Дело №2а-2539/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2017 года г. Чебоксары
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Степановой З.А., при секретаре судебного заседания Никитиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Васильева Н.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о признании незаконным постановлений о взыскании страховых взносов и пеней, штрафа, освобождении от уплаты недоимок по страховым взносам, пени, штрафу,
у с т а н о в и л:
Васильева Н.А., с учетом уточнений, обратилась в Калининский районный суд г.Чебоксары с административным исковым заявлением к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии об оспаривании постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ их отмене и освобождении от уплаты страховых взносов за 2014 год по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования мотивированы тем, что она являлась зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывала наказание в местах лишения свободы и не имела возможности заниматься предпринимательской деятельностью в указанное время, в связи с чем, по ее мнению, взыскание с нее недоимки по страховым взносам за указанный период является незаконным. После освобождения из мест лишения свободы она обратилась в налоговый орган, где ей было разъяснено, что за период отбывания наказания ей также продолжали начислять страховые взносы. На основании изложенного истец считает, что возложенная на нее обязанность об уплате страховых взносов за 2010, 2011, 2012, 2013 годы на основании вышеуказанных постановлений незаконны. Также просит освободить от уплаты страховых взносов за 2014 год по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец Васильева Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, суду поступило заявление о рассмотрение дела без ее участия.
Представитель административного ответчика Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, суду поступило заявление о рассмотрения дела без участия представителя.
Представитель заинтересованного лица Ленинского РОСП г.Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, отзыв относительно исковых требований не представил.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Административным истцом оспариваются постановления заместителя начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ, по которым постановлено произвести взыскание страховых взносов с индивидуального предпринимателя Васильева Н.А. за счет ее имущества в указанных в постановлениях размерах.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ИП Васильева Н.А. не уплачено недоимка по страховым взносам, пени и штраф по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, подлежащие уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.47).
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что истцом не уплачена недоимка по страховым взносам, пени и штраф по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, подлежащие уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 49).
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что истцом не уплачена недоимка по страховым взносам, пени и штраф по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, подлежащие уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 49).
Из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что административным истцом не уплачена недоимка по страховым взносам, пени и штраф по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, подлежащие уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 51).
Согласно постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ Васильева Н.А. не уплачена недоимка по страховым взносам, пени и штраф по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, подлежащие уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>4 (л.д. 53).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Чебоксары Чувашской Республики-Чуваши в отношении Васильева Н.А., выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафом №, о том, что за плательщиком страховых взносов по данным органа контроля за уплатой страховых взносов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется задолженность по страховым взносам (недоимка), пеням, штрафу за 2014 год в сумме 26424,64 руб.
Административным истцом Васильева Н.А. оспаривается начисление ей указанных страховых взносов за 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 гг. по тем основаниям, что она, хотя и значилась зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя, фактически предпринимательскую деятельность не осуществляла, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывала наказание в местах лишения свободы.
Согласно справке №, выданной ФКУ ИК-2 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии ДД.ММ.ГГГГ, Васильева Н.А. осуждена приговором Калининского районного суда г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ к 7 годам лишения свободы в ИК общего режима, условно-досрочно освобождена по постановлению Алатырского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, содержалась в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (зачет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, доводы истца об отбывании наказания в местах лишения свободы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются материалами дела, как и прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, судом установлено, что Васильева Н.А. имела статус индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ и в том числе в период отбывания меры уголовного наказания в исправительном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Относительно правомерности начисления страховых взносов, пеней за период нахождения истца в местах лишения свободы, когда, как указывает истец, она не осуществляла предпринимательскую деятельность, суд пришел к следующим выводам.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» действовавший на момент вынесения постановлений о взыскании с истца страховых взносов, пеней штрафов, регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ст.1 закона).
В соответствии с названным законом функция контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование (администрирования) с ДД.ММ.ГГГГ была возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации.
Подпунктом 2 пункта 1 ст.5 Закона установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к таким страхователям относятся, в частности, индивидуальные предприниматели.
Таким образом, Васильева Н.А. зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя, являлась страхователем и лицом обязанным уплачивать за себя страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 1 ст.14 закона индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Тарифы страховых взносов предусмотрены п.1 ст.57 названного Закона.
Согласно ст.16 закона расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Процедура государственной регистрации прекращения статуса индивидуального предпринимателя носит заявительный характер. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.
Однако в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказать от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя строго регламентирован ст.22.3 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон № 129-ФЗ). Согласно п. 1 указанной статьи государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании предоставляемых в регистрирующий орган документов: подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; документа об уплате государственной пошлины; документам, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлен в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст.9), в действовавшей в спорный период редакции было предусмотрено только два первых способа направления.
Из утвержденной Постановлением Правительством Российской Федерации от 19.06.2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» формы № Р26001 заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности к указанию в данном заявлению физическим лицом подлежат сведения о государственном регистрационном номере записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, дате регистрации, номере ИНН, паспортные данным и нотариально засвидетельствованная подпись заявителя.
Таким образом, лицо, подающее заявление указанного характера, должно соблюсти определенные требования и располагать необходимыми средствами для уплаты государственной пошлины и приобретения бланков.
Таким образом, Васильева Н.А., находясь в местах лишения свободы, обладала определенными гражданскими правами, но в таких условиях имела ограниченные возможности для уплаты государственной пошлины в требуемом размере и оформления документов в целях прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, кроме того, не располагала достаточными сведениями, подлежащими внесению в эти документы, в целом не имеется возможность надлежащим образом выполнить требования ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Васильева Н.А., прекратив осуществление предпринимательской деятельности, в силу непреодолимых обстоятельств не могла в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, в силу чего не может быть признана плательщиком страховых взносов за период нахождения в местах лишения свободы.
В указанный период в силу абзаца 5 ст.1 Федерального закона № 27-ФЗ Васильева Н.А. не являлась физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, и с учетом положений пункта 5 ст.11 названного закона, у нее отсутствует обязанность по представлению в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
С учетом изложенного, суд удовлетворяет исковые требования Васильева Н.А. частично и признает постановления заместителя начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании с Васильева Н.А. страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов за 2010, 2011, 2012, 2013 гг. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконными и подлежащими отмене в части начисления ей страховых взносов за время отбывания наказания в местах лишения свободы.
Суд также считает необходимым освободить Васильева Н.А. от уплатя недоимки по страховым взносам (недоимка), пеням, штрафа за 2014 год, т.е. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанным основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Васильева Н.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить постановления Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республике - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании с Васильева Н.А. недоимок по страховым взносам, пени и штрафу за счет имущества плательщика страховых взносов за 2010, 2011, 2012, 2013 гг. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Освободить Васильева Н.А. от уплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Фонд обязательного медицинского страхования недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам за счет имущества плательщика страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении требований Васильева Н.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о признании незаконным постановления о взыскании страховых взносов и пеней от ДД.ММ.ГГГГ № в части взыскании недоимки по страховым взносам, пеням и штрафу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать и считать подлежащей уплате Васильева Н.А. недоимки по страховым взносам, пеням и штрафу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья З.А. Степанова
Мотивированное решение составлено 17 октября 2017 года.