дело № 3а-232/2020(3а-1306/2019)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор.Брянск 28 апреля 2020 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Богородской Н.А.,
при секретаре Шепеленко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ветровой Натальи Михайловны к управлению имущественных отношений Брянской области, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
Ветрова Н.М. обратилась в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости: нежилого помещения, назначение: нежилое, площадью 80,3 кв.м., этаж 1, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 3 679 146,05 руб., и земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, общей площадью 662 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 466 849,02 руб., ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, что влечет нарушение прав административного истца, как плательщика налога.
Просит установить кадастровую стоимость нежилого помещения, назначение: нежилое, площадью 80,3 кв.м., этаж 1, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июня 2015 года в размере 1 470 561,11 руб.; и земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, общей площадью 662 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 187 974,90 руб.
Административный истец Ветрова Н.М. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении дела не заявляла.
Представитель административного истца Ломакина В.И. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, в ходатайстве от 27 апреля 2020 года просит рассмотреть дело в ее отсутствие и отсутствие административного истца Ветровой Н.М., указав, что требования поддерживает в полном объеме, с учетом проведенной по делу судебной экспертизы.
Административные ответчики – управление имущественных отношений Брянской области, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, заинтересованные лица – Клинцовская городская администрация Брянской области и администрация Суражского района Брянской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители указанных органов не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.
Из отзыва от 28 ноября 2019 года представителя управления имущественных отношений Брянской области Соловьевой О.Б. следует, что управление имущественных отношений Брянской области по существу заявленных исковых требований возражает против их удовлетворения, поскольку установление кадастровой стоимости объектов в размере их рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом отчетом об оценке, приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов в размере их рыночной стоимости не оспаривает.
В ходатайстве от 28 апреля 2020 года представитель управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Богушевская Н.С. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя управления Росреестра по Брянской области. В отзыве от 17 декабря 2019 года указано, что заявленные в суд требования сводятся к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое управлением Росреестра по Брянской области не оспаривается, также не оспаривается представленный административным истцом в качестве доказательства отчет об определении рыночной стоимости. Управление Росреестра по Брянской области как орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, права и законные интересы заявителя не нарушало, по существу заявленных требований не возражает, в отношении установления кадастровой стоимости в размере рыночной полагается на усмотрение суда.
Из возражений на административный иск заместителя директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области Жензировой О.В. от 02 декабря 2019 года следует, что филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной в отношении объектов недвижимости ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, в том числе размеру рыночной стоимости.
В ходатайстве от 27 ноября 2019 года и.о. главы Клинцовской городской администрации Лубской Л.Д. указано, что в случае заявления административным истцом ходатайства о назначении судебной оценочной экспертизы, Клинцовская городская администрация не возражает против его удовлетворения.
В соответствии с требованиями статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Ветровой Н.М. и ее представителя Ломакиной В.И., представителей административных ответчиков – управления имущественных отношений Брянской области, управления Росреестра по Брянской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, заинтересованных лиц – Клинцовской городской администрации Брянской области и администрации Суражского района Брянской области.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ( далее - Закон об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки ( статья 11 Закона об оценочной деятельности).
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области, утверждены приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2015 года № 1890.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального района «Суражский», утверждены приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2015 года № 1883.
Как следует из материалов дела, Ветрова Н.М. является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для производственных целей, площадью 662+/- 18 кв.м, кадастровый №, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир нежилой дом, почтовый адрес ориентира: <адрес>; и нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, площадью 80,3 кв.м, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, кадастровый №, адрес: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 03 октября 2019 года № 32/ИСХ/19-313949, и информации, предоставленной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии» в лице филиала по Брянской области, кадастровая стоимость земельного участка, кадастровый №, адрес: <адрес>; составляет 466 849,02 руб. Дата утверждения кадастровой стоимости – 27 декабря 2015 года, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 28 декабря 2015 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 01 января 2015 года.
Учет изменений размера кадастровой стоимости указанного земельного участка с момента ее внесения в ЕГРН не осуществлялся.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 03 октября 2019 года № 32/ИСХ/19-313548, и информации, предоставленной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации. кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, кадастровая стоимость помещения, кадастровый №, адрес: <адрес>, пом.2, составляет 3 679 146,05 руб. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 18 апреля 2018 года (сведения внесены на основании акта от 18 апреля 2018 года № 32/301/18-8628), дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 24 июня 2015 года.
Исходя из требований статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, являются налогоплательщиками земельного налога.
Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В силу требований статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с требованиями статей 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на жилой дом; квартиру, комнату; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение, являются плательщиками налога на имущество физических лиц.
Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, права и обязанности административного истца Ветровой Н.М., как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости, и она вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении принадлежащих ей объектов недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Административный истец Ветрова Н.М., оспаривая кадастровую стоимость принадлежащих ей объектов недвижимости, в обоснование заявленных требований представила отчет об оценке от 25 октября 2019 года № 169, выполненный ООО «Навигатор Права и Оценки», согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения, назначение: нежилое, площадью 80,3 кв.м, этаж:1, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый №, по состоянию на 24 июня 2015 года составляет 1 470 561,11 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, площадью 662 кв.м, адрес объекта: <адрес>, кадастровый №, по состоянию на 01 января 2015 года составляет 187 974,90 руб.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного истца Ломакиной В.И. по делу была назначена судебная оценочная экспертиза на предмет соответствия представленного отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, производство которой поручено экспертам ООО «Брянский оценщик».
Согласно заключению эксперта ООО «Брянский оценщик» ФИО1 от 17 марта 2020 года № 21 отчет об оценке от 25 октября 2019 года № 169, выполненный ООО «Навигатор права и оценки», соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, в связи с чем рыночная стоимость объектов недвижимости, указанных в отчете, по состоянию на соответствующие объектам оценки даты оценки не устанавливалась.
Оценивая заключение эксперта ООО «Брянский оценщик» ФИО1 от 17 марта 2020 года № 21 в соответствии с пунктом 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает его надлежащим доказательством по делу, поскольку экспертиза проведена в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства, в заключении приведены ссылки на нормативные акты и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы. Эксперт ФИО1 является действительным членом Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации - Некоммерческое партнерство «Общество профессиональных экспертов и оценщиков», имеет необходимые дипломы и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, на основании чего сделаны выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Оснований для сомнения в правильности, беспристрастности и объективности эксперта не имеется.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами доказательств, опровергающих указанное заключение эксперта, не представлено.
Таким образом, учитывая, что административным истцом выполнена возложенная на нее обязанность по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, а административными ответчиками и заинтересованными лицами не опровергнуты представленные доказательства об определении рыночной стоимости принадлежащих административному истцу объектов недвижимости, а также принимая во внимание, что данные об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, которые могли бы опровергнуть отчет об оценке от 25 октября 2019 года № 169, выполненный ООО «Навигатор права и оценки», и заключение эксперта ООО «Брянский оценщик» ФИО1 от 17 марта 2020 года № 21, отсутствуют, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Ветровой Н.М. и установлении кадастровой стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для производственных целей, площадью 662+/-18 кв.м, кадастровый №, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир нежилой дом, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 187 974,90 руб.; нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, площадью 80,3 кв.м, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, кадастровый №, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июня 2015 года в размере 1 470 561,11 руб.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как следует из материалов административного дела, Ветрова Н.М. обратилась в суд с настоящим административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости 15 ноября 2019 года (л.д.2).
Таким образом, датой подачи Ветровой Н.М. заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ей объектов недвижимости в размере рыночной стоимости следует считать 15 ноября 2019 года, т.е. дату ее обращения в суд.
По смыслу положений статей 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
С учетом изложенного настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Ветровой Натальи Михайловны к управлению имущественных отношений Брянской области, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для производственных целей, площадью 662+/-18 кв.м, кадастровый №, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир нежилой дом, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 187 974,90 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, площадью 80,3 кв.м, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, кадастровый №, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июня 2015 года в размере 1 470 561,11 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 15 ноября 2019 года – дату обращения Ветровой Н.М. с настоящим административным иском в суд.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А.Богородская