Судья Полищук Л.И. УИД 61RS0003-01-2023-005642-31
дело № 33-8724/2024
номер дела суда первой инстанции 2-557/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 мая 2024 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Корниловой Т.Г.,
судей Глебкина П.С., Тактаровой Н.П.,
при секретаре Загутиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потапова Василия Васильевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о перерасчете назначенной страховой пенсии, по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Глебкина П.С., судебная коллегия
установила:
Потапов Василий Васильевич обратился с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (сокращенно и далее по тексту ОСФР по Ростовской области) об обязании произвести перерасчет коэффициента отношения средней заработной платы за период с августа 1982 года по июль 1987 года к средней заработной плате в СССР за тот же период по данным Госкомстата; произвести перерасчет пенсии, с учетом вновь вычисленного коэффициента отношения средних зарплат, с момента ее назначения; выплатить недополученные суммы пенсионного обеспечения, связанные с допущенной ошибкой, с момента назначения страховой пенсии, с 23.04.2022, указав следующие обстоятельства.
С 23.04.2022 ОСФР по Ростовской области Потапову В.В. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в размере 13 531 рубль 44 копейки, в том числе фиксированная выплата – 6 564 рубля 31 копейка, страховая часть – 6 967 рублей 13 копеек.
По мнению истца, при установлении размера страховой пенсии ответчиком произведен неправильный расчет коэффициента отношения его среднего заработка к среднему заработку по стране.
Из смысла приведенных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173–ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» положений следует, что средний заработок при расчете размера пенсии должен определяться в целом по стране. Ранее это также было определено в статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», который послужил основой для определения размера пенсии с применением ИКП (индивидуального коэффициента пенсионера), в статье 7 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Иных норм о порядке определения коэффициента отношения средних зарплат нормы действующего и ранее действовавшего пенсионного законодательства РФ не содержат.
Среднемесячный заработок Потапова В.В. за период с августа 1982 года по июль 1987 года. (60 месяцев), принятый к расчету ОСФР по Ростовской области, составил 200,9913 рублей. Ответчиком произведен расчет коэффициента отношения среднего заработка истца к среднему по стране, деля заработок на средний заработок по РСФСР за эти же годы.
Однако, в годы, взятые ответчиком для расчета коэффициента среднего заработка Потапова В.В. (период с 1982 года по 1987 год), государство Российская Федерация, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) не существовало. Государственный суверенитет РСФСР получила в связи с Декларацией Совета Народных Депутатов от 12.06.1990, а до этого времени входила в состав союзного государства СССР как одна из 15 союзных республик. В связи с этим, оснований для использования среднего заработка по РСФСР в указанный период у ОСФР по Ростовской области не имелось.
Средняя заработная плата по стране СССР за период с 1982 года по 1987 год согласно Письму Госкомстата России от 21.08.1997 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, была значительно ниже, чем по РСФСР, поэтому реальный коэффициент отношения средних зарплат должен быть выше рассчитанного ответчиком. Применение неправильного коэффициента средних зарплат существенно уменьшило расчетный пенсионный капитал Потапова В.В.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16.01.2024 исковые требования Потапова В.В. удовлетворены.
Суд обязал ОСФР по Ростовской области произвести перерасчет коэффициента отношения средней заработной платы Потапова В.В. за период с августа 1982 года по июль 1987 года к средней заработной плате в СССР за тот же период.
Обязал ОСФР по Ростовской области произвести перерасчет пенсии Потапова В.В. с учетом осуществленного перерасчета коэффициента отношения средней заработной платы с 23.04.2022.
Обязал ОСФР по Ростовской области произвести выплату Потапову В.В. недополученной суммы пенсии с 23.04.2022.
В апелляционной жалобе ОСФР по Ростовской области просило отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе Потапову В.В. в иске, полагая его принятым с существенным нарушением норм материального права.
Апеллянт, ссылалась на положения статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173–ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», полагал, что, удовлетворяя иск Потапова В.В., суд первой инстанции не принял во внимание, что согласно Декларации Совета Народных Депутатов РСФСР от 12.06.1990 № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в ней народами.
На территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и Соглашению «О создании Содружества Независимых [государств» от 08.12.1991 (пункт 2 Постановления ВС РФ от 12.12.1991 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН).
В соответствии с Законом РСФСР от 25.12.1991 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» Государство Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) переименовано в Российскую Федерацию (Россия).
В связи с чем, по мнению апеллянта, согласно законодательству Российской Федерации, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица должно определяться к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период, учитывая, что работа Потапова В.В. осуществлялась на территории РСФСР.
Таким образом, апеллянт полагал, что расчет отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) с применением в расчетах заработной платы Потапова В.В., согласно представленной справке, за периоды работы с августа 1982 года по июль 1987 года и средней заработной платы, установленной в Письме Госкомстата России от 21.08.1997 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о среднемесячной1 заработной плате работающих в отраслях экономики РСФСР с 1960 по 1990 год произведен ОСФР по Ростовской области правильно и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Соответственно, вывод суда первой инстанции о необходимости ОСФР по Ростовской области произвести перерасчет коэффициента отношения средней заработной платы за период с августа 1982 года по июль 1987 года к средней заработной плате в СССР за тот же период основан на ошибочном применении норм пенсионного законодательства Российской Федерации.
Кроме того, возложение обязанности судом на ОСФР по Ростовской области произвести Потапову В.В. перерасчет назначенной страховой пенсии по старости с учетом осуществленного перерасчета коэффициента отношения средней заработной платы с момента назначения пенсии, то есть с 23.04.2022, апеллянт полагал незаконным и необоснованным, так как судом не была применена норма, изложенная в пункте 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 указанной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
В связи с чем, возложение на ОСФР по Ростовской области обязанности произвести выплату Потапову В.В. недоплаченной страховой пенсии, исходя из даты установления пенсии 23.04.2022, с учетом вновь рассчитанного размера страховой пенсии также противоречит законодательству Российской Федерации в области пенсионного обеспечения.
В возражениях Потапов В.В. просил оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Рассмотрев документы гражданского дела, проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, исходя из требований части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных сторон согласно требованиям статей 167 и 327 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.
До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 данного Федерального закона отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.
При этом в силу положений статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015; увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 01.01.2015 до даты назначения страховой пенсии; увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды работы, имевшие место до 01.01.2015, рассчитывается по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 30 данного Федерального закона при расчете размера пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями, либо государственными (муниципальными) органами, а также стажевый коэффициент.
В соответствии с разъяснениями, указанными в пп. 8 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исчисляя расчетный размер трудовой пенсии, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
Согласно пункту 3 статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего закона нормы Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяются, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Судом установлено и следует из документов гражданского дела, что с 23.04.2022 решением ОСФР по Ростовской области Потапову В.В. назначена страхования пенсия по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в размере 13 531 рубль 44 копейки, в том числе фиксированная выплата – 6 564 рубля 31 копейка, страховая часть – 6 967 рублей 13 копеек.
Размер пенсии Потапова В.В. был определен ОСФР по Ростовской области с использованием порядка исчисления, установленного пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
ОСФР по Ростовской области произвело расчет пенсии из заработка Потапова В.В. за период с августа 1982 года по июль 1987 года, деля этот заработок на средний заработок по РСФСР за этот же отрезок времени.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Потапова В.В., суд первой инстанции исходил из того, что отношение его заработка должно определяться к среднему заработку по стране (СССР), а не к среднему заработку по РСФСР, при том, что по данным Госстата средний заработок по СССР ниже, чем средний заработок по РСФСР, что выгоднее для Потапова В.В. при расчете пенсии с использованием данной величины в качестве делителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения исковых требований об обязании ОСФР по Ростовской области произвести перерасчет коэффициента отношения средней заработной платы Потапова В.В. за период с августа 1982 года по июль 1987года к средней заработной плате в СССР за тот же период с выплатой соответствующей задолженности.
Учитывая, что неправильное применение ОСФР по Ростовской области отношения заработка истца к среднему заработку по РСФСР произведено при назначении ему с 23.04.2022 страховой пенсии по старости, суд указал на необходимость перерасчета Потапову В.В. размера пенсии с момента ее назначения, так как с этой даты истец имел право на получение пенсии в большем размере.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ.
В судебном постановлении приведено правильное толкование норм материального права (Федерального закона от 28.12.2013№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также результаты оценки доказательств по правила статьи 67 ГПК РФ.
Судебная коллегия полагает, что возможность определения среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за период с 01.08.1982 по 31.07.1987 у ответчика отсутствовала, так как в указанный период времени трудовую деятельность Потапов В.В. осуществлял в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР), при этом Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) входила в состав СССР наряду с остальными социалистическими республиками и отдельным государством не являлась, в связи с чем, у ОСФР по Ростовской области отсутствовали основания, предусмотренные законом, для использования среднего заработка по РСФСР, исходя из действующей на момент принятия решения о назначении истцу пенсии редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях, поскольку средний заработок должен определяться в целом по стране.
Учитывая данные обстоятельства, судебная коллегия также полагает, что нарушенное право Потапова В.В. подлежало восстановлению путем возложения на ОСФР по Ростовской области обязанности произвести перерасчет коэффициента отношения средней заработной платы истца за период с 01.08.1982 по 31.07.1987 к средней заработной плате в СССР за тот же период, а также производства выплату последнему недополученных сумм пенсии, исходя из даты установления пенсии, а также вновь рассчитанного размера страховой пенсии.
Доводы апелляционной жалобы ОСФР по Ростовской области о том, что суд первой инстанции необоснованно обязал ответчика произвести перерасчет пенсии с даты ее установления, вопреки требованиям пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», судебной коллегией отклоняется, поскольку обращаясь в суд, истец фактически оспаривал произведенный ответчиком 23.04.2022 изначальный расчет размера его пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», указав на то, что ОСФР по Ростовской области незаконно при вычислении отношения его среднемесячного заработка за период времени с 01.08.1982 по 31.07.1987 к среднемесячному заработку по стране, безосновательно использовал данные о среднемесячном заработке за этот период по РСФСР, а не по СССР.
При том, что, исходя из требований части 2 статьи 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», следует, что страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение следует судебная коллегия полагает законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы ОСФР по Ростовской области не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 31 мая 2024 года