25RS0008-01-2021-000742-08
Дело № 2а-559/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Дальнереченск 18 мая 2021 г.
Дальнереченский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Ляшко О.В., при секретаре Шмалько М.П., с участием прокурора Прытковой М. В. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дальнереченского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц о признании информации, размещённой на сайте по сетевому <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
У С Т А Н О В И Л:
Дальнереченский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском о признании информации, размещённой в сети «Интернет» на сайте по сетевому <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование заявленных требований указал, что Дальнереченской межрайонной прокуратурой проведена проверка жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что при использовании доступа к сети «Интернет» осуществляется беспрепятственный доступ к вышеуказанному электронному адресу, на котором в свободном доступе размещена информация, адресованная неопределенному кругу лиц о способах хищения энергоресурсов путем остановки и воздействия на приборы учета электроснабжения. При этом на данном ресурсе указанная информация размещена таким образом, что любой желающий бесплатно и без каких-либо ограничений сможет ознакомиться с данными материалами. Размещённая на указанном сайте информация позволяет неограниченному кругу лиц, в нарушение норм жилищного законодательства Российской Федерации (ч.1 ст.153 ЖК РФ, ч.1 ст.157 ЖК РФ), требований ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ознакомиться с информацией, содержащей способы хищения энергоресурсов путем остановки и воздействия на приборы учета электроснабжения. Согласно пп. «г» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета. Установка различных устройств, останавливающих приборы учета коммунальных ресурсов, вскрытие и незаметное удаление пломб с приборов учета и последующая неоплата использованных воды, тепловой энергии, электрической энергии, гала является противоправным деянием, за которое может наступить, в том числе, административная или уголовная ответственность по ст.7.27 КоАП РФ или ст.158 УК РФ, соответственно. Законодательством установлен запрет на распространение информации о способах хищения энергоресурсов путем остановки счетчиков расхода воды, электроэнергии, газа и вскрытия пломб на них. При таких обстоятельствах, сведения, размещённые на интернет-сайте, побуждают неопределённый круг лиц к совершению преступлений и административных правонарушений. Ознакомление с информацией, размещённой в сети «Интернет» на сайте по указанному сетевому адресу, может нанести непоправимый ущерб нравственности населения, разрушить принятые моральные устои и конституционные права граждан. Установить собственника (владельца) сайта в ходе проверки не представилось возможным, что подтверждается информацией представленной МО МВД России «Дальнереченский» от 23.04.2021 г.
По состоянию на 18 апреля 2021 г. рассматриваемая информация в нарушение действующего законодательства размещена в сети «Интернет» на сайте: <адрес>, и в Единый реестр не внесена ввиду того, что пунктом 5 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принять данное решение, не определён. Из информации управления Роскомнадзора по Приморскому краю от 23.04.2021 г. № следует, что данный орган не уполномочен на принятие решения о признании указанной информации запрещённой для дальнейшего включения Интернет-ресурса <адрес>, в вышеуказанный Реестр. Правом принимать решение о наличии противоправной информации на указанном сайте для последующего ограничения доступа к нему обладает суд. Признание информации распространяемой посредством сети «Интернет», размещённой на указанном сайте, распространение которой в Российской Федерации запрещено, позволит внести его в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Представитель административного истца требования поддержала, указала, что в настоящее время сведения о запрете размещённой на сайте информации отсутствуют. Просила административный иск удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело без участия представителя, указав, что сетевой ресурс <адрес> по состоянию на 30.04.2021 г. не внесен в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», и доступ нему не ограничен в установленном законом порядке.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Закон № 149-ФЗ) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку её предоставления или распространения.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Информация в зависимости от порядка её предоставления или распространения подразделяется на: информацию, свободно распространяемую; информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Согласно п. п. 1, 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьёй 15 Закона № 149-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ)
Статья 9 указанного закона предусматривает ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
На основании ч.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, преданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом на собственников помещений возложена обязанность по оснащению этих помещений приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно пп. «г» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правил), утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, определено, что потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие проверку.
Согласно пп. «г» п. 35 Правил потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
Законодательством установлен запрет на распространение информации о способах хищения энергоресурсов путем остановки счетчиков расхода воды, электроэнергии, газа и вскрытия пломб на них.
Как следует из материалов дела Дальнереченской межрайонной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что при использовании доступа к сети «Интернет», осуществляется беспрепятственный доступ к электронному <адрес>, на котором в свободном доступе размещена информация о способах хищения энергоресурсов путем остановки и воздействия на приборы учета электроснабжения. При этом, на данном ресурсе указанная информация размещена таким образом, что любой желающий бесплатно и без каких-либо ограничений сможет ознакомиться с данными материалами. Размещённая на указанном сайте информация позволяет неограниченному кругу лиц, в нарушение требований жилищного законодательства ознакомиться с информацией содержащей способы хищения энергоресурсов путем остановки и воздействия на приборы учета электрической энергии. Ознакомиться с содержанием сайта может любой Интернет-пользователь. Факт размещения указанной информации установлен работником межрайонной прокуратуры 18.04.2021г. в помещении Дальнереченской межрайонной прокуратуры Приморского края по адресу: Приморский край, г. Дальнереченск, ул. Дальнереченская, д. 58 при использовании рабочего компьютера. Установить собственника (владельца) сайта в ходе проверки не представилось возможным. Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра сайта в сети «Интернет» от 18.04.2021 г., скриншотами страниц от 18.04.2021 г.
Установка различных устройств, останавливающих приборы учета коммунальных ресурсов, вскрытие и незаметное удаление пломб с приборов учета и последующая неоплата использованных воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа является противоправным деянием, за которое может наступить, в том числе, административная или уголовная ответственность по ст.7.27 КоАП РФ или ст.158 УК РФ, соответственно. Дальнейшее нахождение в открытом доступе указанной информации формирует у неопределенного круга лиц отношение к приобретению вышеуказанных документов как приемлемому общественному явлению, способствует укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления, и может нанести непоправимый ущерб нравственности населения, разрушить принятые моральные устои и конституционные права граждан. Вследствие этого имеется необходимость ограничения доступа к информации, размещённой на данном сайте.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации № 2124-1 от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Статьёй 2 Закона № 149-ФЗ установлено, что информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с п. 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее Правила), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101, Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее-единый реестр) создаётся в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктами 2, 3, 5 Правил предусмотрено, что создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Ведение единого реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.
Основаниями для включения в единый реестр доменных имён и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещённую информацию, являются: решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещённой информацией.
В силу требований п. 9 Правил Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения, вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещённой информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещённой информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую: доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещённую информацию; описание выявленной запрещённой информации, позволяющее её идентифицировать, включая (если имеется) её название, с приложением заверенной должностным лицом уполномоченного органа (в том числе квалифицированной электронной подписью) копии страницы (страниц) сайта в сети «Интернет»; решение уполномоченного органа о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в единый реестр или вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещённой на сайте в сети «Интернет», запрещённой информацией, представленное в форме электронного документа, заверенного квалифицированной электронной подписью; дату и время получения решения уполномоченного органа или решения суда о признании информации, размещённой на сайте в сети «Интернет», запрещённой информацией.
С учётом требований Закона № 149-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информация, размещённая на сайте по сетевому <адрес>, подлежит запрету к распространению на территории Российской Федерации.
Признание информации, размещённой на указанном сайте, запрещённой к распространению, позволит внести его в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Закон № 149-ФЗ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить полностью административное исковое заявление Дальнереченского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Признать информацию, размещённую на сайте по сетевому <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено как не соответствующей нормативным правовым актам и нарушающей права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц.
Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения электронных страниц сайта <адрес>, в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения через Дальнереченский районный суд.
Судья О.В.Ляшко