173.

    Представитель третьего лица на стороне ответчика УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Мостовской отдел по доверенности Синельникова Е.А. поддерживала отзыв на исковое заявление в котором просила принять решение в соответствии с Законом и пояснила, что п. 20 Правил ведения ЕГРП, утвержденные Постановлением правительства РФ от 18.02.1998 не содержал указаний о необходимости внесения в графу «Особые отметки» сведений об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду. В соответствии с Правилами орган местного самоуправления обязан направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество решение об отнесении жилого помещения в такому фонду. Однако в правилах не закреплена обязанность регистрирующего органа о внесении такого рода информации в записи ЕГРП. Государственная регистрация прав и, соответственно, внесение сведений в ЕГРП в соответствии со ст. 16 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" носит заявительный характер. Законом четко оговорены случаи государственной регистрации без заявления правообладателя. Внесение сведений об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду к таким случаям Законом не отнесено.

Представитель Совета муниципального образования Мостовский район Перевозов Д.К. в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против удовлетворения исковых требований, направив в суд письменный отзыв на исковое заявление Корневых, из которого следует, что приватизация муниципального имущества, в том числе жилых помещений специализированного жилищного фонда, не должна приводить к невозможности осуществления органами местного самоуправления своих обязанностей по решению вопросов жизнеобеспечения населения, надлежащее выполнение которых, как указал Конституционный Суд РФ, является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти (Постановление от 29 марта 2011 года N 2-П).

    Следовательно, положение ч. 2 ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", регулирующее вопрос о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником, в системе действующего правового регулирования не предполагает установления ни законами субъектов Российской Федерации, ни муниципальными правовыми актами обязанности муниципального образования отчуждать в порядке приватизации в пользу нанимателей служебные жилые помещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду, и вместе с тем (при отсутствии потребности в конкретном служебном жилом помещении) не лишает его как собственника муниципального имущества права распоряжаться им по своему усмотрению. При этом предоставление муниципальному образованию возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность граждан не влечет за собой его обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых помещений и не приводит к возникновению у нанимателей этих жилых помещений права требовать их передачи в собственность.

    Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно статье 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

    Таким образом, наделение ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» собственников жилищного фонда или уполномоченных ими органов, а также предприятий, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждений, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, правом принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, с учетом допустимости общего запрета на приватизацию служебных жилых помещений, само по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод граждан.

    Исходя из данной правовой позиции, следует, что решение вопроса о приватизации служебной квартиры является исключительным правом собственника (обладателя ограниченного вещного права) данного жилого помещения и не допускается его понуждение в судебном порядке к принудительному предоставлению данного жилого помещения в собственность жильца в порядке приватизации. Такой подход следует признать обоснованным также еще и в связи с тем, что в силу статьи 209 ГК РФ именно собственнику принадлежит право распоряжения своим имуществом и отступление от данного правила свидетельствовало бы о существенном ограничении прав собственника без необходимых оснований.

Самостоятельность местного самоуправления в решении вопросов отчуждения объектов муниципальной собственности, относящихся к достоянию всего местного сообщества, может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционно значимых ценностей, прав и законных интересов иных лиц.

    К числу таких ограничений относится и общий законодательный запрет на приватизацию служебных жилых помещений (Постановление Конституционного Суда РФ от 03.11.1998 N25-11; Определение Конституционного Суда РФ от 21.12. 2004 N 441-0), введение которого обусловлено рядом факторов, в том числе специальным правовым режимом служебных жилых помещений, выражающимся в особенностях владения, пользования и распоряжения ими, их особым функциональным назначением, предполагающим заселение определенным кругом работников, а также соответствующим территориальным расположением.

    Кроме того, за счет приватизации специализированного жилищного фонда не должно осуществляться предоставление гражданам дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, которые, как следует из ч. 5 ст. 20 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления вправе вводить за счет средств местного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) -вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих это право, для отдельных категорий граждан, отнесение которых к получателям таких мер должно базироваться на объективных критериях, не допускающих нарушения принципа равенства. В соответствии с п. 2 Решения Совета муниципального образования Мостовский район (далее Совет) от 28.03.2006 №146 включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключения жилого помещения из указанного фонда осуществляется по представлению главы муниципального образования Мостовский район.

Администрация муниципального образования Мостовский район с 2009 года в Совет с представлением об исключении из служебного жилого фонда жилых помещений не обращалась.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Корневой Л.С., Корнева М.В. поскольку их доводы основаны на неверном толковании норм материального права.

В судебном заседании установлено, что администрация МО Мостовский район на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 29.12.2005, является собственником квартиры № <...>, общей площадью <...> кв.м, расположенной по адресу: <...>, п. <...>, ул. <...>, <...>. Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <...>.

Из справки, выданной администрацией МО Мостовский район от 23.04.2015 № <...> следует, что Корнева Л.С., Корнев М.В. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации МО Мостовский район не состоят и не состояли.

