Решение по делу № 33а-7672/2021 от 22.09.2021

Судья Ц. Дело ***а-7672/2021

УИД: 22RS0***-84

№ 2а-4030/2021 (в суде 1 инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 октября 2021 года г.Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Котликовой О.П.,

судей Зацепина Е.М., Титовой В.В.,

при секретаре Нечай А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Г. на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 3 августа 2021 года по административному делу по иску Г. к заместителю прокурора Алтайского края Н., Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании ответа незаконным, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Котликовой О.П., судебная коллегия

установила:

Г. обратился в суд с административным иском к заместителю прокурора Алтайского края Н., Генеральной прокуратуре Российской Федерации об оспаривании ответа заместителя прокурора Алтайского края Н. от 1 июня 2021 года № 17-125-2011 года, данного на обращение Г. от 16 апреля 2021 года.

По мнению административного истца, в нарушение требований Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45, ответ не мотивирован, чем нарушены права заявителя, гарантированные статьями 21, 22, 33, 41, 42, 45 Конституции Российской Федерации, статьями 17, 51 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьями 2, 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Просил суд признать вышеуказанный ответ незаконным, возложить обязанность на Генеральную прокуратуру Российской Федерации осуществить контроль за исполнением приказов от 8 августа 2011 года № 237 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)», от 30 января 2013 года № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», от 16 января 2014 года № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в отношении прокуратуры Алтайского края.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена прокуратура Алтайского края.

Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 3 августа 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Г. просит решение суда отменить, административные исковые требования удовлетворить, ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает, что дело рассмотрено в его отсутствие; суд не дал оценки соблюдению норм Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; суд не проанализировал содержание оспариваемого ответа и не учел, что документы, принятые в дополнение к ответу на обращение, направлены в адрес заявителя спустя месяц.

В возражениях представитель прокуратуры Центрального района г.Барнаула О. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения,

Административный истец Г., участвующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции путем использования видеоконференц-связи, грубо нарушал порядок в судебном заседании, выражался нецензурной бранью в связи с чем был удален из зала судебного заседания на все время судебного заседания, тем самым распорядился правом на участие в судебном заседании по своему усмотрению.

Представитель административного ответчика прокуратуры Алтайского края Т. полагала, что решение является законным и обоснованным, просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав присутствовавших в судебном заседании лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» урегулирован порядок и определены условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В частности, подозреваемые и обвиняемые имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов (статья 17 Закона о содержании под стражей).

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулированы Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (часть 3 той же статьи).

Частью 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 2202-1), статьей 10 которого предусмотрено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 2 той же статьи).

Как предусмотрено частями 3-5 данной статьи, ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

В целях установления в органах прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45 утверждена и введена в действие устанавливающая общие принципы и способы организации работы Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы. Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.

В соответствии с пунктом 1.8 Инструкции в органах прокуратуры Российской Федерации организационно-распорядительными документами определяются конкретные должностные лица, на которых возлагаются обязанности по обеспечению объективности, всесторонности и своевременности рассмотрения обращений, в том числе взятых на контроль (особый контроль) руководителями органов прокуратуры, обобщению практики разрешения обращений, а также оформлению соответствующих контрольных и статистических карточек.

Как предусмотрено пунктом 6.5 Инструкции, в прокуратурах субъектов Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении первичных обращений граждан принимает начальник управления (отдела), старший помощник (помощник) прокурора, заместитель прокурора, при повторном обращении в связи с отказом в удовлетворении требований - прокурор, или лицо, его замещающее. Они же подписывают ответы заявителям.

Исходя из приведенного нормативного правового регулирования, прокурору предоставлено право самостоятельно принимать решения по вопросам, находящимся в силу закона в его ведении; принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться прокурором по результатам исследования доводов жалоб и иных обращений заявителя и материалов проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Г. отбывает наказание в Федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Алтайскому краю» (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю).

ДД.ММ.ГГ Г. за нарушение режима содержания был водворен в карцер № 10 режимного корпуса № 6 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю.

ДД.ММ.ГГ в прокуратуру Центрального района г.Барнаула от Г. поступило обращение о нарушении его прав со стороны ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, а именно: ДД.ММ.ГГ Г. был помещен в карцер № 10, в котором имели место антисанитарные условия, в связи с чем административный истец просил возбудить дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ДД.ММ.ГГ обращение было перенаправлено в прокуратуру Алтайского края в соответствии с пунктом 3.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45.

По запросу прокурора отдела по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, ДД.ММ.ГГ врио начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю С. дан ответ, что уборка камерных помещений (карцер, ШИЗО) при отсутствии в них подозреваемых, обвиняемых и осужденных, проводится осужденными из числа отряда по хозяйственному обслуживанию учреждения. Ежедневно при проведении утренней количественной проверки спецконтингента сотрудниками филиала «Медицинская часть № 10» ФКУЗ МСЧ – 22 ФСИН России проверяется санитарное состояние камер, коридоров и туалетов режимных корпусов №№ 1, 2, 3, 4, 6, 7, о чем производится запись в книге дежурств по корпусному отделению. Запись с видеокамеры, установленной в карцере № 10 режимного корпуса № 6 за 15 апреля 2021 года, не сохранилась по причине истечения 30-дневного срока хранения.

В рамках проверки прокуратурой обстоятельств, изложенных в обращении, начальником дневной смены ОРН ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю Г. предоставлена справка от 1 июня 2021 года, согласно которой 14 апреля 2021 года после освобождения заключенного под стражу из карцера № 10 режимного корпуса № 6, осужденными из числа отряда по хозяйственному обслуживанию учреждения была проведена влажная уборка карцера № 10, помещение находилось в удовлетворительном санитарном состоянии.

Указанное обстоятельство подтверждается рапортом от ДД.ММ.ГГ, копией книги инв. № 99 т. 8 дежурств по корпусному отделению № 6, которая содержит объяснение от 28 мая 2021 года майора внутренней службы И. об удовлетворительном санитарном состоянии карцера № 10 режимного корпуса № 6.

ДД.ММ.ГГ по результатам проведения проверки заместителем прокурора Алтайского края Н. дан ответ ***, в котором Г. сообщено, что доводы его обращения не нашли своего подтверждения, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется, как и оснований для принятия решения в отношении сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ДД.ММ.ГГ ответ направлен административному истцу.

ДД.ММ.ГГ вынесены определения об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 и 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием состава правонарушений с разъяснение порядка обжалования.

ДД.ММ.ГГ дополнительный ответ от ДД.ММ.ГГ ***/ с приложением копий определений от ДД.ММ.ГГ направлен в адрес Г.

Разрешая административный спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводам о том, что оспариваемый ответ дан должностным лицом в установленные законом сроки, в пределах предоставленных полномочий, нарушения прав и интересов заявителя оспариваемым ответом не установлено, т.е. совокупность условий, необходимых в силу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административных исковых требований, отсутствует.

Поводов не согласиться с выводами суда судебная коллегия не усматривает, поскольку они соответствует требованиям законодательства и установленным по делу обстоятельствам.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованности выводов суда безосновательны. Решение суда мотивировано, обосновано имеющимися в деле доказательствами, на основании оценки которых суд пришел к правильному выводу о том, что уполномоченным должностным лицом прокуратуры Алтайского края обеспечено объективное и своевременное рассмотрение обращения Г., дан мотивированный письменный ответ, который получен административным истцом.

Тот факт, то дополнение к ответу направлено спустя месяц после самого ответа, о незаконности оспариваемого ответа, вопреки доводам жалобы, не свидетельствует.

Ссылки в жалобе на нарушение судом процессуальных норм в виде рассмотрения административного дела в отсутствие Г. признаются несостоятельными.

Согласно части 1 статьи 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если для правильного рассмотрения и разрешения административного дела необходимо присутствие в судебном заседании лица, которое по объективным причинам не имеет такой возможности, вопрос о его участии в судебном заседании разрешается судом (по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе суда) путем использования систем видеоконференц-связи при наличии такой технической возможности.

В соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, их представителей или по своей инициативе разрешает вопрос о возможности участия в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании, лиц, участвующих в деле, путем использования систем видеоконференц-связи, а также принимает меры по обеспечению такого участия. По результатам рассмотрения указанных ходатайства и вопросов суд выносит мотивированное определение.

Как следует из материалов дела, о личном участии посредством видеоконференц-связи административный истец не просил ни в административном исковом заявлении, ни впоследствии, в том числе после получения 16 июня 2021 года, 15 июля 2021 года извещений о времени и месте рассмотрения дела.

Более того, как указано выше, Г. лично участвовал при апелляционном рассмотрении по видеоконференц-связи, однако, грубо нарушая порядок судебного заседания, несмотря на объявленное замечание (что повлекло удаление из зала судебного заседания до окончания судебного заседания), по своему усмотрению распорядился правом дать объяснения суду и быть выслушанным судебной коллегией при рассмотрении апелляционной жалобы.

Судебная коллегия также учитывает осведомленность административного истца о праве на участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи и активную реализацию такового по иным делам путем заявления соответствующих ходатайств.

В такой ситуации по данному делу право истца на судебную защиту нельзя признать нарушенным.

В связи с этим судебная коллегия не усматривает нарушений процессуальных норм, на которые ссылается административный истец.

Таким образом, доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, сводятся к несогласию с содержащимися в решении суда выводами, что не может рассматриваться в качестве основания для удовлетворения апелляционной жалобы.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г.Барнаула от 3 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г. – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33а-7672/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Гусейнов Эльдар Афраилович
Ответчики
Заместитель прокурора Алтайского края Новиков Петр Валентинович
Прокуратура Алтайского края
Генеральная прокуратура РФ
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
20.10.2021Судебное заседание
25.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2021Передано в экспедицию
20.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее