Дело № 2-2249/2024
УИД 77RS0002-02-2024-002624-71
Мотивированное решение
составлено 03.09.2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2024 года г. Владивосток
Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Михайловой Т.А., при помощнике Давлятовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО6 прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «ФИО5» о возложении обязанности оборудовать пешеходный переход,
установил:
ФИО7 прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «ФИО8» об обязании оборудовать пешеходный переход, указав в обоснование заявленных требований, что Находкинской транспортной прокуратурой проведен анализ соблюдения ОАО «ФИО9» в лице Дальневосточной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «ФИО11» законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте и в сфере обеспечения доступности объектов транспортной инфраструктуры для инвалидов, в том числе, для лиц с ограниченными возможностями и маломобильных групп населения на железнодорожной станции <адрес> Дальневосточной железной дороги. На железнодорожной станции <адрес> Дальневосточной железной дороги расположен пешеходный переход через железнодорожные пути в одном уровне, отнесенный распоряжением ОАО «ФИО13» от дата № «Об утверждении Единых требований к формированию транспортно-пересадочных узлов и транспортно-пересадочных комплексов на сети железных дорог ОАО «ФИО17» ко 2 категории. ФИО18 прокуратурой установлено, что пешеходный переход железнодорожной станции <адрес> Дальневосточной железной дороги находится на балансе Дальневосточной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «ФИО19». В ходе натурного осмотра спорного пешеходного перехода дата установлено, что вопреки требованиям закона ОАО «ФИО20» в лице Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «ФИО21» не оборудовало существующий пешеходный переход резинокордовым настилом, ограждениями, зоной накопления пешеходов и устройствами автоматической сигнализации о приближении поезда. Кроме того, текущее исполнение и техническое состояние названного пешеходного перехода не отвечает требованиям, предъявляемым к переходам для использования маломобильным группами населения. Доводы, изложенные в исковом заявлении подтверждаются копией представления ФИО22 прокурора от дата, копией протокола разбора от дата, копией перечня санкционированных пешеходных переходов от дата. С целью устранения выявленных нарушений закона ФИО23 прокурором дата внесено представление начальнику Дальневосточной дирекции инфраструктуры - ОАО «ФИО24», по результатам рассмотрения, которого доводы прокурора нашли свое подтверждение. Однако реальных мер к устранению допущенных нарушений закона не принято. В данном случае прокурором подается заявление в защиту инвалидов, лиц с ограниченными возможностями, а также иных лиц, пользующихся объектом транспортной инфраструктуры. С учетом этого, просит возложить на ОАО «ФИО25» обязанность в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пешеходный переход железнодорожной станции <адрес> Дальневосточной железной дороги резинокордовым настилом, ограждением, зонами накопления пешеходов, устройством автоматической сигнализации и приближении поезда.
В судебном заседании помощник ФИО26 прокурора ФИО2 исковые требования поддержала.
Представитель ОАО «ФИО27» ФИО3 по доверенности в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, представила суду письменный отзыв на иск, в котором указано, что в обоснование исковых требований прокурор ссылается на п.6.3 «СП 227.1326000.2014 Свод правил. Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями», утв. Приказом Минтранса России от 02.12.2014 №333, между тем, настоящий свод правил не распространяется на действующие железнодорожные пути, иные объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, автомобильные дороги и инженерные сети, пересекающие железнодорожные пути, если данные пути, объекты, автодороги и инженерные сети не являются объектом реконструкции или его неотъемлемой реконструируемой частью. Требования прокурора об оборудовании пешеходного перехода на железнодорожной станции <адрес> в соответствии с СП 227.1326000.2014 являются незаконными. Прокурором не представлено доказательств того, что материал, из которого выполнен пешеходный переход на станции <адрес>, не соответствует указанным параметрам. В настоящее время ОАО «ФИО28» выполнена укладка резинокордового настила на указанном пешеходном переходе. Доказательств того, что покрытие перехода на станции <адрес> не находится в одном уровне с верхом рельсов, истцом не представлено. Истцом не представлены доказательства принятия ОАО ФИО29 решения о необходимости оборудования пешеходного перехода на железнодорожной станции <адрес> дополнительно автоматической сигнализацией (локальный нормативный акт). Ссылка прокурора на СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» также является безосновательной, поскольку в соответствии с п. 4.1. требования данных правил необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, приспосабливаемых зданий и сооружений. Доводы прокурора о нарушении ОАО «ФИО30» ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части необеспечения инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условий для беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры и предоставляемых в них услугам, пользования железнодорожным транспортом, в том числе возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты транспортной инфраструктуры, являются необоснованными. На железнодорожной станции Фридман оказание помощи маломобильным группам населения, в том числе инвалидам, использующим кресла-коляски, в передвижении, в приобретении билетов, в посаде в поезда дальнего и пригородного сообщения осуществляется в соответствии с Порядком обслуживания маломобильных пассажиров на объектах Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств от дата. В ОАО «ФИО31» создан и функционирует Центр содействия мобильности (ЦСМ), операторы которого в круглосуточном режиме, без выходных дней осуществляют прием, регистрацию, передачу участника перевозочного процесса и мониторинг исполнения заявок на сопровождение маломобильных пассажиров и оказание им помощи. Таким образом, в ОАО «ФИО32» реализуется комплекс мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры путем сопровождения инвалидов, оказание помощи инвалидам в преодолении барьеров, препятствующих получению инвалидами услуг наравне с другими лицами. Доказательств, свидетельствующих о неэффективности и (или) недостаточности принятых ОАО «ФИО33» мер для соблюдения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам транспортной инфраструктуры истцом не представлено. Установление срока исполнения решения 5 месяцев сделает решение суда неисполнимым, учитывая большое количество аналогичных исков прокурора к железной дороге в пределах Приморского края и сложность всех необходимых процедур, которые необходимо соблюсти при оборудовании пешеходного перехода, учитывая, что часть указанных процедур может быть реализована только в рамках долгосрочных инвестиционных программ.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пп.1,2 ст.1 Федерального закона от 10.01.2023 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 20 ФЗ № 17-Ф3 владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В силу п. 1 ст. 21 ФЗ №17-Ф3 железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.
Статьей 80 Федерального закона от 10.01.2003 №18-Ф3 «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» предусмотрено, что пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа объектам транспорта и предоставляемым в них услугам, пользования железнодорожным транспортом; в том числе возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты транспортной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
В силу п.п.2,10,11,12 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса России от 27.01.2022 №20 требования распространяются на физических лиц, в том числе пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с размещением объектов повышенной опасности и проведением в них работ.
Проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах.
При проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, а также другими местами, предусмотренными для перехода и обозначенными информационными знаками, следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами или работниками железнодорожного транспорта, при этом проезд гражданина в инвалидной коляске через железнодорожные пути допускается по пешеходным переходам в одном уровне с железнодорожными путями с сопровождающим, а также по мостам и тоннелям, оборудованным специальными устройствами беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения.
Назначение пешеходных переходов состоит в создании условий для удобного, быстрого и безопасного перехода граждан (группы граждан) через железнодорожные пути в одном уровне рельсами.
В силу п. 2 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 19.12.2013 №473 перевозчики, владельцы инфраструктур и иные организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, поездов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
Приказом Министерства транспорта РФ от 23 июня 2022 г. № 250 утверждены Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
В силу п. 2 ПТЭ правила и приложения к ним обязательны для выполнения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, работы (услуги), связанные с техническим обслуживанием и ремонтом железнодорожных путей, сооружений и устройств инфраструктуры, железнодорожных путей необщего пользования и находящихся на них сооружений и устройств, железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, охраной объектов железнодорожного транспорта и грузов, и работниками железнодорожного транспорта.
В соответствии с п.п. 6 и 41 ПТЭ владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта обязан содержать все сооружения и устройства инфраструктуры в исправном и работоспособном техническом состоянии. Ответственными за содержание и исправное техническое состояние сооружений и устройств железнодорожного транспорта с обеспечением периодичности выполнения ремонтов, установленных нормативной технической документацией, являются работники непосредственно их обслуживающие.
В силу п. 34 ПТЭ сооружения, устройства и объекты инфраструктуры, предназначенные для обслуживания пассажиров и других пользователей услугами железнодорожного транспорта, в том числе маломобильных граждан, должны обеспечивать беспрепятственный доступ к ним и пользования ими.
Согласно п.35 ПТЭ на инсраструктуре, железнодорожных путях необщего пользования пешеходные переходы в одном уровне с железнодорожными путями оборудуются пешеходными настилами, указателями предупредительными надписями. Владелец инфраструктуры (владелец железнодорожных путей необщего пользования) локальным нормативным актом определяет перечень пешеходных переходов, которые дополнительно к указанным устройствам оборудуются автоматической сигнализацией.
В силу пп. 8.4.9, 8.4.11 Свода правил 59.13330.2020. «Доступность зданий и сооружений для маломобальных групп населения», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр помещения зданий вокзалов разных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), переходы, платформы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны быть доступными для МГН.
Согласно п. 6.3 СП 227.1326000.2014 Свод правил. Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями, утвержденного приказом Минтранса России от 2 декабря 2014 г. N 333 наземные пешеходные переходы третьей категории состоят из настила. Допускается дополнительно устанавливать ограждения и искусственное освещение. Информационная система пешеходных переходов третьей категории включает в себя предупредительные надписи, знаки (указатели, плакаты).
Железнодорожные пешеходные переходы по техническому оснащению подразделяют на регулируемые и нерегулируемые. Регулируемыми железнодорожными пешеходными переходами являются железнодорожные пешеходные переходы оборудование автоматической сигнализацией, то есть, первой и второй категории. Нерегулируемым железнодорожным переходом является железнодорожный переход не оборудованный автоматической сигнализацией, то есть, третьей категории.
В силу п. 6.15 СП 227.1326000.2014 настил железнодорожного пешеходного перехода должен быть твердым, прочным, ремонтопригодным, экологичным, не допускать скольжения. Не допускается применение в качестве покрытия на железнодорожных пешеходных переходах и на ступенях лестниц гладких или отполированных плит из искусственного и естественного камня.
В судебном заседании установлено, что Главным инженером службы пути Дальневосточной дирекции инфраструктуры – ОАО «ФИО34» дата утвержден перечень санкционированных пешеходных переходов, расположенных в одном уровне с железнодорожными путями в границах Дальневосточной железной дороги.
В ходе проведенного Находкинской транспортной прокуратурой анализа соблюдения ОАО «ФИО35» в лице Дальневосточной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «ФИО36» законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте и в сфере обеспечения доступности объектов транспортной инфраструктуры для инвалидов, в том числе, для лиц с ограниченными возможностями и маломобильных групп населения, установлено, что на железнодорожной станции <адрес> <адрес> Дальневосточной железной дороги расположен пешеходный переход через железнодорожные пути в одном уровне, отнесенный распоряжением ОАО «ФИО37» от дата года № 1945р «Об утверждении Единых требований к формированию транспортно-пересадочных узлов и транспортно-пересадочных комплексов на сети железных дорог ОАО «ФИО38» ко 2 категории (таблица 7.3 к Распоряжению), для которого дополнительно предусмотрен резиново-металлический настил, ограждение на расстоянии не менее 5 м с каждой стороны, зоны накопления пешеходов и устройства автоматической сигнализации о приближении поезда.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства пешеходный переход, расположенный на железнодорожной станции <адрес> Дальневосточной железной дороги, не оборудован резинокордовым настилом, ограждениями и зоной накопления пешеходов, устройством автоматической сигнализации о приближении поезда, не отвечает требованиям, предъявляемым к переходам для использования маломобильными группами населения.
Не оборудование пешеходного перехода резинокордовым настилом в одном уровне с головкой рельсов создает угрозу травмирования инвалида-колясочника при пересечении данного участка пути, а отсутствие на пешеходном переходе установленных ограждений, зоны накопления пешеходов, устройства автоматической сигнализации о приближении поезда создает угрозу травмирования пешеходов при пересечении участка пути железнодорожным подвижным составом.
Вышеуказанные нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте являются недопустимыми, поскольку создают угрозу для безопасности движения на железнодорожном транспорте, а также угрозу для жизни и здоровья граждан, к тому же нарушают права лиц с ограниченными возможностями на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества и реализацию своих потребностей.
С целью устранения выявленных нарушений закона ФИО39 прокурором дата внесено представление начальнику Дальневосточной дирекции инфраструктуры – ОАО «ФИО40», по результатам рассмотрения, которого реальных мер к устранению нарушений не принято.
В ходе проведенного дата осмотра установлено, что ОАО «ФИО41» не оборудовало существующий пешеходный переход резинокордовым настилом, ограждениями, зоной накопления пешеходов и устройствами автоматической сигнализации о приближении поезда.
Доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время ОАО «ФИО42» выполнена укладка резинокордового настила на указанном пешеходном переходе, опровергаются представленными прокурором в ходе рассмотрения настоящего дела фотоматериалами, из которых усматривается, что текущее исполнение и техническое состояние названного пешеходного перехода не отвечает требованиям, предъявляемым к переходам для использования маломобильными группами населения.
Ссылка представителя ответчика на абзац 4 раздела 1 «СП 227.1326000.2014», согласно которому настоящий свод правил не распространяется на действующие железнодорожные пути, иные объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, автомобильные дороги и инженерные сети, пересекающие железнодорожные пути, если данные пути, объекты, автодороги и инженерные сети не являются объектом реконструкции или его неотъемлемой реконструируемой частью, подлежит отклонению с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.07.2019 N 1943-О, согласно которой в случае, если до реконструкции или капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры собственники не могут выполнить условия обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, изложенные в статье Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, то они должны принимать меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.
Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Определить (индивидуализировать) круг лиц, чьи права и законные интересы нарушаются, не представляется возможным, так как это могут быть любые граждане - жители Приморского края и пользователи объекта транспортной инфраструктуры.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Поскольку ответчиком обязанность оборудованию пешеходного перехода железнодорожной станции <адрес> Дальневосточной железной дороги резинокордовым настилом, ограждением, зонами накопления пешеходов, устройством автоматической сигнализации о приближении поезда не исполнена, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению с установлением срока для исполнения обязанностей в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
исковое заявление ФИО15 прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «ФИО16» о возложении обязанности оборудовать пешеходный переход удовлетворить.
Возложить на Открытое акционерное общество «ФИО14» (ИНН №) обязанность оборудовать пешеходный переход железнодорожной станции <адрес> Дальневосточной железной дороги резинокордовым настилом, ограждением, зонами накопления пешеходов, устройством автоматической сигнализации о приближении поезда, в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Т.А.Михайлова