Истцы Корнева Л.С., Корнев М.В. вселились в спорную квартиру. С Корневой Л.С., заключен договор найма служебного жилого помещения.

На момент вселения в квартиру ни Корнева Л.С., ни Корнев М.В. не имели право на предоставление жилья на условиях социального найма, поскольку согласно статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

- малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению;

- жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;

-гражданам, вставшим на учет до 1 января 2005 года.

Семья Корневых на момент предоставления данной квартиры, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состояла, малоимущей не признавалась, к гражданам отдельных категорий, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации не относилась, в связи с чем Корнева Л.С. и ее сын Корнев М.В. не имели права быть обеспеченными жилым помещением по договору социального найма.

Согласно части 2 статьи 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно статьи 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года №42 решение органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда должно быть направлено в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решением Совета МО Мостовский район от 02.04.2012 № <...> спорной квартире был присвоен статус служебного жилого помещения.             В этот же день 02.04.2012 главой администрации МО Мостовский район было вынесено постановление № <...> о предоставлении спорной квартиры истице Корневой Л.С. Из пункта 1 указанного постановления следует, что квартира предоставляется по договору найма служебного помещения на период работы в МБУЗ «Мостовская ЦРБ».

Пунктом 2 данного постановления обусловлена обязанность Управления имущественных и земельных отношений администрации МО Мостовский район заключения договора найма служебного жилого помещения с Корневой Л.С. на состав семьи 2 человека.

Таким образом, на момент предоставления семье Корневой Л.С., квартира имела статус служебной.

Во исполнение требования п.14 Правил указанное Решение Совета МО Мостовский район от 02.04.2012 № <...> было направлено в адрес начальника Мостовского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (сопроводительное письмо от 10.02.2012 № <...>) и было получено адресатом 12.04.2012 вх. <...>, что подтверждается копией страницы учета входящих документов Мостовского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

Суд приходит к выводу в силу ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" внесение таких сведений в ЕГРП носит заявительный характер и не является обременением. Действующее законодательство не устанавливает обязательность регистрации в ЕГРП сведений об отнесении жилого помещения к категории специализированного жилищного фонда. Кроме того отсутствие таких сведений в ЕГРП само по себе не может являться основанием для исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда, поскольку в силу Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 жилое помещение приобретает статус специализированного, с момента его признания таковым в порядке, установленном Правилами, а не с момента внесения сведений в ЕГРП.

В силу ч.3.4 ст.57, ст.63 ЖК РФ основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решение о предоставлении жилого помещения Корневой Л.С. на условиях социального найма администрацией МО Мостовский район не принималось.

Кроме того, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.

Судом по ходатайству истцов были допрошены свидетели <...>В.С.И.., <...>Р.С.Л.., <...>П.А.Я. которые пояснили суду, что после того как Корневой Л.С. предоставили квартиру в ней был произведен капитальный ремонт, т.к. квартира находилась в не пригодном для проживания состоянии.

Доводы Корневой Л.С. о том, что она производила ремонт в спорной квартире, перед тем как вселиться, правового значения для определения статуса спорного жилого помещения не имеют, и не могут служить основанием для возникновения права на приватизацию.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» служебные жилые помещения не подлежат приватизации.

Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно статье 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Таким образом, наделение ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» собственников жилищного фонда или уполномоченных ими органов, а также предприятий, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждений, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, правом принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, с учетом допустимости общего запрета на приватизацию служебных жилых помещений, само по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод граждан.

Таким образом, суд считает доказанным, что квартира № <...>, общей площадью <...> кв.м, расположенная по адресу: <...>, п. <...> ул. <...>, <...> является специализированной служебной квартирой, муниципальной собственностью администрации МО Мостовский район, и была предоставлена семье истцов для проживания в связи с характером трудовых отношений Корневой Л.С. с муниципальным учреждением на период работы в Мостовской ЦРБ.

Кроме того, Корнева Л.С. является собственником доли жилого помещения полученной по договору на передачу жилья в собственность граждан № <...> от 15.08.1992 в п. <...>, ул. <...> <...>, <...>.

При таких обстоятельствах принятие решения о приватизации жилого помещения правомочен принимать собственник, поэтому в удовлетворении иска Корневой Л.С., Корневу М.В. суд отказывает.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <...>░.░., ░░░░░░░ <...>░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 23.07.2015.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-242/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Корнева Л.С.
Корнев М.В.
Ответчики
Администрация МО Мостовский район
Другие
Совет МО Мостовский район
МБУЗ Мостовская ЦРБ
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК
Суд
Мостовской районный суд Краснодарского края
Дело на сайте суда
mostovskay.krd.sudrf.ru
25.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.02.2015Передача материалов судье
02.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2015Подготовка дела (собеседование)
12.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2015Судебное заседание
13.05.2015Судебное заседание
25.05.2015Судебное заседание
17.06.2015Судебное заседание
23.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее