Дело № 2а-423/2022 (2а-1847/2021;)
УИД № 47RS0014-01-2020-002092-21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Приозерск 30 марта 2022 г.
Приозерский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего Левичевой Н.С.
при ведении протокола помощником судьи ФИО2
с участием прокурора ФИО3,
с участием представителя административного ответчика администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области Михалевой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Приозерского городского прокурора к администрации муниципального образования Красноозерное сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия,
установил:
Приозерский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц первоначально обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, администрации муниципального образования Красноозерное сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской, в котором с учетом уточнения заявленных требований просил признать незаконным бездействие, обязать административного ответчика в течение восемнадцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по оформлению права муниципальной собственности на земельный участок, используемый под размещение автомобильной дороги общего пользования местного значения – «Подъезд» к д. Силино» (<адрес>), д. Силино Красноозерного сельского поселения Приозерского муниципального района, а именно участок с кадастровым номером №, а также принять меры по постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на земельный участок, используемый под размещение автомобильной дороги общего пользования местного значения – «Подъезд к д. Силино» (<адрес> д. Силино Красноозерного сельского поселения Приозерского муниципального района, располагающийся на землях лесного фонда. (л.д. 3-6, л.д. 142-143 том 1, л.д. 152-153 том 2)
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Приозерской городской прокуратурой проведена проверка исполнения земельного законодательства и законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения закона. В соответствии с ответом управления по градостроительству, землепользованию и муниципальному имуществу администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области автомобильная дорога «Подъезд к д. Силино» находится в собственности муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области. Земельный участок, на котором расположена автомобильная дорога, на кадастровом учете не стоит, межевание не проведено, право собственности на земельный участок не зарегистрировано. Указанные нарушения приводят к тому, что содержание автомобильной дороги не осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов, что влечет угрозу нарушения бесперебойного и безопасного движения транспортных средств, а также влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены АО «Племенной завод «Красноозерное», комитет по природным ресурсам Ленинградской области. (л.д. 158, 174 том 2)
Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 23 апреля 2021 г. административное исковое заявление Приозерского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, администрации муниципального образования Красноозерное сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным бездействия, обязании принять меры по постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на земельные участки, используемые под размещение автомобильной дороги общего пользования местного значения удовлетворено частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 декабря 2021 г. решение Приозерского городского суда от 23 апреля 2021 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Определением суда (протокольным) от 25 января 2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства. (л.д. 156 том 3)
В дальнейшем прокурор уточнил заявленные административные исковые требования в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. С учетом принятых судом уточнений Приозерский городской прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Красноозерное сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами №, используемые под размещение автомобильной дороги общего пользования местного значения – «Подъезд к <адрес>» <адрес> сельского поселения Приозерского района Ленинградской области. (л.д. 10-11 том 4)
В судебном заседании прокурор, помощник Приозерского городского прокурора, ФИО3 административный иск поддержал, просил удовлетворить административные исковые требования.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области ФИО4 в судебном заседание возражала против удовлетворения иска, пояснила, что бездействия не допущено, право муниципальной собственности на земельные участки зарегистрировано.
Административный ответчик администрация муниципального образования Красноозерное сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, заинтересованные лица АО «Племенной завод «Красноозерное», комитет по природным ресурсам Ленинградской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителей не направили. (л.д. 25-29 том 4)
В соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд находит административный иск подлежащим частичному удовлетворению.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения – это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 5 того же закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.
Согласно п. 5 ч. 1, ч 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 областного закона Ленинградской области от 10 июля 2014 г. № 48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» к вопросам местного значения городского и сельского поселения отнесенаы дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под дорожной деятельностью согласно ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статьей 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Статьей 10 того же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками автомобильных дорог.
Исходя из положений ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения
При этом, согласно ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30 августа 2011 г. № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества согласно которого реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый номер – это неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер объекта недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.
Как указано в приказе Минтранса России от 20 мая 2009 г. № 80 «О Едином государственном реестре автомобильных дорог» в реестр, в том числе, вносятся сведения о собственнике автомобильной дороги, которые должны содержать вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.
Согласно ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, помимо прочего, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Из материалов дела следует и судом установлено, что администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области является собственником автомобильной дороги «Подъезд к дер. Силино». Указанная дорога включена в Перечень автомобильных дорог местного значения муниципального района в границах муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области. (л.д. 155-158, 165, 166-168 том 1)
Автомобильная дорога расположена на земельных участках с кадастровыми номерами № а также на земельном участке, располагающемся на землях лесного фонда.
Из выписки из ЕГРН следует, что 3 марта 2021 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, зарегистрировано право собственности муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области. (л.д. 205-207 том 2)
Из выписки из ЕГРН следует, что 2 июня 2021 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, зарегистрировано право собственности муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области. (л.д. 146-148 том 3)
Таким образом, право муниципальной собственности в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № оформлено после обращения прокурора с иском в суд.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что администрацией Приозерского муниципального района <адрес> допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами №, используемые под размещение автомобильной дороги общего пользования местного значения – «Подъезд к <адрес>» <адрес> сельского поселения <адрес>.
С учетом приведенных обстоятельства дела и норм закона оснований для удовлетворения административного иска в части требований, предъявленных к администрации муниципального образования Красноозерное сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, не имеется.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Приозерского городского прокурора удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами № используемые под размещение автомобильной дороги общего пользования местного значения – «Подъезд к <адрес>» <адрес> сельского поселения Приозерского района Ленинградской области.
В удовлетворении административных исковых требований к администрации муниципального образования Красноозерное сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Приозерский городской суд Ленинградской области.
Судья Н.С. Левичева
Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2022 г.