г. Омск 12 октября 2015 года
Ленинский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Усольцевой Н.Л.
при секретаре судебного заседания Беловой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к Васильеву А.В. о прекращении действия права управления транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского административного округа г. Омска обратился в Ленинский районный суд г. Омска с иском к Васильеву А.В. о прекращении действия права управления транспортными средствами.
В обоснование заявленных требований прокурор Ленинского административного округа г. Омска указал, что проведенной прокуратурой округа проверкой установлено, что 23.12.2014 года Отделом ГИБДД г. Омска Васильеву А.В. было выдано водительское удостоверение №. Кроме того, было установлено, что ответчик состоит на учете в Бюджетном учреждении здравоохранения Омской области «Наркологический диспансер» с заболеванием, которое включено в перечень медицинских психиатрических заболеваний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности. Одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами в силу ст. 28 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Васильев А.В., страдает заболеванием, включенным в перечень медицинских психиатрических заболеваний противопоказанных для осуществления деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, в результате чего нарушаются права участников дорожного движения, а именно: лиц, принимающих непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителей транспортных средств, пешеходов, пассажиров транспортных средств, определить круг которых не представляется возможным, на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации. Считает, что Васильев А.В. незаконно пользуется правом управления транспортными средствами, создавая реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Просит суд прекратить действие права Васильева А.В., 29.03.1977 года рождения на управление транспортными средствами, взыскать с Васильева А.В. в бюджет г. Омска государственную пошлину в установленном законом порядке.
Представитель истца Арапова Е.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Васильев А.В. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, возражений против иска не предоставил.
Представитель Межрайонного экзаменационного отдела ГИБДД полиции УМВД России по Омской области в качестве третьего лица в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав Арапову Е.А., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ст. 5 указанного закона одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств, обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами), внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения, обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, проведение санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, оказание медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и обучение участников дорожного движения, сотрудников экстренных оперативных служб, а также населения навыкам оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона. Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением, а в предусмотренных настоящим Федеральным законом и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях случаях временным разрешением на право управления транспортными средствами.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение. Право на управление транспортными средствами предоставляется: транспортными средствами категорий «А», «В», «С» и подкатегорий «В1», «С1» - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста.
В соответствии с п. 32 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 года № 1396 кандидату в водители, сдавшему экзамены, при представлении документа об оплате изготовления и (или) выдачи водительского удостоверения оформляется и выдается под расписку соответствующее водительское удостоверение.
Согласно п. 35 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 года № 1396 водительские удостоверения выдаются на срок 10 лет, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 45 настоящих Правил, по истечении которого они считаются недействительными. Замена водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном пунктами 38-40 настоящих Правил.
В соответствии с п. 38 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 года № 1396 для замены водительского удостоверения, выдачи водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного) в Государственную инспекцию представляются документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил (кроме документа об оплате сдачи экзаменов), а также документ об оплате изготовления и (или) выдачи нового водительского удостоверения.
Согласно п. 16 указанных Правил лицо, желающее получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий представляет в Государственную инспекцию: заявление, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий регистрацию кандидата в водители по месту жительства или по месту пребывания (при наличии регистрации), медицинскую справку, документ о прохождении обучения (за исключением лиц, получивших подготовку в индивидуальном порядке), водительское удостоверение (если ранее выдавалось), фотографию (за исключением случаев автоматизированного изготовления водительских удостоверений в Государственной инспекции), квитанцию (платежное поручение) об оплате сдачи экзаменов.
В соответствии с п. 10 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 года № 1396 к сдаче экзаменов допускаются лица: прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие медицинскую справку установленного образца о годности к управлению транспортными средствами соответствующих категорий.
Судом установлено, что 23.12.2014 года Межрайонным экзаменационным отделом ГИБДД полиции УМВД России по Омской области Васильеву А.В., 29.03.1977 года рождения на основании медицинской справки, выданной 18.12.2014 года было выдано водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами категории «B», «В1», «С», «С1», «С1Е», «СЕ», «D», «D1» сроком до 23.12.2024 года, что подтверждается копией водительской карточки.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик, лишение права на управление транспортными средствами.
Установление диагноза является исключительной компетенцией врача и не обусловлено мнением больного о наличии либо отсутствии у него какого-либо заболевания (ст. 20 Закона РФ от 02.07.1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).
Согласно ст. 45 Федерального закона 08.01.1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в целях защиты здоровья, нравственности, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства в РФ устанавливаются ограничения на занятия отдельными видами деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Понятие источников повышенной опасности содержится в ст.1079 ГК РФ, которая к таким источникам относит, кроме прочего, и использование транспортных средств.
Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 года № 377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для указанных в таблице работ являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, эпилепсия с пароксизмальными расстройствами. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально. Дополнительными противопоказаниями являются, в том числе: алкоголизм, наркомания, токсикомания, при этом допуск к управлению транспортными средствами категорий «A», «B», «C» возможен только после стойкой ремиссии, для категорий «D», «E» - алкоголизм, наркомания, токсикомания являются безусловными противопоказаниями.
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных норм закона следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
Из справки Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Наркологический диспансер» следует, что Васильев А.В., 29.03.1977 года рождения наблюдается в Бюджетном учреждении здравоохранения Омской области «Наркологический диспансер» с 29.04.2003 года с диагнозом <данные изъяты>. В мае 2014 года был снят с учета в связи с нахождением в местах лишения свободы, после освобождения восстановлен в наблюдении 28.10.2014 года. Ремиссия с 2010 года (вынужденная), наркологический кабинет посещает регулярно, на стационарном лечении не находился.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает, что заявленные прокурором Ленинского административного округа г. Омска требования подлежат удовлетворению и полагает возможным при установленных судом обстоятельствах прекратить действие права Васильева А.В. управления транспортными средствами до наступления стойкой ремиссии.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд считает необходимым взыскать с Васильева А.В. в бюджет г. Омска государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Прекратить действие права Васильева А.В., 29.03.1977 года рождения на управление транспортными средствами до наступления стойкой ремиссии.
Взыскать с Васильева А.В. в бюджет г. Омска государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Омска.
Решение в окончательной форме изготовлено 19.10.2015 года.
Судья Н.Л. Усольцева