Решение по делу № 2-412/2023 от 23.06.2023

43RS0042-01-2023-000367-77

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июля 2023 года пгт Юрья Кировской области

Юрьянский районный суд Кировской области в составе председательствующей судьи Братухиной Е.А.,

с участием и.о. прокурора Юрьянского района Ковалева М.Н.,

при секретаре Козловских О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-412/2023 по иску и.о. прокурора Юрьянского района в интересах неопределённого круга лиц к МО «Юрьянский муниципальный район» в лице администрации Юрьянского района о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Юрьянского района Кировской области обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному образованию «Юрьянский муниципальный район» в лице администрации Юрьянского района о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование иска указал, что ответчик является собственником подземных источников водоснабжения – разведочно-эксплуатационных скважин №№ 5014 и 4259, расположенных в д. Подгорцы и используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения. В ходе прокурорской проверки установлено, что ответчиком в нарушение требований ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 7 Закона Кировской области «О местном самоуправлении в Кировской области», частей 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», статей 7.1, 27, 43 Водного кодекса РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 8, 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также в нарушение Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» не разработаны проекты зон санитарной охраны используемых подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения с. Подгорцы (артезианских скважин № 2014 и № 4259), в установленном порядке не получены санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны, что создаёт реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, потенциальный риск возникновения заболеваний населения. По результатам проверки в адрес главы администрации Юрьянского района 10.05.2023 внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако меры к устранению указанных нарушений не приняты.

Просит обязать администрацию Юрьянского района организовать разработку проекта зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны разведочно-эксплуатационных скважин № 2014 и № 4259 д. Подгорцы Юрьянского района.

В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика Ладыгина Н.А. исковые требования признала по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, в котором указала, что стоимость работ по установлению санитарно-защитных зон, согласно полученному коммерческому предложению, составит 300000 рублей, срок их проведения 5 месяцев. В бюджет района на 2023 г. денежные средства на указанные цели не заложены, будут предусмотрены при планировании бюджета на 2024 год, в связи с чем просит установить срок для выполнения указанных работ до 31.12.2024.

Представители третьих лиц МУП ЖКХ «Гарант», ТО Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Юрьянском районе в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

При данных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся третьих лиц.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В силу требований п. 4 ч. 1, ч. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится организация водоснабжения населения и водоотведения в сельских поселениях.

В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 1.1 Федерального закона 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», водоотведение – прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; водоснабжение – водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водопроводная сеть – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; централизованная система холодного водоснабжения – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), – юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

В соответствии с ч. 4 ст. 2 Водного кодекса РФ, Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что муниципальное образование «Юрьянский муниципальный район Кировской области» с 23.12.2021 является собственником разведочно-эксплуатационной скважины № 4259, расположенной по адресу: Кировская область, Юрьянский район. д. Подгорцы, ул. Кольцевая, соор. 3, и с 22.12.2021 - разведочно-эксплуатационной скважины № 5014, расположенной по адресу: Кировская область, Юрьянский район. д. Подгорцы, ул.Новая, соор. 4 (л.д. 47-50, 51-54).

Указанные скважины переданы в хозяйственное ведение МУП ЖКХ «Гарант» (л.д. 30, 31-36).

Право хозяйственного ведения зарегистрировано за МУП ЖКХ «Гарант» 24.10.2022, которое осуществляет следующие виды деятельности: забор, очистка и распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод (л.д. 12).

Согласно пп. 4 п. 1 статьи 8 устава МО «Юрьянский муниципальный район Кировской области» к вопросам местного значения района относится организация в границах сельского поселения водоснабжения населения и водоотведения (л.д. 10-11).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02».

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.41110-02, зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Пункт 1.6 СанПиН 2.1.41110-02 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.11 СанПиН 2.1.41110-02).

Согласно п. 1.13 Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В силу п. 1.17 СанПиН 2.1.41110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

Исходя из указанных норм, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, лежит на органе местного самоуправления.

Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что проекты санитарно-защитных зон разведочно-эксплуатационной скважины № 4259, расположенной по адресу: Кировская область, Юрьянский район. д. Подгорцы, ул. Кольцевая, соор. 3, и разведочно-эксплуатационной скважины № 5014, расположенной по адресу: Кировская область, Юрьянский район. д. Подгорцы, ул.Новая, соор. 4, не разработаны (л.д. 17, 23-25).

Отсутствие проектов зон санитарной охраны и санитарно-эпидемиологических заключений на них создаёт реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, потенциальный риск возникновения заболеваний среди населения, в связи с чем требования прокурора, заявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц, которые имеют право на благоприятную окружающую среду, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая мнение сторон, исполнение администрацией муниципального образования обязательств средствами бюджета района, а также необходимость определённого периода времени для устранения выявленных нарушений, суд полагает возможным установить срок для исполнения ответчиком возложенной судом обязанности до 31.12.2024.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. прокурора Юрьянского района удовлетворить.

Обязать администрацию Юрьянского района Кировской области в срок до 31 декабря 2024 года организовать разработку проектов зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны разведочно-эксплуатационных скважин № 5014 и № 4259, расположенных в д. Подгорцы, Юрьянского района.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Юрьянский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Братухина

Мотивированное решение изготовлено 21.07.2023.

Судья Е.А. Братухина

2-412/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
И.о.прокурора Юрьянского района Кировской области , в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Юрьянского района Кировской области
Другие
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Юрьянском районе
МУП ЖКХ "Гарант"
Суд
Юрьянский районный суд Кировской области
Дело на странице суда
yuryansky.kir.sudrf.ru
23.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2023Передача материалов судье
27.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2023Судебное заседание
21.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2023Дело оформлено
17.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее