Дело № 2а-848/2020
Решение
именем Российской Федерации
27 июля 2020 года с. Пестрецы
Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Фасхутдинова Р.Р.,
с участием заместителя прокурора Пестречинского района Республики Татарстан Глухова П.В.,
представителя административного ответчика Сиваева П.В.,
представителей заинтересованных лиц Габдуллина В.Э. и Архиповой А.А.,
при секретаре Ларионовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пестречинского района Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным,
установил:
Прокурор Пестречинского района Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику о признании бездействия незаконным и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления за мусульманском кладбищем в с. Пестрецы Пестречинского района Республики Татарстан в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Свои доводы прокурор мотивировал тем, что проведенной прокуратурой района проверкой исполнения природоохранного законодательства в части организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора Исполнительным комитетом Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан установлено, что за мусульманском кладбищем в с. Пестрецы Пестречинского района Республики Татарстан имеется несанкционированная свалка отходов и мусора.
Данные нарушения ведут к загрязнению окружающей среды, что нарушает право граждан, проживающих на территории Пестречинского сельского поселения, на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
В судебном заседании заместитель прокурора поддержал доводы административного искового заявления в полном объеме.
Представитель административного ответчика – Исполнительного комитета Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Сиваев П.В. согласился с административным иском.
Представители заинтересованных лиц – Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Лаишевском, Пестречинском, Рыбно-Слободском районах Архипова А.А. и Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Габдуллин В.Э. в судебном заседании также согласились с административным иском.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1-2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно п. 14 ч. 3 ст. 15 Закона РТ от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» к вопросам местного значения сельского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Факт существования несанкционированной свалки отходов производства и потребления за мусульманском кладбищем в с. Пестрецы Пестречинского района Республики Татарстан подтверждается письмом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Лаишевском, Пестречинском, Рыбно-Слободском районах от 27 июля 2020 года №, актом экологического обследования состояния территории от 21 июля 2020 года, представлением прокуратуры Пестречинского района Республики Татарстан об устранении нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства от 27 мая 2020 года, письмом главы Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 22 июня 2020 года №, фотоснимками.
Поскольку выявленные нарушения ведут к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования «Пестречинское сельское поселение», негативно влияют на состояние природной среды, создают реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, требования прокурора Пестречинского района Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Пестречинского района Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Исполнительного комитета Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, обязав его ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления за мусульманском кладбищем в с. Пестрецы Пестречинского района Республики Татарстан в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: