Решение по делу № 33-1925/2023 от 15.05.2023

    Судья Байметов А.А.                                                               Дело № 2-474/2023

    (первая инстанция)

    № 33-1925/2023

      (апелляционная инстанция)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    26 июня 2023 года                                                                города Севастополь

    Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

        председательствующего судьи            Григоровой Ж.В.,

        судей                                             Анашкиной И.А., Донсковой М.А.,

        при секретаре                                        Дубравской А.И.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 2 марта 2023 года по гражданскому делу по иску Левина Б. И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Филиал ФКУ «Управление Черноморского флота» - 1 Финансово-экономическая служба, о признании решения незаконным, признании права на перерасчет страховой пенсии, возложении обязанности совершить определенные действия,

    заслушав доклад судьи Анашкиной И.А.,

    УСТАНОВИЛА:

    Левин Б.И. обратился в суд с иском, просит признать незаконным решение государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в проведении перерасчета страховой пенсии по старости, признать за ним право на перерасчет размера страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом его работы в войсковой части Черноморского флота Российской Федерации в период с 01.04.2003 по 25.12.2007 включительно на территории Украины с даты возникновения права на назначение страховой пенсии по старости с 13.10.2014, обязать ответчика произвести перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости с исчислением размера пенсии с учетом, как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) истца за периоды его работы с 01.04.2003 по 25.12.2007 в войсковой части Черноморского флота Российской Федерации с индексацией расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию из страховых взносов за 2003-2007 гг. на величину коэффициентов индексации, определенных Постановлениями Правительства Российской Федерации и обязать произвести выплату денежной суммы в объеме полагавшихся ему пенсионных выплат с даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости по настоящее время с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости.

    В обоснование исковых требований указано, что Левин Б.И. является гражданином Российской Федерации, в период с 24.10.2001 по 11.12.2001 и с 01.04.2003 по 25.12.2007 выполнял работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированной в городе Севастополе. Истец является получателем страховой пенсии по старости, размер которой был определён без учёта страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды его работы в войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, имевшие место с 01.04.2003 по 25.12.2007 включительно на территории иностранного государства - Украины. 16.06.2022 истец подал заявление в пенсионный орган о перерасчете страховой пенсии по старости. Решением от 27.06.2022 в перерасчете пенсии ему отказано, так как отсутствуют сведения об уплате страховых взносов с 01.04.2003 по 25.12.2007 в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Истец полагает, что неуплата дислоцированными в городе Севастополе в период действия законодательства Украины войсковыми частями Черноморского флота Российской Федерации (работодателем), в которой он работал, за него страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не может повлечь нарушение его пенсионных прав. По мнению истца, для определения размера страховых взносов, которые подлежали уплате за него работодателем в спорный период трудовой деятельности, могут быть использованы сведения о его заработке. Данные обстоятельствами явились основаниями для обращения в суд с настоящим иском.

    Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 30 января 2023 года произведена замена ответчика ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю на его правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю в связи с реорганизацией и сменой наименования.

    Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 2 марта 2023 года исковые требования Левина Б.И. удовлетворены. Решение государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в проведении перерасчета страховой пенсии по старости Левину Б.И. признано незаконным. За Левиным Б.И. признано право на перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом его работы в войсковой части Черноморского флота Российской Федерации в период с 01.04.2003 по 25.12.2007 включительно на территории Украины с даты возникновения права на назначение страховой пенсии по старости 13.10.2014. На Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по города Севастополю возложена обязанность произвести перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости Левину Б.И. с исчислением размера пенсии с учетом, как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) Левина Б.И. за периоды его работы с 01.04.2003 по 25.12.2007 в войсковой части Черноморского флота Российской Федерации с индексацией расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию из страховых взносов за 2003-2007 гг., на величину коэффициентов индексации, определенных Постановлениями Правительства Российской Федерации и обязать произвести выплату Левину Б.И. денежной суммы в объеме полагавшихся ему пенсионных выплат с даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости с 13.10.2014 по настоящее время с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости. С Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по города Севастополю в пользу Левину Б.И. взысканы в возмещение расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

    В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, постановить новое – об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что с 1 января 2002 года трудовой вклад пенсионера определяется суммой страховых взносов, поступивших на его индивидуальный лицевой счет в системе обязательного пенсионного страхования для формирования индивидуального пенсионного коэффициента. Левин Б.И. осуществлял трудовую деятельность в период с 01.04.2003 по 25.12.2007 на территории <адрес> на должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцировавшихся в Крыму и городе Севастополе. В период с 2002 по 2014 год страхователи (работодатели) в лице командования войсковых частей (финансового органа) руководствовались Соглашением о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, заключенного 28 мая 1997 года между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины, в соответствии с которым взносы на социальное страхование предприятия, учреждения и организации Черноморского флота Российской Федерации должны были производить в Пенсионный орган Украины. В указанный период не существовало механизма постановки на учет в ПФ РФ войсковых частей, дислоцированных в Крыму и Севастополе, что исключало возможность перечисления страхователем (работодателем) страховых взносов в Пенсионный фонд России. Денежные средства на уплату взносов на всех работников войсковых частей уплачивались в Пенсионный фонд Украины. С учетом Определения Конституционного суда РФ от 15.01.2009 года №188-О-П спорные периоды работы засчитаны в страховой стаж истца, при этом индивидуальный пенсионный коэффициент, применяемый при исчислении пенсии за данные периоды, равен нулю и не может повлиять на размер пенсии. Право на перерасчет размера пенсии возникнет у истца в бесспорном порядке после предоставления сведений об уплаченных страховых взносах в указанные выше периоды. Судом не учтено, что Пенсионный орган не располагает сведениями о размере взносов, которые подлежали к уплате страхователями за периоды работы истца после 01.01.2002, документы в пенсионный орган не предоставлялись, такие сведения должны быть предоставлены работодателем (страхователем). Так же апеллянт не согласен с установленной судом датой перерасчета. Поскольку с заявлением о перерасчете истец обратился в 2022 году, установленные законом основания для перерасчета с даты назначения пенсии отсутствуют.

    В судебном заседании представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу.

    Истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить без изменения решение суда как законное и обоснованное.

    Представитель третьего лица в заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела в надлежащем порядке в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), подал ходатайство о рассмотрения дела в отсутствие представителя.

    Руководствуясь статьями 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

    Заслушав судью-докладчика, явившихся участников, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на неё, обсудив указанные доводы, а также доводы возражений, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований к отмене состоявшегося по делу решения.

    Согласно пункту 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

    Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

    Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

    По мнению судебной коллегии приведенным требованиям закона постановленное решение суда соответствует.

    В силу пункта первого статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

    В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

    Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

    В статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определены основные понятия, используемые в этом Федеральном законе, в частности, предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 указанного Федерального закона).

    Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Федеральным законом. К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору.

    Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

    Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

    Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

    В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

    Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

    Размер страховой пенсии по старости в силу части 1 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

    Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

    Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

    Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется, в том числе, исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (часть 10 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

    В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого Федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.

    Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного Федерального закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включались в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

    Из приведенного правового регулирования следует, что гражданам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации гарантировано право на социальное обеспечение, включающее в себя и право лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом на страхователей законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Размер страховой пенсии по старости непосредственно зависит от суммы уплаченных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованного лица страховых взносов, что относится в том числе и к застрахованным лицам, осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации.

    28 мая 1997 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины заключено соглашение о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (прекратило действие 2 апреля 2014 года на основании Федерального закона от 2 апреля 2014 года № 38-ФЗ «О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины). Частью 1 статьи 14 данного соглашения было предусмотрено, что предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации должны были производить налоговые отчисления в соответствии с законодательством Украины.

    Судом установлено и следует из материалов дела, Левин Б.И., 03.11.1952 года рождения, является гражданином Российской Федерации. С 01.04.2003 осуществлял трудовую деятельность на территории иностранного государства - Украина на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковой части Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированной в данный период в г. Севастополе, а именно в войсковой части 90073 в должностях инженера, ведущего инженера отделения боевой подготовки. Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке, представленными архивными справками, материалами выплатного (пенсионного) дела. Ответчиком не опровергаются. Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.

    Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в г. Москве 18 марта 2014 года и ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 г. № 36-ФЗ) с даты его подписания Республика Крым стала считаться принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации были образованы новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).

    С 13.10.2014 территориальный пенсионный орган по месту регистрации истца по месту жительства назначил ему страховую пенсию по старости, размер которой был определён без учёта страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды его работы, имевшие место с 01.04.2003 по 25.12.2007 в войсковой части Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированной в тот период на территории иностранного государства Украины.

    16.06.2022 истец обратился в ГУ-ОПФР по г. Севастополю с заявлением о перерасчете страховой пенсии с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с 01.04.2003 по 25.12.2007 включительно на территории Украины, включенных в страховой стаж, с даты возникновения права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги.

    Решением ГУ-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю от 27.06.2022 № 67600/22 в перерасчете назначенной страховой пенсии по старости в части увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды работы с 01.04.2003 по 25.12.2007 отказано ввиду отсутствия сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

    Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции, установив приведенные обстоятельства, исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства по делу и имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь положениями статьи 39 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Соглашением между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, подписанным в г.Киеве 28.05.1997, разъяснениями Конституционного суда Российской Федерации, положениями Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что невыполнение работодателем истца обязанности по уплате за него страховых взносов не может быть поставлено ему в вину и не опровергает факт работы в Вооруженных силах Российской Федерации. При этом указал, что истец являлся застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, ему гарантировано право на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования, в размере, предусмотренном законом и соответствующем результатам его труда. Неуплата страхователем страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации на финансирование страховой пенсии Левина Б.И. не может препятствовать реализации им права своевременно и в полном объёме получать страховую пенсию по старости, в связи с чем удовлетворил заявленные истцом требования.

    Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании исследованных доказательств, оценка которым дана в свете подлежащих применению к спорным отношениям норм права.

    Факт работы истца в спорные периоды подтвержден записями в трудовой книжке и архивными справками о заработной плате и сомнений не вызывают.

    Для лиц, работающих по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, работодателями являются такие учреждения, организации и войсковые части.

    Регулирование труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет особенности, установленные статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации.

    Частью первой названной статьи установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    По смыслу части первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании, а особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. На войсковые части, выступающие в качестве работодателей для указанных лиц, в том числе дислоцированные за пределами границ Российской Федерации войсковые части независимо от места их расположения, возлагается исполнение всех обязанностей работодателя, предусмотренных российским законодательством, включая обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

    В силу предписаний Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 22 и 349), Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 235) и Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (подпункт 1 пункта 1 статьи 6) российские войсковые части, дислоцированные на территории иностранных государств, фактически будучи работодателями для российских граждан из числа вольнонаемного персонала, обязаны осуществлять обязательное пенсионное страхование и уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан, причем независимо от того, являются данные войсковые части юридическими лицами либо не являются. Соответственно, Российская Федерация как правовое и социальное государство, принимая решение о дислокации российских войсковых частей на территории иностранных государств, должна создавать и правовой механизм, обеспечивающий постановку данных войсковых частей на учет в налоговых органах и позволяющий им формировать надлежащим образом пенсионные права работающих в них российских граждан из числа вольнонаемного персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (абзацы третий и четвертый пункта 3.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года № 188-О-П «По запросу 5-го гарнизонного военного суда о проверке конституционности пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», далее - определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года № 188-О-П).

    Конституционный Суд Российской Федерации в названном определении указал, что пункт 2 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 резолютивной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года № 188-О-П).

    Абзацем первым пункта 2 резолютивной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года № 188-О-П федеральному законодателю в целях обеспечения права застрахованных лиц, указанных в пункте 1 резолютивной части данного определения, на пенсию предписано установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе определить источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.

    29 декабря 2009 года Правительством Российской Федерации издано Постановление № 1097 «Об особенностях постановки на учет в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации отдельных категорий плательщиков страховых взносов» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года № 1097), которым установлено, что организации, имеющие такие дислоцированные за пределами Российской Федерации обособленные подразделения, как объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинские формирования), учитываются в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении граждан Российской Федерации из числа гражданского персонала воинских формирований в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов) по месту нахождения организаций (абзац второй пункта 1 названного Постановления. Данное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 2017 года № 65).

    Обязанности организаций, связанные с постановкой их на учет в качестве плательщиков страховых взносов, исполняются воинскими формированиями, военными судами, военными прокуратурами и военными следственными органами (абзац второй пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года № 1097).

    Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года № 1097 постановку на учет организаций в качестве плательщиков страховых взносов необходимо было производить органам контроля за уплатой страховых взносов одновременно с их учетом (регистрацией) в качестве страхователей, осуществляемом в порядке, установленном для учета (регистрации) организаций по месту нахождения их обособленных подразделений.

    На федеральные органы исполнительной власти, имеющие воинские формирования, были возложены обязанности по доведению до Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации сведений об организациях, которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков страховых взносов, и воинских формированиях; обеспечению подачи до 30 января 2010 года воинскими формированиями заявлений о постановке организаций на учет в качестве плательщиков страховых взносов с приложением необходимых документов (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года № 1097).

    Исходя из приведенного правового регулирования граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе дислоцированных на территории иностранных государств, обладают статусом работников, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и, как следствие, имеют право на получение страховой пенсии по старости своевременно и в полном объеме.

    Применяя приведенные выше нормы Федерального закона «О страховых взносах», судом первой инстанции учтено, что истец, будучи гражданином Российской Федерации, в период с 01.04.2003 по 25.12.2007 добросовестно выполнял работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковых частях и организациях Черноморского флота, постоянно дислоцированных в года Севастополе, и являлся лицом, на которого распространялось обязательное пенсионное страхование в соответствии с федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

    В случае надлежащего исполнения работодателями своих обязательств по уплате за истца Левина Б.И. страховых взносов на пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд Российской Федерации истец являлся бы получателем страховой пенсии по старости в большем размере, чем ему в настоящее время назначено ответчиком.

    Поскольку в соответствии с действующим законодательством обязанность по уплате страховых взносов возложена на работодателя, право истца, на включение в стаж спорных периодов и получение пенсии, соответствующей имеющемуся стажу работы, не должно быть нарушено.

    Невыполнение органом юридического лица действий по уплате страховых взносов, не может быть поставлено в вину истцу, и не опровергает факт работы истца в ВС РФ, а так же не может лишать истца права на получение пенсии в установленном законом размере.

    Доводы ответчика о том, что в период с 01.04.2003 по 25.12.2007 работодатели истца не являлись плательщиком страховых взносов в ПФР, так как не существовало механизма постановки на учет в Пенсионном фонде Российской Федерации войсковых частей, дислоцированных в Крыму и в г. Севастополе, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства не могут повлечь ущемление пенсионных прав гражданина, так как в судебном заседании, как суда первой, так и суда апелляционной инстанции, факт работы истца в спорный период времени и получение истцом заработной платы нашли свое подтверждение.

    Судебная коллегия исходит из того, что истец является добросовестным участником трудовых правоотношений, и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от невыполнения либо ненадлежащего выполнения работодателем своих обязанностей, возложенных законом.

    С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о наличии права у истца на перерасчет размера страховой пенсии по старости с применением расчета балов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом его работы в войсковых частях Черноморского флота РФ в период с 01.04.2003 по 25.12.2007 на территории Украины и г. Севастополя являются обоснованными и по существу правильными.

    Доводы апелляционной жалобы ответчика о необоснованности выводов суда о праве истца на перерасчет и возложении на ответчика обязанности осуществить перерасчет получаемой истцом страховой пенсии по старости с даты ее назначения - с 13.10.2014 судебная коллегия отклоняет.

    Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 23, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

    Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного федерального закона (часть 2 статьи 23 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

    Страховая пенсия, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (часть 2 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

    Выплата страховых пенсий в Российской Федерации обеспечивается Пенсионным фондом Российской Федерации.

    Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

    Исходя из изложенного выше, реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.

    Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

    Как следует из материалов пенсионного дела, ответчик не предлагал истцу с момента назначения пенсии по старости представить дополнительные сведения. Позиция ответчика в целом сводится к категорическому несогласию принять сведения о заработной плате истца в целях подтверждения уплаты страховых взносов, принимая во внимание, что в Пенсионный Фонд России такие взносы не оплачивались. При рассмотрении заявления истца о назначении страховой пенсии по старости ответчик проигнорировал имеющиеся справки о размере заработной платы, не истребовал у истца дополнительные сведения, при определении размера пенсии не применил расчет балов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом работы истца в войсковых частях Черноморского флота РФ в период с 01.04.2003 по 25.12.2007 на территории Украины и г. Севастополя. То есть пенсия в полном объеме истцу не выплачена по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. В свете изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии у истца права на соответствующий перерасчет с даты назначения ему страховой пенсии по старости - с 13.10.2014, поскольку это восстановит нарушенные пенсионные права истца, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

    Судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не содержит обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, приведенные доводы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, основаны на ином толковании закона, фактически выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат.

    Доводов, ставящих под сомнение законность состоявшегося по делу судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

    Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить безусловным основанием для отмены состоявшегося по делу решения, по материалам дела и доводам жалобы не установлено.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

            ОПРЕДЕЛИЛА:

    апелляционную жалобу ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю оставить без удовлетворения, решение Ленинского районного суда города Севастополя от 2 марта 2023 года – без изменения.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий                                             Ж.В. Григорова

Судьи:                                                                           И.А. Анашкина

                                                                                       М.А. Донскова

        Апелляционное определение составлено в окончательной форме 03.07.2023.

33-1925/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Левин Борис Исаакович
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю
Другие
Бабинец Евгений Михайлович
Филиал ФКУ Управление Черноморского флота - 1 Финансово-экономическая служба
Куревлев Олег Глебович
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Анашкина Ирина Александровна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
15.05.2023Передача дела судье
26.06.2023Судебное заседание
07.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2023Передано в экспедицию
26.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее